Ввиду появившихся в либеральных изданиях слухов о "проблемах" МС-21-310, "перетяжеленной" конструкции и "недостаточной дальности" Ростех заявил о планах разработки модели МС-21-210 (импортозамещенной МС-21-200), которая отличается меньшей пассажировместимостью, но большей дальностью. Казалось бы - нужно "решать" проблемы МС-21-310. Но есть некоторые причины, по которым в России появление МС-21-210 просто необходимо.
В любой западной линейке гражданских самолетов есть семейство моделей разной размерности. При этом чаще всего под них ещё и делают линейку "оптимизированных" моделей двигателей. Как правило, данные модели отличаются длиной фюзеляжа, пассажировместимостью, максимальной коммерческой нагрузкой, расходом топлива и тягой двигателей.
Аналоги из семейства моделей А-320/321
Например в семействе А-320/321 была малопопулярная модель А-318 которая была чуть меньше А-319 и имела на 10% меньший расход при почти такой же длине и чуть меньшей пассажировместимости. А вот модель А-319 является аналогом МС-21-210 - при чуть меньшем расходе дальность была на 800 км дальше, чем у "базовой" модели А-320. А-319 не пользовалась особым успехом в Европе из-за небольших расстояний, но в мире ее покупали.
Так почему в России производство МС-21-210 необходимый вариант?
Базовая модель МС-21-310 должна была обладать дальностью порядка 5100 км. Но в России достаточно много направлений из Москвы или Санкт-Петербурга, которые эту дальность превышают. С ростом благосостояния сюда можно также включить и ряд других направлений с запада на восток и на юг. Также часть направлений в России не имеет достаточной коммерческой загрузки для регулярных рейсах и меньшее число мест обеспечит экономию топлива по этим маршрутам.
Например по-прямой Москва-Якутск как раз получается порядка 5000 км по прямой, что для МС-21-310 станет невозможным с полной коммерческой загрузкой. Примерно в нишу МС-21-210 (дальностью до 6400 км) должны будут попадать направления:
- Москва-Благовещенск (5600 км)
- Москва-Хабаровск (6400)
- Москва-Пекин (5900 км)
- Москва-Магадан (6000 км).
- Москва-Анадырь (6200 км).
При этом эта же дальность примерна для направления на Санкт-Петербург. То есть дальность этого самолета может обслуживать более 80% регулярных рейсов.
Перспективы разработки МС-21-210
Предположим, что "слухи" о МС-21-310 не лишены основания из-за недочетов проектирования. Кроме того нельзя списывать со счетов и "детские болезни", которые являются сопутствующими для любых новых линеек самолетов. Учитывая будущие сроки разработки и полученного практического опыта при запуске в производство, проведения статических испытаний планера, оптимизации техпроцессов и рецептур по модели МС-21-310 новая модель в линейке может быть оптимизирована и вполне достичь заявленной дальности в 6400 км. Кроме того, она позволит покрыть дальность 5000 км, которые вероятно "по слухам" не сможет обеспечить МС-21-310.
Таким образом, можно не тратить время на обновление модели МС-21-310 ведь она все равно не покроет весь спектр перевозок по территории России и близлежащих стран.
Также планируемая модель МС-21-410 по сути не имеет больших перспектив, чем МС-21-310 из-за отсутствия редукторной версии ПД-18Р которая вероятно никогда и не появится. В семействе редукторных PW1000 были очень большие проблемы с надежностью. Но вот появление ПД-14М наверное ждать стоит и его поставят под крыло МС-21-310 и МС-21-210, для увеличения его экономичности и реальной дальности.