Узкий участок суши, протяженностью 65 км по прямой (или 104 км, если измерять территорию вдоль границ), получил название «Сувалкский коридор».
Территория расположена вдоль польско-литовской границы, и может соединить Беларусь с Калининградской областью.
В данной статье вспомним чья это была территория, какое стратегическое значение имела и что с ним происходило в период Второй Мировой войны.
По мнению стран НАТО, Россия «нападет» на них, с той целью, чтобы завладеть этой небольшой заболоченной территорией и разработать сухопутный маршрут, соединяющий «материковую» Россию с Калининградом через территорию Литвы и Польши.
Эти страны, бывшие союзные республики СССР, в данный момент являются членами НАТО и ограничили транзит отправлений из России, опять же, в Россию, в лице Калининградской области.
В то же время данный участок представляет собой стратегический объект для НАТО.
Именно через этот коридор Прибалтика осуществляет свою связь с Европой и остальными членами альянса. При стечении определенных обстоятельств (в теории) Россия сможет ограничить связи Прибалтики с союзниками.
Возникает закономерный вопрос: смогут ли удержать свои позиции Латвия, Эстония и Литва в случае большой войны, не имея своего военно-промышленного комплекса.
Ведь ситуация такова, что эти страны только через море могут получать некую помощь от союзников.
Как появился Сувалкский коридор?
Там, где сейчас находится интересующий нас перешеек, в 1867 – 1917 годах была расположена, так называемая, Сувалкская губерния. Это была часть Царства Польского, которое, в свою очередь, состояло в Российской империи.
С восточной и северной стороны границы обозначались рекой Неман. Несколько позже, перед началом Второй Мировой, по этой территории пролегала граница, разделяющая Литву и Польшу.
Накануне Второй Мировой войны Гитлер пытался договориться с руководством Польши о том, чтобы присвоить Сувалкский перешеек, однако поляки ответили отказом.
Иными словами, они решили не впускать немцев на земли Восточной Пруссии (а ведь Пруссия тогда входила в состав Германии).
Как значимый объект, Сувалкский коридор обозначился в 23 августа 1939-ого года, когда в Москве был подписан пакт Молотова-Риббентропа (пакт о ненападении, подписанный между Советским Союзом и гитлеровской Германией).
Спустя год, в августе 1940-ого года в состав Советского Союза вошла Литва, следовательно, интересующая нас территория стала частью нашей страны.
В то время «перешеек» называли Сувалкским выступом, поскольку он глубоко входил в территорию Советского Союза.
Поскольку Литва являлась одной из союзных республик СССР, а Польша в числе других стран в 1955-ом году подписала Варшавский договор, то в период холодной войны (1946 – 1991 гг.) Сувалкский коридор не был столь важным стратегическим объектом.
Однако, в настоящее время эта территория, находящаяся на польской и литовской территории, по мнению многих экспертов является «критическим местом» на планете, поскольку начиная с 2022 года Литва внесла ограничения на транзитные грузы через литовскую территорию.
Уточним, под транзитными грузами понимают те отправления, которые не предназначены для потребления и распределения на территории той страны, через которую они переправляются.
Иными словами: одна часть России не вправе отправлять грузы в другие части России, через территорию, принадлежащую Литве (т.е. через Сувалкский коридор, где проходит железная дорога и несколько автомобильных дорог).
Какое значение имеет Сувалкский коридор для НАТО?
Как только Польша и Литва стали странами-членами альянса, этот коридор стал для НАТО «уязвимым местом». В американских, французских и литовских СМИ стали появляться публикации о том, что коридор является «Ахиллесовой пятой» (то есть, уязвимым местом) Североатлантического альянса.
По их мнению, Россия именно оттуда может начать военные действия против НАТО. Эта международная организация, в частности, опасается того, что в случае блокировки «перешейка» Польша и Прибалтика останутся без сухопутного сообщения.
В таком случае Эстония, Латвия и Литва попадут в полу-блокаду. Вот почему НАТО заинтересовано в наращивании военной мощи Польши.
Какую позицию занимает Россия в отношении «Сувалкского коридора»?
По мнению аналитиков, значение перешейка для нашей страны преувеличено. Если рассмотреть карту дорог, проходящих из Польши в Литву, и из Москвы в Калининград через Минск, то станет очевидно: через «коридор» пролегают только автотрассы из Польши в Литву.
Трассы Беларусь – Калининград нет. Если выражаться точнее, то есть одна грунтовая узкая дорога, пролегающая через лесную и болотистую местность.
Это подобие дороги не может выполнять функцию стратегического объекта. Навряд ли для России важно это бездорожье настолько, чтобы объявлять открытый конфликт странам НАТО.
Даже в том случае, если бы этот участок принадлежал России, и на нем располагалась бы полноценная дорога с высококачественным дорожным полотном, то еще потребовались бы большие временные и финансово-материальные затраты для того, чтобы проложить дорогу до Беларуси.
В мирное время этот проект вызвал бы много споров.
Но в условиях современной политической и военной нестабильности этот вопрос не актуален.
По факту, этот «коридор» имеет стратегическое значение не для России, а для НАТО.
Поэтому сегодня там расположены войска, под видом вымышленной угрозы со стороны России.
Поддержите канал - нажмите "подписаться"👍
Это очень поможет выходу новых публикаций и продвижению канала✔
Использованы фото из открытых источников