Имя Гастелло стало символом отваги и мужества благодаря его подвигу, который он совершил в первые дни Великой Отечественной войны. Его подвиг стал примером самоотверженности и героизма для многих поколений и символом преданности Родине и готовности пожертвовать собой ради её защиты.
Краткая биография.
Николай Гастелло родился в Москве в семье рабочих, которые переехали в столицу из глубинки Белоруссии. Уже в 13 лет он начал работать, продолжая получать образование в школе. В то же время он устроился учеником столяра, а через год стал слесарем на паровозостроительном заводе имени Дзержинского в Муроме, куда переехала его семья. В 21 год он вступил в партию.
После окончания учёбы Николай Гастелло служил в 82-й эскадрилье тяжёлых бомбардировщиков 21-й авиабригады. Он летал на четырёхмоторных самолётах ТБ-3.
В составе авиаполка тяжёлых бомбардировщиков Гастелло участвовал в боях на Халхин-Голе в 1939 году и в Советско-Финской войне. Через год ему присвоили звание капитана авиации.
Накануне Великой Отечественной войны, в мае 1941 года, Николай Гастелло стал командиром эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка. В его распоряжении были бомбардировщики ДБ-3Ф. Именно на таком самолёте он совершил подвиг, который прославил его посмертно.
Подвиг.
К моменту начала войны Николай Гастелло уже освоил управление новым самолётом — ДБ-3Ф, который был более известен как Ил-4.
В то время Николай Гастелло служил на западных границах Советского Союза и одним из первых защищал границы нашей Родины. 26 июня он вместе с экипажем, в который входили лейтенанты Анатолий Бурденюк и Григорий Скоробогатый, а также старший сержант Алексей Калинин, находился в Белоруссии.
Капитану Гастелло был дан приказ вылететь на бомбардировщике к месту дислокации противника и нанести удар по механизированной колонне фашистов, которая располагалась между населёнными пунктами Молодчино и Радошковичи. В звене Гастелло также был ещё один бомбардировщик.
Однако выполнить задание не удалось: самолёт был подбит из зенитной установки противника. Удар пришёлся на топливный бак, из-за чего внутри самолёта начался пожар. Самолёт начал терять высоту, и в эти критические секунды командир бомбардировщика Гастелло принял решение пойти на так называемый огненный таран. Он продолжал управлять самолётом и направил его, охваченный пламенем, во вражескую колонну, которая была полностью уничтожена.
Гастелло и его экипаж ценой своих жизней нанесли захватчику серьёзный урон. А сам Николай Францевич за свой подвиг был посмертно награждён званием Героя Советского Союза указом Президиума Верховного совета.
О событиях того дня стало известно благодаря свидетельствам других участников боевого вылета — старшего лейтенанта Фёдора Воробьёва и лейтенанта Анатолия Рыбаса. Они стали очевидцами того, как капитан Гастелло, чей самолёт был подбит и из которого шёл дым, направил горящую машину прямо на скопление вражеской военной техники. До последнего момента экипаж продолжал вести огонь по противнику из объятого пламенем самолёта. Никто из членов экипажа не пытался покинуть бомбардировщик.
Затем раздался взрыв — самолёт врезался в колонну. Десятки машин были уничтожены на месте от взрыва.
Считается, что экипаж мог бы спастись, но лётчики не воспользовались парашютами — все они погибли.
В наградном листе, подписанном командиром 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитаном Лобановым и военным комиссаром полка Кузнецовым, сказано: «Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжёлый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса (экипаж второго самолёта), они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повел его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи».
После.
Имя Гастелло стало нарицательным. Пилотов, совершивших «огненный таран», называли «гастелловцами».
За время Великой Отечественной войны было зафиксировано около 600 «классических» воздушных таранов, когда самолёт врезался в другой самолёт. Также было совершено 506 таранов самолётом по наземной цели, 16 морских таранов, включая тараны надводных и береговых целей противника, и 160 танковых таранов.
Виктор Гастелло, сын Николая Гастелло, пошёл по стопам отца и стал лётчиком военно-транспортной авиации. В момент гибели отца ему было всего девять лет. В своих воспоминаниях Виктор Николаевич писал:
«В тот последний вечер 25 июня отец после полётов сказал: «Аня, собирайся, завтра утром эвакуация, очередь нашей эскадрильи». Меня поразили потемневшее лицо отца, сухой блеск его воспалённых глаз. Он обнял меня, больно и резко прижал к металлическим пуговицам на гимнастёрке, так мы стояли несколько мгновений. Потом он пошел в другую комнату. Я посмотрел ему вслед, не предполагая, что вижу отца последний раз».
В период после распада Советского Союза, когда исторические символы государства подвергались сомнению, были предприняты попытки со стороны различных «псевдоисториков» дискредитировать подвиг капитана Гастелло. Несмотря на появление разнообразных версий и теорий, которые до сих пор можно встретить в различных источниках информации, имя Николая Гастелло стало символом, прочно закрепившимся в памяти людей и олицетворяющим подвиг, мужество и самопожертвование. Капитан Николай Гастелло навсегда останется в сердцах благодарных потомков.
Подписывайтесь на мой телеграмм канал, там я выкладываю разные интересные исторические фотографии и кратко рассказываю про исторические события.
Источники: