Найти в Дзене
Дзынь-дзынь

Чарльз Диккенс. «Приключения Оливера Твиста»

Главный герой книги – ребенок, и обычно ее читают в детстве, но в тот период книга прошла мимо меня, так что добираю недочитанное. Во времена Диккенса специальных детских книжек не было, и многие сочли непристойным, что герои повествования – самые преступные и деградировавшие представители лондонского населения. На мой взгляд, самые преступные персонажи – те, которые по долгу службы обязаны заботиться о бедняках, особенно о детях. Оливер Твист родился в работном доме и был приходским ребенком, содержащимся за счет общины. Великое счастье, что при таком уходе и питании он умудрился дожить до девяти лет, пусть даже бледным, чахлым, малорослым и тощим. В дальнейшем его сочли вполне взрослым, чтобы обеспечивать себя самостоятельно. Благодетели пророчат ему в будущем виселицу, ведь маленький негодяй осмелился просить себе добавку каши. К счастью, его не отдали в ученики к трубочисту, где бы он долго не продержался, а всего лишь к гробовщику. Достойное и почтенное ремесло, в котором Оливер

Главный герой книги – ребенок, и обычно ее читают в детстве, но в тот период книга прошла мимо меня, так что добираю недочитанное. Во времена Диккенса специальных детских книжек не было, и многие сочли непристойным, что герои повествования – самые преступные и деградировавшие представители лондонского населения.

На мой взгляд, самые преступные персонажи – те, которые по долгу службы обязаны заботиться о бедняках, особенно о детях. Оливер Твист родился в работном доме и был приходским ребенком, содержащимся за счет общины. Великое счастье, что при таком уходе и питании он умудрился дожить до девяти лет, пусть даже бледным, чахлым, малорослым и тощим. В дальнейшем его сочли вполне взрослым, чтобы обеспечивать себя самостоятельно. Благодетели пророчат ему в будущем виселицу, ведь маленький негодяй осмелился просить себе добавку каши. К счастью, его не отдали в ученики к трубочисту, где бы он долго не продержался, а всего лишь к гробовщику. Достойное и почтенное ремесло, в котором Оливер даже преуспел за счет своей миловидной и печальной внешности, изображая плакальщика на похоронах. Жаль, что ему пришлось сбежать от хозяина из-за побоев и издевательств подмастерья, ведь Оливеру перепадали мясные объедки, лакомство в сравнении с пустой кашей работного дома.

С момента побега события развиваются гораздо энергичнее. Мальчуган добирается до Лондона и обретает друга по прозвищу Ловкий Плут. Диккенс живописно рисует уголовную романтику, показывая всю притягательность преступной деятельности. Методы не претерпели изменений за двести лет. Бездомные мальчишки попадают под влияние прожженного скупщика краденого, обучающего их воровству. Способы воспитания одинаковые, а результаты разные. Про каждого члена преступного сообщества Диккенс рассказывает подробно и занимательно. Ловкий Плут завоевал себе блестящую репутацию, устроив театральное представление на заседании суда и заслуженно получив тюремный срок. Весельчак Чарли Бэйтс, устрашенный печальным концом учителя, благоразумно решил, что честная жизнь является наилучшей, пусть даже и тяжелой. Попытка девицы Нэнси выйти из шайки закончилась трагично.

А вот из Оливера уголовника не получилось. Такой вот неприспособленный юнец попался: ни украсть, ни покараулить. На первом же деле, всего лишь в качестве наблюдателя, и то посыпался. К счастью, нашелся джентльмен, которому он пришелся по сердцу, полечил, подкормил, обул и одел. Тут бы и сказочке конец, но прочитана только треть книги, приключения продолжаются, и самое интересное впереди.

Диккенс славится своей нравоучительностью и морализаторством, а также непревзойденным талантом рисовать портреты современников в ироничном виде. При чтении ловишь себя на ощущении, что человеческая природа за двести лет мало изменилась. Вот достойный член общества решил жениться и начинает с пересчитывания имущества невесты: серебряных ложек и постельного белья. Позже сетует, что продался за эти самые ложки. Девица на выданье обхаживает подмастерье гробовщика, предлагая ему самые лакомые кусочки. Понятно, ведь путь к сердцу лежит через желудок. Спевшаяся парочка докатилась до уголовки, но позже нашла себе хоть и гадкое, но законопослушное занятие.

Читала книгу из собрания сочинений с иллюстрациями известного английского художника Джорджа Крукшенка, современника автора. Замечательные иллюстрации, очень подходящие к творчеству Диккенса, несколько карикатурные, так ведь и персонажи таковы. Собрание тридцатитомное, но одолела только три, впереди много интересного.Классика неисчерпаема и всегда современна.

Прочитано в рамках супермарафона Открой школьную Вселенную! организованного книгоблогерами "С книгой в обнимку", "Аннушка и масло|книжки 📕", "Ветер в книгах", "Кот-книголюб"