ДЫШЛОВИК — это устаревшая железнодорожная профессия паровозной эпохи, которая была связана с обслуживанием и ремонтом "дышла" — важного элемента конструкции паровозов.
Что такое дышло?
Паровозное дышло — это важный элемент механизма паровоза, который передаёт усилие от поршня паровой машины к движущим колёсам. Оно является частью кривошипно-шатунного механизма и играет ключевую роль в преобразовании возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение колёс. Оно передает усилие от паровой машины на колеса, обеспечивая движение локомотива. Дышло является ключевым элементом в экипажной части паровозов.
Дышла бывают тяговые и сцепные:
- Тяговые передают усилие от цилиндров к ведущей оси.
Тяговые дышла служат для преобразования возвратно-поступательного движения поршня паровой машины во вращательное движение ведущей колёсной пары.
- Сцепные распределяют тягу по сцепным колёсным парам.
Сцепные дышла служат для соединения вместе комплекта движущих колёсных пар и передают усилие от ведущей колёсной пары к сцепным колёсным парам.
Обязанности дышловика:
1. Обслуживание дышла: Регулярная смазка, проверка на износ и повреждения.
2. Ремонт: Замена или ремонт дышла в случае поломки.
3. Регулировка: Обеспечение правильного положения дышла для эффективной передачи возвратно-поступательного усилия на колеса.
4. Контроль за безопасностью: Проверка надежности креплений и состояния дышла перед отправлением поезда.
Почему профессия исчезла?
С развитием железнодорожного транспорта и переходом от паровой к дизельной и электрической тяге конструкция локомотивов изменилась. Современные поезда используют другие механизмы передачи движущей силы на колеса, такие как электрические или гидро-механические передачи, которые не требуют дышла. В результате профессия дышловика стала неактуальной и исчезла вместе с уходом паровозов.
Интересный факт:
Дышло и связанные с ним профессии остались важной частью истории железнодорожного транспорта. Сегодня их можно увидеть только в музейных экспозициях, на ретро или туристических поездах, которые активно начали эксплуатировать на сети некоторых железнодорожных администраций.