Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Давление повысилось и суперджеты перестали летать. Пилот объяснил, нормально ли это

В пятницу, 7 февраля, в Петербург аномально повысилось атмосферное давление. Так сильно, что самолеты «Сухой Суперджет» перестали вылетать из аэропорта Пулково. Ограничения коснулись только их. Пилот объяснил, нормальная ли это ситуация.

Самолёты «Сухой Суперджет 100», составляющие основу парка авиакомпании «Россия», 7 февраля неожиданно не смогли выполнять рейсы из Петербурга. Этот перевозчик является базовым для аэропорта Пулково.

«Суперджеты» также составляют основу флота авиакомпаний «Азимут» и Red Wings, а также эксплуатируются рядом других перевозчиков. Кроме того, эти самолёты играют ключевую роль в программе «Шаттл», запущенной группой «Аэрофлот». Программа предусматривает высокочастотные рейсы между Петербургом и Москвой с возможностью гибкой смены времени вылета для пассажира.

Отмена рейсов была связана с аномально высоким атмосферным давлением, вызванным сдвигом воздушных масс.

«В таких условиях «Суперджеты» не могут летать, поскольку для взлёта из Пулково им требуется, чтобы давление не превышало 1052 гПа. В данный момент в Санкт-Петербурге оно достигло 1054 гПа (почти 800 мм рт. ст.)», – говорится в сообщении сайта Frequentflyers.

«Аэропорт Пулково информирует о корректировке расписания полётов некоторых авиакомпаний в связи с аномально высоким атмосферным давлением. Ожидается, что погодные условия нормализуются к вечеру 8 февраля», – говорится в официальном заявлении аэропорта.

За двое суток в Петербурге было отменено около 100 рейсов.

Скриншот табло аэропорта Пулково. SU95 – обозначение суперджета
Скриншот табло аэропорта Пулково. SU95 – обозначение суперджета

По данным «Фонтанки», 7 февраля в Санкт-Петербурге зафиксировано рекордное давление для февраля – 1055,1 гПа (791,33 мм рт. ст.). К 9 февраля давление и график вылетов нормализовались.

Пилот Airbus A320 Михаил Парканский прокомментировал сложившуюся ситуацию.

Как давление влияет на самолёты?

По словам Михаила, такие погодные условия – явление редкое, но не уникальное. Иногда над регионом устанавливается мощный антициклон, который приводит к резкому повышению давления. В авиации оно измеряется в гектопаскалях, и если оно превышает 1020 hPa (гПа), считается высоким. Сейчас же в Санкт-Петербурге оно достигло 1056 hPa, что создало сложные условия для полётов.

-3

Основная проблема заключается в работе высотомеров. В большинстве самолётов они настроены на работу в диапазоне от 950 до 1050 hPa. Если давление выходит за эти границы, приборы не могут точно определить высоту. В условиях взлёта и посадки это особенно критично, поскольку ошибка даже в несколько метров может повлиять на безопасность полёта.

Почему именно «Суперджет»?

«Суперджет 100» имеет более жёсткие ограничения, чем другие воздушные суда. Его системы калиброваны так, что при давлении выше 789 мм ртутного столба (или 1052 hPa) высотомер перестаёт корректно отображать данные. Это означает, что пилоты не могут точно определить, на какой высоте находится самолёт.

Некоторые модели Airbus и других производителей также сталкиваются с подобными проблемами, но в их операционной документации предусмотрены альтернативные процедуры. Например, пилоты могут вручную пересчитать высоту, добавляя или убавляя определённые значения, исходя из давления. В случае с «Суперджетом» такая процедура либо не предусмотрена, либо не была сертифицирована.

В теории авиакомпании могли бы внедрить процедуру ручной коррекции высоты. Это требует от пилотов пересчёта показаний высотомеров с учётом отклонений давления: на каждые 10 hPa разница составляет около 300 футов (примерно 100 метров). Однако такая процедура требует специальной подготовки экипажей и дополнительных сертификаций.

В авиации подобные функции нередко предлагаются в качестве дополнительной опции. Производители самолётов взимают за это отдельную плату, и авиакомпании не всегда готовы её платить. Например, перевозчики, которые работают в северных широтах, чаще сталкиваются с высокими давлениями и могут приобретать такие опции. В южных регионах, напротив, более актуальна проблема низкого давления.