Найти в Дзене

Чудесные животные Китая на книжных закладках

Сайт AliExpress довольно богат на всяческие штуки, связанные с восточным фольклором и религией. В прошлом году мне попался набор книжных закладок, оформленных под изображения священных животных китайской мифологии. Поскольку мифы и легенды Китая имеют к японскому фольклору самое прямое отношение — вместе с государственными институтами и письменностью Поднебесной Япония частично позаимствовала у неё и верования, — давайте их поразглядываем и узнаем, кто на них изображён. В первую очередь это, конечно, «Четыре божества». Процитирую свой старый пост из основной группы: Четыре Божества (кит. Сышэнь, яп. Сидзин, 四神) — священные духи-животные, которые согласно древним китайским верованиям защищали четыре стороны света, четыре части неба и владычествовали над определёнными стихиями. Традиционно в число Четырёх Божеств входят Лазурный дракон Востока (кит. Цинлун, яп. Сэйрю:, 青龍), Багряная птица Юга (кит. Чжуцюэ, яп. Судзаку, 朱雀), Белый тигр Запада (кит. Байху, яп. Бякко, 白虎) и Чёрная черепаха

Сайт AliExpress довольно богат на всяческие штуки, связанные с восточным фольклором и религией. В прошлом году мне попался набор книжных закладок, оформленных под изображения священных животных китайской мифологии. Поскольку мифы и легенды Китая имеют к японскому фольклору самое прямое отношение — вместе с государственными институтами и письменностью Поднебесной Япония частично позаимствовала у неё и верования, — давайте их поразглядываем и узнаем, кто на них изображён.

В первую очередь это, конечно, «Четыре божества». Процитирую свой старый пост из основной группы:

Четыре Божества (кит. Сышэнь, яп. Сидзин, 四神) — священные духи-животные, которые согласно древним китайским верованиям защищали четыре стороны света, четыре части неба и владычествовали над определёнными стихиями. Традиционно в число Четырёх Божеств входят Лазурный дракон Востока (кит. Цинлун, яп. Сэйрю:, 青龍), Багряная птица Юга (кит. Чжуцюэ, яп. Судзаку, 朱雀), Белый тигр Запада (кит. Байху, яп. Бякко, 白虎) и Чёрная черепаха Севера (кит. Сюаньу, яп. Гэмбу, 玄武), однако принято считать, что источником для этих существ послужили упомянутые в «Книге ритуалов» (кит. Ли цзи, 禮記) «Четыре совершенных» (кит. Сылин, 四灵) — четыре мифических животных, символизирующих процветание и долголетие. Вместо тигра, там упомянут единорог цилинь, известный японцам как кирин.

Выдержку из «Книги ритуалов» см. по ссылке выше, а я перейду к закладкам.

Лазурный дракон — Цин-лун (青龍)

Лазурный дракон Востока во всплесках дождя летит сквозь чёрные тучи, сжимая в левой лапе свою волшебную жемчужину. На «хвостике» закладки — иероглифы его имени.
Лазурный дракон Востока во всплесках дождя летит сквозь чёрные тучи, сжимая в левой лапе свою волшебную жемчужину. На «хвостике» закладки — иероглифы его имени.

Цин-лун — страж восточной стороны, а Восток считался связанным с весной, поэтому сам дракон «весеннего» сине-зелёного цвета. Он обитает в восточном квадранте небес, звёзды которого образуют фигуру, похожую на дракона. Подробнее о нём см. статью М. Мэйера. В древности Цин-лун и другие три стража оберегали мёртвых в гробницах, но в Средневековье Лазурный дракон, вместе со своим «заклятым товарищем» Белым тигром, сделался божеством врат (мэнь-шэнь, 門神), охраняя ворота и двери жилых домов. Позднее в народе Цин-луна переосмылили как спутника бога богатства. Есть картины-талисманы, на которых Лазурный дракон сыплет в так называемую «вазу, собирающую богатства» (цзюй-бао-пэнь, 聚宝瓶) золотые и серебряные слитки, кораллы и пылающие волшебные жемчуга.

Карминная птица — Чжу-цюэ (朱雀)

Карминная птица Юга летит в огненных сполохах, выдыхая языки пламени
Карминная птица Юга летит в огненных сполохах, выдыхая языки пламени

Чжу-цюэ (или Чжу-няо) — страж южной стороны. Юг был связан с жарким летом и солнцем, поэтому птица (которая выглядит как фазан или перепёлка) — красная, она воплощение огня. Однако красный цвет в Китае это символ жизни и здоровья, поэтому Карминная птица гораздо больше, чем просто огненная — она символ удачи и благополучия. Немного подробнее о её символике можно прочесть тут. В древности верили, что Чжу-цюэ относит души умерших в загробное царство, а также знает дорогу к бессмертию.

Белый тигр — Бай-ху (白虎)

Свирепый Белый тигр Запада неспешно крадётся сквозь туманную дымку.
Свирепый Белый тигр Запада неспешно крадётся сквозь туманную дымку.

