Клоны, производные от «ведьминых метел» (ВМ) кедра сибирского весьма разнообразны по скорости роста. В 10-летнем возрасте высота клона 036 ‘Тамагочи’ в 10 раз меньше, чем высота обычного дикого кедра. А высота клона 040 ‘Большой Он’ составляет от обычного кедра 80%, а то и больше. Самые низкорослые и компактные (миниатюрные) клоны в большинстве своем стерильны. Но даже и без них разнообразие получается довольно большое. Насколько оно проявляется в разнообразии их семенного потомства? На примере полусемей ‘Дитя Биосферы’ и ‘СПП’ мы в прошлый раз убедились, что они сильно различаются, причем, с возрастом различия усиливаются, становятся видны издалека. Посмотрим их на каких-то других примерах.
Клоны 038 ‘Он-и-Она’, 040 ‘Большой Он’, 042 ‘Пуртах Нимэ’ и 044 ‘Стоктыш’ происходят с Западного Саяна. Они характеризуются относительно высокой скоростью роста, относительно рыхлой кроной и высочайшим уровнем апикального доминирования из всех кедровых клонов, производных от ВМ. Эти их свойства, в основном, наследуются мутантными полусемьями.
Деревцу 10 лет, высота 105 см. Приросты увеличивались на всем протяжении его жизни и на 10-м году достигли 25 см. Апикальное доминирование сильнейшее, вершина острая, крона узкая. Такие деревца нравятся многим. Люди уверены, что обычные кедрики, просто очень хорошие. Нет, они необычные, но выглядят как идеальные обычные. В этом их ценность.
Клон 040 ‘Большой Он’ тоже не карликовый, с зауженной кроной. Эти свойства отлично проявляются в мутантной половине его семенного потомства:
Он еще маленький, возраст всего 6 лет. В таком возрасте и ‘Дитя Биосферы’, и ‘СПП’, и представители других карликовых полусемей выглядят конкретными «плюшками». А у этого высота чуть не в два раза больше ширины. Густота тоже вполне приличная: видно, что это не простой кедрик.
Потомство клона 042 ‘Пуртах Нимэ’ с синдромом ВМ явно относится сюда же. С этой семьей у нас был такой случай. В конце 3-го года жизни мы пересадили их из посевного отделения в хорошее место для дальнейших испытаний. Им это понравилось. Поэтому к концу 4-го года жизни они выглядели вот так:
Мы, конечно, обрадовались. Это крайне редкое сочетание признаков: компактность + длиннохвойность. На радостях даже дали собственное имя этой полусемье – ‘Барабашка’. Прозрение наступило уже в следующем году:
Почему так получилось? Потому, что на 3-м году жизни в их почках было заложено совсем мало пучков хвои с соответствующими междоузлиями. Даже оказавшись в благоприятных условиях они не могли дать длинных побегов. А дать длинную хвою очень даже могли. И дали. В этом же сезоне у них сформировались мощные почки. Из которых в следующем году случился «выстрел». ‘Барабашку’ пришлось отменять. Дальше – больше. Приросты продолжали увеличиваться. При сильнейшем апикальном доминировании. Проследим это на примере.
Клон 044 ‘Стоктыш’ не выделяется высокой скоростью роста. В этом отношении он похож на такие томские клоны, как ‘Президент’ и ‘Плантационный’. Но мутантная часть его семенного потомства растет на удивление быстро: чуть не быстрее всех. Но чересчур узкой кроной, в отличие от других западно-саянских клонов, не отличается. Проследим за развитием типичного экземпляра:
Дерево также сильно напоминает обычный, но неправдоподобно «богатый» кедр. Это иллюзия. Обычный кедр в этом месте и в этом возрасте был бы высотой метров 5 и крону имел бы отнюдь не такую «содержательную».
Предваряя вопросы, доложу о плодоношении этих сортов. Пока, за первые 25 лет их жизни, не было отмечено ни одного случая плодоношения. Микростробилов (мужских шишек, производящих пыльцу) тоже не было. Но те и другие, я так думаю, вот-вот появятся. Об этом, в частности, говорит пример с сосной обыкновенной. У нас есть точно такие же карликовые полусемьи от сосновых ВМ. Так вот, многие их представители уже плодоносят. Кедр отличается от сосны лишь более сдержанными темпами онтогенеза. Подождем.
Представляют ли ценность размноженные семенным способом полусемьи носителей синдрома ВМ с не очень-то замедленной скоростью роста? Я так думаю, представляют! Во-первых, в 20-летнем возрасте даже самый мощный представитель любой такой семьи примерно в 2 раза ниже обычного кедра. Во-вторых, его крона не меньше, чем в 2 раза гуще и декоративней. Вернитесь еще раз к фотографиям и посмотрите на нее. Нижняя часть кроны просто богатейшая. У обычного кедра такая в принципе невозможна. Поэтому мы настоятельно рекомендуем этот посадочный материал тем людям, которым нужен кедр среднего размера, при этом очень густой и красивый.
В отличие от карликовых и полукарликовых полусемей, среднерослые полусемьи пока не имеют собственных названий. Вы не поверите почему. Потому, что мы еще не придумали им названий: фантазия наша истощилась в самый неподходящий момент. Отсюда возникла идея попросить «помощь зала». Напомню, что названия по сложившейся традиции надо придумывать не «от фонаря». Название должно быть ярким, красивым, но при этом обязательно «наследственным», как у Шарикова. Поэтому для стимуляции вашей творческой деятельности я тут же размещу краткую информацию про названия исходных клонов: чтобы вам было от чего отталкиваться.
010 Идеал – идеальная красота и симметрия
016 Семинский – Семинский перевал на Центральном Алтае
018 ЗСП – Западно-Саянский перевал
020 Субальпийский – Западно-Саянское высокогорье
034 Изумруд – необычно яркий сине-зеленый цвет хвои
038 Он-и-Она – это не местоимения, а собственные названия двух рек, в месте слияния которых найдена исходная ВМ
040 Большой Он – название реки на Западном Саяне
056 Алтын-Кёль – одно из названий Телецкого озера (Северо-Восточный Алтай)
086 Эльвина – имя девушки, которая имела отношение к находке исходной ВМ
Если кто-то придумает понравившееся нам название, оно и будет использоваться for ever с указанием автора. Кроме того, автор получит бесплатно один экземпляр данного сорта, разумеется, если он сам приедет в наш питомник или пришлет полномочного представителя (выслать что-то по почте у нас получится вряд ли). Время пошло! Ну а в следующий раз я остановлюсь на том, в каком виде это всё у нас продается, для чего оно предназначено и как за ним ухаживать.