Смотрю я, смотрю на малоснежную нашу нынешнюю зиму и немного (совсем чуть-чуть!) ностальгирую по тем временам, когда зимы были снежнее, а сам я как минимум половину четверти проводил уроки по лыжной подготовке. По разным причинам (и объективным, и субъективным не провожу уже несколько лет. Последними, пожалуй, детьми, кого я ставил на лыжи, были нынешние восьмиклассники, когда были ещё крохами. Так что это статья по прошлым воспоминаниям и ощущениям.
Я уже упоминал, что работаю в школе, где относительно много учеников, мало помещений и есть вторая смена. Естественно, что любое изменение расписания в таких условиях вызывает предынфарктное состояние у завучей и координатора вышеупомянутого расписания. Само собой, что речь о сдвоенных уроках по лыжной подготовке даже не шло. Это, кстати, и стало одной из причин того, что я убрал из рабочей программы лыжи. Реально, для того чтобы провести полноценный лыжный урок за 40 минут, постараться надо немало. Всё занятие должно быть расписано даже не по минутам, а по секундам. Без предварительной подготовки сие просто неосуществимо.
К урокам по лыжной подготовке в 1 классе я начинал готовиться с 1-й четверти. Начало - это родительское собрание в октябре. Сообщение родителям о неизбежности уроков лыжной подготовки, рассказ об инвентаре, одежде, температурном режиме. занятий. У меня долгое время была довольно неплохая материальная база для занятий лыжами, хотя и составленная из недорогого инвентаря. К сожалению, бюджетные рантовые ботинки и не менее бюджетные пластиковые палки живут гораздо меньше таких же бюджетных пластиковых лыж. В итоге, я до сих пор могу похвастаться почти 50 парами лыж, но полных комплектов могу собрать только 4-20 (от возраста зависит, роста и размера ноги). По этой причине на родителей падает весьма нехилая финансовая нагрузка.
Проблема в скорости подготовки к лыжным урокам, конкретно, с переобуванием. Очень много времени у первачков занимает надевание и завязывание шнурков у рантовых и полуавтоматических ботинок. Поэтому родителям всегда советую приобретать пластиковые лыжи, но крепления под обычную зимнюю обувь. Причём категорически против ременных креплений (время уйдёт ещё больше), лучше покупать пружинные. В декабре проводил общий инструктаж и для детей, и для родителей. Устраивал несколько "тренировок" по переодеванию и переобуванию. На то же тратили первые два урока непосредственно по разделу. Когда убеждался, что можем подготовиться к уроку за время перемены, можно и на лыжню выходить.
Моя задача в 1 классе была - минимизировать время подготовки. Если мы успевали выйти на лыжную площадку через 5-7 минут после окончания перемены - это самый успешный успех. Площадку для уроков размещал на универсальной площадке рядом со школой, стандартного для таких площадок размера: 42*22 м. Размечал круговую лыжню и 5-6 параллельных. Урок делил на 4 части. Первая часть - общеразвивающие упражнения. Выполняли их за пределами лыжни на утоптанной площадке. После окончания (комплекс из 8-10 упражнений) сразу надевали лыжи.
Вторая часть - обучение ступающему и (чуть позже) скользящему шагу). Моя основная задача была, чтобы дети научились попеременному скольжению, а не на двух лыжах сразу. Обучение проводил на параллельных лыжнях после неоднократных показов и подводящих упражнений. Третья часть - это игры (мог заменить непрерывным передвижением, если дети готовы технически, маскировал это под соревнования, естественно, с награждением). Игры можно проводить как на лыжне ("Кто быстрее", "Кто дальше"), так и на другой площадке (утоптанной). Здесь можно провести игру вроде салок наоборот (игра "Охота на волка", когда все дети пытаются догнать и осалить учителя). Четвёртая часть - снижение нагрузки и рефлексия. Зачастую проводил уже в спортзале во время переобувания.
Замечу, что всё это надо делать с чётким соблюдением хронометража урока, иначе ничего не получится.