Найти в Дзене

УРОК №20. Народная музыка в творчестве русских композиторов. 2 класс.

www.уроки-музыки.рф

Продолжая тему песенного фольклора, мы поговорим о том, как авторы по-разному обращались с народной музыкой. Они могли брать подлинную народную песню и использовать ее в своих произведениях (операх, симфониях), или сочинять собственные мелодии, которые были очень похожи на народную музыку.

Иван Петрович Ларионов
Иван Петрович Ларионов

СЛАЙД 1. Демонстрацией последнего варианта является песня «Калинка», долго считавшаяся народной. Но позже выяснилось, что у нее есть автор – Иван Петрович Ларионов.

https://vkvideo.ru/video213792111_456239052?t=5s

А теперь прозвучит несколько пьес из цикла «Детский альбом». Напомню, как родился музыкальный замысел этого произведения.

Александра Ильинична Давыдова - сестра композитора
Александра Ильинична Давыдова - сестра композитора

СЛАЙД 2. Сестра Петра Ильича Чайковского - Александра Ильинична Давыдова, всегда радовалась приезду композитора в ее дом, который находился в селе Каменка. Петр Ильич много времени проводил с племянниками - играл и гулял с ними, и со вниманием прислушивался к рассказам детей о проведенном дне или разных событиях из их жизни. Свои впечатления от такого отдыха он передал в цикле «Детский альбом».

Володя Давыдов - племянник композитора
Володя Давыдов - племянник композитора

СЛАЙД 3. Сам цикл посвящен племяннику Володе Давыдову. 24 пьесы цикла по содержанию можно подразделить на несколько тем. Один из разделов как раз связан с русской народной музыкой.

Первая пьеса, которую вы услышите, называется – «Русская песня». Её мелодия –обработка подлинной народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Композитору удалось очень точно передать особенности русских народных песен.

Понятие "лад" в музыке
Понятие "лад" в музыке

СЛАЙД 4. Так, одна из важных особенностей состоит в том, что в русской музыке очень часто меняются две ладовые краски – мажор и минор. На слайде вы можете прочитать определение мажора и минора. И сейчас, прислушиваясь к звучанию пьесы в переложении для струнного оркестра, вы почувствуете смену светлого мажора и немного грустного минора.

https://rutube.ru/video/a329d7d004d52f762851fd3180300c9b/

Следующая пьеса - «Мужик на гармонике играет». Это сценка из народной жизни. Она изображает неудачливого гармониста, который словно приглашает присоединиться к его игре… Вы услышите, как музыка все время повторяется, словно повисая в интонациях вопросов…Ну а в самом конце композитор оставляет в нотах подсказку для исполнителя – «диминуэндо». Это слово пришло из итальянского языка и обозначает постепенное угасание звука.

https://rutube.ru/video/dfa8007f7ef5a2d3cffca13332763adc/

Если вы внимательно слушали, то, возможно, представили грустную картину, так как к гармонисту никто не вышел и звуки его гармони постепенно затихли, так и повиснув в интонации вопроса.

Последняя миниатюра называется «Камаринская». Это старинная крестьянская пляска. Ее пляшут очень весело, с прыжками, вприсядку и чаще всего — под гармонь. «Камаринскую» начинают сдержанно, а потом пляска разгорается, становится все быстрее и быстрее.

В своей пьесе Петр Ильич снова использовал подлинную народную мелодию. Его музыка тоже получилась задорной. Но прежде, чем она прозвучит, раскрою вам еще один секрет народных песен.

Часто песню запевает один певец, а потом вплетаются другие голоса и все время по-разному украшают звучание основной мелодии.

Понятие "вариация" в музыке
Понятие "вариация" в музыке

СЛАЙД 5. В музыке есть особенная форма для такого исполнения. Она называется вариация. Для вариации обязательно нужна мелодия, которая будет повторятся несколько раз, но в каждом повторении она будет как-то изменяться. Мелодия «Камаринской» каждый раз изменяется, и можно представить себе, что при этом меняются и движения пляски.

А еще Чайковскому здесь удалось передать подражание балалайке, гармони и даже звуку волынки в протяжном звучании низких нот.

Ну а теперь, слушая пьесу, попробуйте посчитать вариации темы (всего их 4) и расслышать имитацию игры на разных музыкальных инструментах.

https://rutube.ru/video/f2c2a2d4d39c5b6b4c0d74aafb8c4bae/

На этой задорной ноте мы сегодня завершаем наше путешествие в мир пьес «Детского альбома», а в следующий раз вы услышите, как красочно и ярко звучат народные темы в симфоническом оркестре.

#музыкальноеобразование #дополнительноеобразование #урокимузыки#семейноеобучение #домашнееобучение #образовательнаяпрограммаобучения #урокимузыки1класс #урокимузыки2класс #урокимузыки3класс #урокимузыки4класс #урокимузыкидома #урокимузыкионлайн#урокимузыкидляшкол #урокимузыкидляшкольников #урокимузыкидляпедагогов #урокимузыкидляшкольников