Найти в Дзене
Историческое оружиеведение

Последний армейский пистолет СССР

Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл статей об истории развития советского оружия. И сегодня поговорим о пистолете, который был разработан Павлом Васильевичем Воеводиным в самом конце 1930-х годов и может считаться последним советским армейским пистолетом. Хотя конструктивные недостатки пистолета Токарева, разработанного к конкурсу 1929 года, принятого на вооружение Красной армии в 1930 году и модернизированного в 1933 году, были хорошо известны - самопроизвольно выпадающий магазин и отсутствие ручного предохранителя - тем не менее, обосновывая в 1939 году необходимость принятия на вооружение "единого общевойскового пистолета", конкурсная комиссия сделал акцент на невозможности принятия ТТ на вооружение автобронетанковых войск - из пистолета нельзя было стрелять через амбразуры боевых машин из-за кожуха затвора. Конкурс на новый армейский пистолет под патрон 7,62х25 мм был объявлен в мае 1938 года - участники должны были представить проекты к 1 декабря 1938 года. Однако,
Оглавление

Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл статей об истории развития советского оружия. И сегодня поговорим о пистолете, который был разработан Павлом Васильевичем Воеводиным в самом конце 1930-х годов и может считаться последним советским армейским пистолетом.

Небольшое введение

Хотя конструктивные недостатки пистолета Токарева, разработанного к конкурсу 1929 года, принятого на вооружение Красной армии в 1930 году и модернизированного в 1933 году, были хорошо известны - самопроизвольно выпадающий магазин и отсутствие ручного предохранителя - тем не менее, обосновывая в 1939 году необходимость принятия на вооружение "единого общевойскового пистолета", конкурсная комиссия сделал акцент на невозможности принятия ТТ на вооружение автобронетанковых войск - из пистолета нельзя было стрелять через амбразуры боевых машин из-за кожуха затвора.

Конкурс на новый армейский пистолет под патрон 7,62х25 мм был объявлен в мае 1938 года - участники должны были представить проекты к 1 декабря 1938 года. Однако, конструкторы управились раньше - в октябре 1938 года были рассмотрены пять представленных пистолетов, из которых три были отправлены на доработку, как не прошедшие тест на живучесть деталей, а пистолеты Коровина и Ракова-Кузмищева были допущены до испытаний в НИПСВО и выдержали 1516 и 1068 выстрелов соответственно.

Однако, результаты не устроили советских военных начальников, и в ноябре 1938 года конкурс был продлен до 1 марта 1939, причем в приказном порядке потребовали привлечь "широкий круг изобретателей-конструкторов" из завода 180 (Ижевск), завода 173 (Тула), ЦКБ-2 (Ковров), ЦКБ-14 (Тула), ЦКБ-15 (Москва).

В марте 1939 года после испытаний на полигоне лучшими были признаны пистолеты Ракова, Коровина, Воеводина и Токарева - все они были рекомендованы для доработки.

В мае 1939 года доработанные пистолеты были вновь испытаны на полигоне, и лучшими были признаны пистолеты Ракова и Коровина - пистолет Ракова был представлен к первой премии и рекомендован к производству, а пистолет Коровина был представлен к второй премии.

Но после того, как оба пистолета были представлены К.Н. Ворошилову, решение было им отменено, а комиссии было дано указание продолжить совершенствование пистолетов - по его мнению, пистолет Ракова дал слишком большое количество задержек, а пистолет Коровина стрелял недостаточно точно.

На следующих испытаниях, в июле 1939 года победителем был признан пистолет Воеводина.

Пистолет Воеводина (вероятно, из коллекции Тульского музея оружия).
Пистолет Воеводина (вероятно, из коллекции Тульского музея оружия).

Особенности конструкции

Автоматика пистолета работала от энергии отдачи ствола при его коротком ходе.

Запирание-отпирание осуществлялось боевой личинкой, вращающейся в вертикальной плоскости, которая, поднимаясь, входила в зацепление с затвором (по типу Mauser С96).

