Найти в Дзене
Mishootka Gamer

«Жанр жив?»: что сейчас с онлайном в стратегиях в реальном времени

Посещаемость очень разная – как у новых проектов, так и «заслуженных» Когда на канале появился обзор автобаттлера Mechabellum, где я проводил некоторые параллели со StarCraft, то увидел комментарии в духе «Старкрафту» замены сегодня нет». Притом, что я и не думал писать о Mechabellum как о замене чего-либо. Тем не менее, сам посыл отчасти верный – я согласен с тем, что StarCraft 2 сегодня является одной из лучших стратегий в реальном времени (RTS), если не самой лучшей. И, как ни печально, замены ему так до сих пор и не вышло. А есть ли замена Command and Conquer? Трудно однозначно ответить на этот вопрос. И сегодня займемся другим. Посмотрим: а насколько в принципе сегодня жив жанр RTS? Какой онлайн у старых добрых классических серий стратегий, а какой у новых? Чтобы хотя бы примерно понять, какое количество людей все еще уважает некогда очень популярные игры. Что касается онлайна StarCraft, то актуальных данных от Blizzard на эту тему нет – но, если верить сайту SC2 Pulse, то в данн
Оглавление

Посещаемость очень разная – как у новых проектов, так и «заслуженных»

Stormgate ждали как "спасителя жанра", но для многих она стала разочарованием
Stormgate ждали как "спасителя жанра", но для многих она стала разочарованием

Когда на канале появился обзор автобаттлера Mechabellum, где я проводил некоторые параллели со StarCraft, то увидел комментарии в духе «Старкрафту» замены сегодня нет». Притом, что я и не думал писать о Mechabellum как о замене чего-либо.

Тем не менее, сам посыл отчасти верный – я согласен с тем, что StarCraft 2 сегодня является одной из лучших стратегий в реальном времени (RTS), если не самой лучшей. И, как ни печально, замены ему так до сих пор и не вышло. А есть ли замена Command and Conquer? Трудно однозначно ответить на этот вопрос.

И сегодня займемся другим. Посмотрим: а насколько в принципе сегодня жив жанр RTS? Какой онлайн у старых добрых классических серий стратегий, а какой у новых? Чтобы хотя бы примерно понять, какое количество людей все еще уважает некогда очень популярные игры.

Что касается онлайна StarCraft, то актуальных данных от Blizzard на эту тему нет – но, если верить сайту SC2 Pulse, то в данный момент суточное количество игроков в ладдере составляет от 4 до 6 тыс. Хотя тут важно помнить, что это исключительно рейтинговые «катки». Еще можно добавить, что состязание IEM Katowice в 2024 году по SC2 смотрели 77 тыс. человек (данные Esports Charts). Так что утверждать можно одно – сообщество у игры есть и достаточно многочисленное. Хотя, разумеется, сравнивать все это с пиком популярности StarCraft 2 нельзя. К слову, WarCraft 3 в подборке тоже не будет – поскольку привести вменяемую статистику сложно.

А что с другими классическими RTS? Они есть на площадке Steam, так что мы можем посмотреть их точный онлайн. В качестве основного показателя я возьму пиковый онлайн за последние 24 часа. Разумеется, я не смогу перечислить в одной статье все стратегии в мире, поэтому остановлюсь на 10 достаточно известных или относительно недавних. Впрочем, если забыл что-то важное – напишите в комментариях, добавлю.

К слову, Beyond of All Reasons в Steam нет, так что посмотреть ее реальный онлайн не представляется возможным.

Итак, заказываем рабочих, отправляем разведку, забываем проверить вражеское прокси – и вперед!

Command and Conquer. Remastered Collection

Онлайн: 1392
Отзывы в Steam: очень положительные
-2

Чтобы вы понимали – наибольший пик у ремастера легендарной игры был на уровне 44 тыс. Так что, очевидно, интерес подугас. Чуть лучше ситуация у Red Alert 2 & Yuri’s Revenge (1419). А вот у третьего RA похуже – всего 709 человек. Плохо ли это? И да, и нет – свое преданное комьюнити у C&C явно имеется. Да, немногочисленное, так что вряд ли стоит ждать возрождения серии. С другой стороны, может от EA Games нам такой камбэк и не нужен.

Stormgate

Онлайн: 114
Отзывы в Steam: смешанные
-3

Это, вероятно, главная катастрофа в жанре за последние годы. Многообещающий проект от «создателей StarCraft 2» (перешедших в коллектив Frost Giant Studios), который должен был возродить интерес к RTS и перетянуть аудиторию у «старика». Но, как мы видим, игра уже мало кому интересна.

Трудно сказать, что пошло не так. То ли разработчики не понимали, что именно они делают, то ли «распилили» бюджет… Можно только догадываться. Но в результате появилась стратегия с неплохим потенциалом, но крайне неудачным (мое мнение) визуалом. Да и правки вносили очень неторопливо, так что люди просто потеряли интерес к данному проекту. Можно сказать, что он проиграл сражение, но не пишет «GG», хотя все уже предрешено.

