Найти в Дзене

Зачем логопеды "разбавляют" занятие играми и стихами.

«Поставьте нам только звуки без этой вашей воды» - слышу я часто от родителей.

Не всегда родители могут ответить себе на вопрос: для чего это нужно? Кажется, что логопед желает нажиться на родителях, увеличивая количество и длительность занятий(((.

Занятие с логопедом
Занятие с логопедом

На самом деле всё совсем не так. Речь ребёнка состоит не только из правильного звукопроизношения и звуковосприятия. Сюда входит ещё лексика и грамматика, звуковой и слоговой анализ и синтез. Это кратко. Всё это формируется до 5-7 лет. После этого времени речь только обогащается.

Современные дети очень плохо разговаривают, к сожалению. «Спасибо» гаджетам. В угоду реалиям, даже нормы речевого развития за последние 30 лет изменились. Если раньше в 1 год ребёнок должен был говорить 10-12 простейших слов, то сейчас норма - 8-10 слов.

Все компоненты речи должны формироваться в процессе обычного «здорового» общения ребёнка с окружающими – взрослыми и детьми. Речь окружающих воспринимается как образец для подражания. Ребёнок ещё далёк от учебников по русскому языку, всё впитывается из устной речи людей, говорящих при малыше.

Но, не всегда взрослые являются примером для подражания. Кто-то не придаёт этому особого значения, а кто-то не может быть идеальным примером для своего ребёнка. Например, мама с «горловым» Р не сможет научить своего малыша «рычать» правильно, если не будет уделять этому особого внимания, привлекая для общения людей с нормальным звукопроизношением.

-2

Логопедическое занятие с детками длится от 30 до 60 минут. Причины, почему вставляются стихи и различные игры, две. Во-первых, как бы ни было много проблем со звукопроизношением, параллельно работа идёт, максимум, с 2-4 звуками одной группы. На постановку или автоматизацию звука уходит не более половины времени занятия по причине банальной утомляемости (ну, не может ребёнок 30-60 минут «рычать», «свистеть» и т.п.). А второй причиной является именно развитие речи.

Попробуйте сами протестировать своего малыша. Сколько слов он образует правильно?

  • Игра: «Один – много» (Вариант 1). Образец: жук - жуки, стол - столы.
  • Окно - …(окна, не окошки!), воробей - …(воробьи), пень - …(пни, не пеньки!), лист - …(листья, не листики, не листочки!), колесо - …(колёса), гусёнок - …(гусята), лиса - …(лисы), крыло - ...(крылья), перо - …(перья).
  • Игра: «Один – много» (Вариант 2). Образец: один стол, много столОв.
  • Одно ухо, много …(ушей); один корабль, много …(кораблей); один фонарь…; один ребёнок…; один доктор…; одна палка…
  • Игра: «Большое – маленькое». Образец: кукла – куколка.
  • Книга - …(книжка, книжечка); сапог - …(сапожок), одеяло - …(одеяльце), платье – (платьице), печенье - …(печеньице, не печенька!), ковёр - …(коврик), суп - …(супчик).

Увы, лишь небольшой процент детей справляется с подобным заданием без ошибок. А без этого обучение в школе успешным не будет (закроем глаза не безграмотную обиходную речь).

-3

Очень важным пунктом в речевом развитии является звуковой и слоговой анализ и синтез. К началу обучения грамоте ребёнок должен называть слова на искомый звук (например, слова на звук Ш: шапка, шарик…). Малыш должен выбирать слова с искомым звуком из нескольких предложенных (в каких словах есть звук Р: молоток, карандаш, луна, ракета?). Назови слова, состоящие из 3 звуков. Ответ: ДОМ, САД, ЛЕС, РАК… И много подобных заданий.

Без этого не будет чтения и письма!

Вообще, речевое развитие похоже на айсберг. Лишь малая часть на поверхности. Многое скрыто под водой, но все недоделки вылезут, к несчастью, в школе. Подробнее об этом в одной из следующих статей.

Работу над всеми этими процессами выполняет логопед в стихах, играх.

Если после занятий с логопедом в школе у ребёнка всё в порядке, это заслуга и Вашего логопеда!