Ударно-спусковой механизм курковый (курок внешний), одинарного типа и смонтирован одним блоком, как у ТТ.

Пистолет имел два варианта "оформления" ствола: в одном образце ствол был закрыт кожухом, который жестко крепился к раме, во втором кожух отсутствовал.

Ствол был жестко соединен со ствольной коробкой, внутри которой находился затвор, на тыльной стороне которого имелись полукруглые выступы с вертикальной насечкой.

Пистолет Воеводина в разобранном виде. Обратите внимание на кожух ствола.
Пистолет Воеводина в разобранном виде. Обратите внимание на кожух ствола.

Для предупреждения преждев­ременных выстрелов с левой стороны затворной ра­мы предусмотрен выключатель спусковой тяги, ко­торый может подняться вверх и войти в вырез ствольной коробки только в крайнем переднем положении ствольной коробки.

Прицел постоянный, рассчитанный на 25 м (по словам Болотина, существовал и вариант пистолета с прицелом, рассчитанным на 300 м, вероятно, для использования с кобурой-прикладом).

Питание осуществлялось из отъемного коробчатого магазина, рассчитанного на 9 патронов 7,62х25 мм ТТ.

Пистолет Воеводина из собрания Тульского музея оружия. Вид сверху.
Пистолет Воеводина из собрания Тульского музея оружия. Вид сверху.

Технические характеристики

Длина общая 210 мм
Длина ствола 113 мм
Вес б/п 0,88 кг
Патрон 7,62х25 мм
Емкость магазина 9 патронов

Судьба оружия

Однако параллельно с этим пистолетом Павел Воеводин разработал и пистолет с двухрядным магазином, рассчитанным на 18 патронов. Помимо в два раза большей емкости магазина, пистолет стал длиннее (230 мм вместо 210 мм) и тяжелее (960 г вместо 880 г б/п).

Первые испытания этого пистолета были проведены в июне 1940 года - из-за слишком большого числа задержек (6,5%) оружие их не прошло, однако емкость магазина впечатлила испытателей, и система была отправлена на доработку.

Новые испытания были проведены в марте 1941 года - параллельно с испытаниями доработанных пистолетов Коровина, Ракова и с отстрелом пистолета ТТ обр. 1933 года в качестве контрольного оружия.

Пистолет Воеводина показал лучшие результаты, особенно впечатлив присутствовавших практической скорострельностью (за счет магазина большой емкости). Как писал Д.Н. Болотин (со ссылкой на документ ЦАМО),

"наряду со скорострельно­стью пистолет Воеводина выгодно отличался от других образцов и меткостью стрельбы. Он показал также лучшие результаты по надежности действия автоматики и безотказности работы в любых усло­виях эксплуатации, не дав во время испытаний ни одной поломки деталей, и наименьшее количество задержек. Пистолет Воеводина был несколько тяжелее и крупнее ТТ, но выгодно отличался от него по всем другим характеристикам, особенно скоро­стрельностью и надежностью действия. Сравнение пистолета Воеводина с наиболее совершенными иностранными образцами показало, что по кучно­сти боя он не уступал таким иностранным пистоле­там, как "Парабеллум", Веблей-Скотт, Маузер-"Астра", а по практической скорострельности и начальной скорости пули не имел себе равных".

Отдельно отметили увеличивавшуюся точность и кучность пистолета Воеводина при использовании кобуры-приклада (вместе с ним в этот "забеге" участвовали ТТ, Browning НР и "Астра", а кобура-приклад для ТТ разрабатывалась с 1937 года в ЦКБ-14).

Пистолет Воеводина с двухрядным магазином.
Пистолет Воеводина с двухрядным магазином.
Результаты испытания на точность и скорострельность (источник: Болотин).
Результаты испытания на точность и скорострельность (источник: Болотин).

В июне 1942 года был подписан договор, согласно которому к 15 июля Ижевский завод должен был изготовить 50 пистолетов Воеводина. Однако, срок приемки партии несколько раз переносился из-за недостаточной живучести некоторых деталей.

Как писал Руслан Чумак на "Ганзе", со ссылкой на документы НИПСВО,

"В 1943 г пистолеты конструкции Воеводина серийного изготовления неоднократно испытывались и неизменно показывали неудовлетворительные результаты по безотказности работы автоматики и живучести деталей. Специальным исследованием, проведенным полигоном в октябре 1943 года, было установлено, что серия пистолетов Воеводина отладке не поддается вследствие узких пределов баланса энергии подвижных частей. В 1944 году автор сделал попытку доработать пистолеты путем постановки в них ускорителей. Испытания этих доработанных пистолетов показали, что устранение основных недостатков пистолета Воеводина не может быть осуществлено без коренных конструктивных изменений и их дальнейшая доработка была признана нецелесообразной".

В 1944 году тема была закрыта, а конструктор вернулся в Тулу.

Точное количество изготовленных пистолетов неизвестно. Источники называют цифры 500 - 1500 единиц.

В 1943 году по инициативе Главного артиллерийского управления Красной армии пистолетами Воеводина был награжден ряд военачальников, и пистолет № 524 (с магазином на 8 патронов) получил генерал-лейтенант Пантелеймон Пономаренко, начальник Центрального штаба партизанского движения.

Оружие хранится в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны.

Пистолет № 515, выданный, судя по пластине с надписью на кобуре, в рамках того же награждения, хранится в Центральном музее ВС РФ.

Пистолет № 944 - в Тульском музее оружия. Он имеет одну конструктивную особенность - выжимной предохранитель на рукояти вместо флажкового с левой стороны рамки (фото пистолета из ТМО помещено выше, а предохранитель на пистолете с магазином большой емкости можно рассмотреть на фото пистолета с магазином на 18 патронов).

Пистолет Воеводина № 515 из коллекции ЦМВС.
Пистолет Воеводина № 515 из коллекции ЦМВС.

Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"

На мой взгляд, "пистолетный" конкурс конца 1930-х - начала 1940-х годов стал, последним конкурсом на разработку именно армейского самозарядного пистолета в СССР - самозарядный пистолет Макарова, принятый на вооружение в 1951 году, был личным оружием офицера, а не пистолетом военнослужащего, а автоматический пистолет Стечкина, принятый на вооружение в том же 1951 году, был автоматической системой, предвосхищавшей нынешние PDW.

Традиция армейских пистолетов, направление развития которой было определено пистолетом Browning НР (т.н. "полноразмерный" пистолет с большой емкостью магазина), и которая уже в наши дни привела к созданию пистолетов Glock 17 и Sig Sauer М17, в СССР была прервана.

Прервана не просто так, а на основе опыта Великой Отечественной войны, который показал, что пистолет, как оружие поля общевойскового боя, устарел, и никакое увеличение емкости магазина не изменит сложившейся ситуации.

Именно в этом контексте я бы трактовал слова Сергея Гавриловича Симонова, сказанные им по поводу довоенных требований к пистолетам:

"Пистолету в вину ставили, что, видите ли, его ствол невозможно вставить в щель танка, чтобы отстреливаться. И только во время войны увидели, что, пока ты в танке, пистолет тебе не нужен (а когда ты уже не "в танке" тебе нужен уже не пистолет, а, как минимум, АПС - ИО)".

Тем не менее, следует сказать, что разработка армейских пистолетов в СССР шла вполне с учетом достижений европейских разработчиков, и, рискну предположить, что, если бы не Великая Отечественная война, на вооружение Красной армии было бы принято что-то вроде все того же НР.

Павел Васильевич Воеводин участвовал в послевоенных конкурсах на разработку самозарядного (победил Макаров) и автоматического (победил Стечкин) пистолетов, а в 1951 году старший конструктор ЦКБ-14 П.В. Воеводин был переведен для усиления КБ завода N586 МВ, будущий завод "Южмаш".

Цикл статей об истории советского оружия и патронов будет продолжен.

Не пропустите!

Почему в СССР выбрали патрон Маузера, а не Люгера можно прочитать здесь.

Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!

Хобби
3,2 млн интересуются