Age of Empires IV

Онлайн: 16703
Отзывы в Steam: очень положительные
-4

Вынесу в заголовок AoE 4 как последнюю часть в серии, но отмечу, что ее онлайн по-прежнему сильно уступает посещаемости Age of Empires 2: Definitive Edition (26,9 тыс.). Тем не менее, можно констатировать, что из всего сегодняшнего списка «Эпохи империй» могут похвастаться наиболее впечатляющим онлайном. Даже притом, что у любителей RTS в целом есть вопросы к четвертой части, в том числе к ее слишком затянутому игровому процессу.

Как бы там ни было, Microsoft игру не бросают, периодически выходят дополнения, добавляющие новые фракции. А стример Beastq своими трансляциями подогревает интерес к проекту, и в каком-то смысле уже является его «лицом».

Syrian Warfare («Сирия: Русская буря»)

Онлайн: 45
Отзывы в Steam: очень положительные
-5

RTS с реалистичной графикой по мотивам небезызвестных событий. Проект вышел в 2017 году, и в Steam в данный момент оценен хорошо. Хотя онлайн у «Сирии» в данный момент не назвать большим. Среди слабых сторон стратегии называют слабый ИИ и технические неполадки. Но саму игровую основу в целом хвалят. От той же студии «Играющие кошки» еще есть стратегия «Передний край», но она в данный момент в Steam не вышла в релиз.

Age of Mythology: Retold

Онлайн: 3310
Отзывы в Steam: очень положительные
-6

«Эпоху мифологии» я упомянул в отдельном пункте, поскольку в данном случае мы говорим про довольно свежий ремастер игры. И, хотя встретили его в целом позитивно, нельзя сказать, что интерес к проекту после выхода Retold вырос кратно. 3,3 тыс. пикового суточного онлайна – неплохо, но не так уж много, особенно если сравнивать с другими «эпохами». Тем не менее, радует, что и перезапуск получился достаточно качественным, и своя аудитория у игры сохраняется.

Terminator: Dark Fate — Defiance

Онлайн: 216
Отзывы в Steam: очень положительные
-7

Проект изначально был нацелен именно на прохождение кампании во вселенной «Терминатора». То есть как-либо поддерживать игру в части онлайн-развлечений разработчики, видимо, не собирались. И поэтому особенно грустно, что даже у, по сути, сингл-плеерного проекта аудитория сейчас больше, чем у Free-to-Play «Штормгейта», который как раз должен был «удержать» игроков. А причина, наверное, проста – Defiance просто удалось зацепить нужную игре прослойку геймеров.

Company of Heroes 3

Онлайн: 3200
Отзывы в Steam: смешанные
-8

Не все приняли очередную версию «коха» однозначно хорошо. Ведь, во-первых, тут была ситуация, схожая с «Эпохой Империей» - многие люди все еще активно играли в Company of Heroes 2. И третью часть, конечно, ждали, но острой необходимости переходить с одной игры на другую для себя не видели. Впоследствии так и случилось, что часть аудитории осталась на CoH 2.

Основной же причиной недовольства третьей «Компанией героев» стало ее очень сырое состояние на релизе, которое разработчики достаточно долго не могли исправить. Да и по самой своей геймплейной сути в некоторых моментах она оказалась слабее «двойки».

Warhammer 40.000: Dawn of War 2 – Anniversary Edition

Онлайн:333
Отзывы в Steam: очень положительные
-9

Здесь у нас речь в первую очередь, конечно, про так называемый Elite Mod – отдельно устанавливаемую надстройку, в которой можно «порубиться» во второй «довик» по Сети. Дело, впрочем, не только в этом, у «элиты» есть ряд своих особенностей, в том числе в балансе, но суть в том, что благодаря этому моду в игру 2009 года выпуска и сегодня продолжают играть.

Как и в случае с Company of Heroes, тут мы имеем дело с «обрезанной» версией стратегий в реальном времени, где практически «выключена» экономика в пользу большей динамики сражений. Кому-то такое нравится, кому-то нет, но свои фанаты у данного жанра однозначно есть.

Iron Harvest

Онлайн: 136
Отзывы в Steam: в основном положительные
-10

Помню, как в свое время нашумела эта стратегия – еще задолго до своего выхода. Дело, конечно, в визуале, и во всей этой истории «паровых мехов» в сеттинге альтернативной Первой мировой войны. И выглядит игра действительно впечатляюще – как минимум уникально, ведь других таких проектов в жанре у нас нет. Но, как мы видим по онлайну в Steam, как-то серьезно зацепить и удержать аудиторию у создателей Iron Harvest не получилось. Хотя даже у них результат лучше, чем у Stormgate.

Supreme Commander: Forged Alliance

Онлайн: 1261
Отзывы в Steam: крайне положительные
-11

Forged Alliance – независимое дополнение к проекту, которое сегодня отличается наибольшим онлайном среди релизов серии в Steam. И, как мы видим, игра вполне себе жива. Опять же – понятно почему. У Supreme Commander, конечно, сегодня появляются наследники, но это не означает, что любителей «суприма» так легко переманить.

Отличием данной серии RTS является глобальный вид на карту и сильный акцент не на микро, как в том же StarCraft 2, а на макро, на своевременную и правильную экспансию, выбор войск и так далее. В общем это один из «мамонтов» жанра.

А в какие RTS играете вы? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!

Канал в Telegram: https://t.me/MishootkaGamerTg

В «ВКонтакте»: https://vk.com/mishootkagamer