Бай-ху — страж западной стороны, которая связывалась с осенью и увяданием. Вот почему тигр стал «похоронного» белого цвета. Ещё немного о его символике можно прочесть здесь. Вместе с Лазурным драконом Белый тигр составляет символическую пару: один считается повелителем неба, другой — царём земли. Считается, что это деление на два было гораздо старше деления на четыре, поэтому дракон и тигр самые старые из всех Четырёх божеств. В древности их изображали вместе как держащих солнце и луну, а в средние века они охраняли ворота и двери. Также есть представление , что тигр и дракон постоянно борются друг с другом, но их силы равны и никто из них не может добиться окончательной победы. В народе отношение к Белому тигру было неоднозначное. С одной стороны он считался надёжным защитником от злых духов, воплощал собой справедливость; с другой — был свирепым предвестником бедствий и нёс смерть, его называли «Зловещий Белый тигр» или «Белый тигр, отнимающий богатство». Из всех четырёх священных образов он самый сложный.

Тёмная воинственность — Сюань-у (玄武)

Чёрная черепаха Севера безмятежно лежит на мягкой тучке.
Чёрная черепаха Севера безмятежно лежит на мягкой тучке.

Сюань-у — страж северной стороны, и это не одно, а два существа — черепаха, обвитая змеёй. Однако на закладке это не очень понятно. Больше похоже на странную черепаху с драконьей головой, у которой вместо хвоста — червяк с глазами… Но не будем придираться. Поскольку Север считался связанным с зимой и глухой ночью, то черепаха эта — чёрная. Также чёрный цвет считался цветом водной пучины, поэтому Сюань-у связан с божеством воды и повелителем Севера — Чёрным государем (Хэй-ди, 黑帝). В средние века ходила легенда, что Хэй-ди однажды явился во сне императору Хуэй-цзуну и выглядел весьма импозантно: «…с важным прекрасным лицом, с распущенными волосами, ниспадающими на плечи, в чёрном халате, с золотой кольчугой и поясом, украшенным нефритом, с мечом в руке, но босым». На изображениях Хэй-ди позади него обычно рисовали оруженосца, который держал чёрный стяг, а сам плыл по воде на черепахе, обвитой змеёй. Немного подробнее о символике Сюань-у, а также одну из легенд про его появление, читаем тут.

Единорог — Цилинь (麒麟)

Химерический единорог в сиянии своей добродетели бежит прямо по воздуху.
Химерический единорог в сиянии своей добродетели бежит прямо по воздуху.

Хотя цилинь формально не входит в число «Четырёх божеств», его иногда назначают хранителем центра. Цилинь — очень-очень благожелательное существо, немного похожее на помесь оленя и дракона, но с одним тупым рогом, которым невозможно причинить вреда. Его считали воплощением добродетели человеколюбия, а если цилиня удавалось поймать — это было гарантией процветания страны, потому что цилини появляются только там, где правят мудрые и человеколюбивые правители. Даже единственный рог цилиня толковался не то как метафора объединения страны в единое государство, не то как символ единовластного правления императора. Мудрого, конечно же. И да, если вы видите на закладке не один, а два рога, это потому, что перед нами не китайский цилинь, а японский кирин. Он почти ничем не отличается от своего китайского собрата, кроме числа рогов. Уж не знаю почему, но изображение двухрогого кирина сейчас более популярно. В народе цилиня почитали как подателя желанных сыновей — благожелательные картины-талисманы изображали его приносящим ребёнка с небес.

Крылатый лев — Пи-сю (貔貅)

Храбрый зверь писю, охраняя золотые монеты, вынюхивает новое богатство.
Храбрый зверь писю, охраняя золотые монеты, вынюхивает новое богатство.

Зверь пи-сю — фантастическое существо с головой дракона и телом крылатого льва. Считается, что анус у пи-сю запечатан по воле недовольного им божества, поэтому он вынужден питаться только драгоценными металлами и самоцветами, которые, видимо, не перерабатываются в кал. Самцы и самки пи-сю отличаются числом рогов. У самцов (тянь-лу, 天祿) один рог, а у самок (пи-чэнь, 辟邪) — два. И те, и другие считаются благожелательными существами, чьи изображения приносят людям пользу. Двурогая пи-чэнь, что значит «устранять зло», отгоняет злых духов и помогает исправить последствия плохого фэн-шуй, когда жизненная энергия ци не может течь свободно и плавно, либо застаиваясь, либо чрезмерно разгоняясь. Однорогий тянь-лу — «благодать свыше» — выискивает и приносит разного рода материальное богатство, а также охраняет от потери то, что уже нажито. В общем, что-то вроде живой и довольно свирепой копилки. Судя по тому, что на закладке у пи-сю всего один рог, к тому же он сидит на куче золотых монет — перед нами именно самец и он приносит деньги.

Вот такие занятные закладки мне попались. Красивые и со всякими хорошими посылами. Там был ещё крылатый кит, но, судя по всему, он совсем новодельный, особых фольклорных тем с ним нет, поэтому я не стала про него писать. Возможно, напишу позже, так как образ всё-таки популярный и эффектный. Про лисичку тоже поговорим отдельно.

-7

© Автор текста: Алкэ Моринэко
© Изображения взяты с
сайта AliExpress.

Все права принадлежат их авторам.

© Хякки Ягё: | Ночной парад сотни демонов (основная группа VK) — там вы можете почитать научные и популярные статьи, старинные и новые истории о японских богах, духах и демонах, а также разные сказки: японские, китайские, индийские и других народов, которые имеют отношение к японскому фольклору.