Найти в Дзене
ИСТОРИЯ, ИИ и СОБАКИ

Чего стоит царское «ты». Роковая дуэль Пушкина и переписка с русским царём

8 февраля 1837 года произошло событие, навсегда вошедшее в историю русской литературы – дуэль Александра Сергеевича Пушкина с Жоржем Шарлем Дантесом, приёмным сыном голландского дипломата Геккерна. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. Это столкновение стало не только личной трагедией, но и национальной потерей. Дуэль произошла на Чёрной речке под Петербургом. Пушкин, получивший ранение в живот, был доставлен домой, где вскоре стало ясно, что врачи бессильны. Его последние часы были омрачены не только физическими страданиями, но и заботой о семье. События, последовавшие за дуэлью, затронули и саму власть. Император Николай I, который некогда лично встречался с Пушкиным и видел в нём символ русской культуры, не оставил поэта в его последние дни. Общение между ними происходило через доверенных лиц – лейб-медика Николая Фёдоровича Арендта и поэта Василия Жуковского. Пушкин, понимая, что конец близок, обратился к Государю с последней просьбой – простить его за нарушение запр
Оглавление

8 февраля 1837 года произошло событие, навсегда вошедшее в историю русской литературы – дуэль Александра Сергеевича Пушкина с Жоржем Шарлем Дантесом, приёмным сыном голландского дипломата Геккерна. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. Это столкновение стало не только личной трагедией, но и национальной потерей.

Дуэль произошла на Чёрной речке под Петербургом. Пушкин, получивший ранение в живот, был доставлен домой, где вскоре стало ясно, что врачи бессильны. Его последние часы были омрачены не только физическими страданиями, но и заботой о семье.

Дуэль Пушкина, здесь и далее - из открытых источников
Дуэль Пушкина, здесь и далее - из открытых источников

Переписка с Николаем I: последнее прощение

События, последовавшие за дуэлью, затронули и саму власть. Император Николай I, который некогда лично встречался с Пушкиным и видел в нём символ русской культуры, не оставил поэта в его последние дни. Общение между ними происходило через доверенных лиц – лейб-медика Николая Фёдоровича Арендта и поэта Василия Жуковского.

Пушкин, понимая, что конец близок, обратился к Государю с последней просьбой – простить его за нарушение запрета на дуэли и позаботиться о семье. Ответ Николая I был краток, но выразителен:

Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки…

Эти слова имеют особое значение. Государь не просто формально простил поэта, но и дал понять, что считает его человеком, достойным царского попечения.

Более того, особое внимание привлекает тот факт, что император в обращении использовал «ты» – неофициальное обращение, которое в придворном этикете означало безусловное доверие и расположение. Напротив, с Дантесом Николай I говорил исключительно на «вы», демонстрируя презрение.

Николай I, Гончарова, Пушкин
Николай I, Гончарова, Пушкин

Что сделал Николай I после смерти Пушкина

Царь сдержал данное слово. Вскоре после смерти Пушкина он распорядился:

  1. Погасить долги поэта.
  2. Освободить заложенное имение отца от долгов.
  3. Назначить вдове Наталье Гончаровой пожизненную пенсию.
  4. Определить сыновей Пушкина в Пажеский корпус и выделить на их воспитание ежегодное пособие.
  5. Опубликовать сочинения Пушкина за государственный счёт, направив вырученные средства семье поэта.
  6. Выделить единовременную финансовую помощь в размере 10 тысяч рублей.

Эти шаги показывают, что Николай I не только относился к Пушкину с уважением, но и осознавал его ценность для России. В отличие от распространённого мнения о сложных отношениях между поэтом и властью, история показывает, что между ними существовала особая связь.

Пушкин в Михайловском
Пушкин в Михайловском

Пушкин, Николай I и прощение

В 1824 году Пушкин, подвергшийся опале за свои смелые взгляды, был вынужден покинуть столицу и провести годы в ссылке в Михайловском. Причиной изгнания стало его письмо, в котором он легкомысленно высказался об атеизме, чем вызвал недовольство покойного императора Александра I. Исключённый со службы и поставленный под надзор губернских властей, поэт оказался в вынужденной изоляции.

Однако в 1826 году, с восшествием на престол Николая I, Пушкин решил воспользоваться возможностью изменить свою судьбу. С раскаянием и надеждой на великодушие нового монарха он направил прошение, в котором выразил готовность отказаться от взглядов, не соответствующих общепринятому порядку. Он даже согласился официально подтвердить это честным словом и подписью. Помимо политических гарантий, в письме содержалась личная просьба — поэт ссылался на подорванное здоровье и необходимость постоянного лечения, для чего просил разрешения на поездку в Москву и Петербург.

Путь к личной встрече

В ночь на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибыл нарочный с предписанием доставить Пушкина в Москву. В тот момент там находился сам император. Николай I, несмотря на свою убеждённость в интеллектуальном соучастии поэта в подготовке декабрьского восстания, пожелал встретиться с ним лично.

Встреча состоялась 8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в Чудовом монастыре Московского Кремля. В ходе двухчасовой беседы Пушкин не стал скрывать своего сочувствия декабристам, однако дал обещание воздержаться от критики правительства. В свою очередь, Николай I, стремясь заручиться поддержкой поэта и сгладить напряжённость в обществе, лично взял на себя роль его цензора, предоставив исключительное право публиковать сочинения Пушкина.

После разговора оба остались довольны. Николай I, впечатлённый умом и харизмой Пушкина, признался: «Сегодня я говорил с умнейшим человеком России». Поэт же в своих воспоминаниях писал, что ожидал увидеть тирана и деспота, но перед ним предстал человек с благородным лицом и мягкими манерами. Вместо угроз и обвинений он услышал лишь снисходительный упрёк:

Как, и ты враг своему Государю? Ты, которого Россия воспитала и покрыла славой? Пушкин, Пушкин, это нехорошо! Так быть не должно.

Эти слова оставили глубокий след в душе поэта.

Ответ Пушкина недоброжелателям

Решение Пушкина пойти на компромисс вызвало бурю негодования среди его либеральных современников. Поэт подвергся нападкам за соглашение с самодержавием, на что ответил стихотворением «Друзьям»:

Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.
О нет, хоть юность в нем кипит,
Но не жесток в нем дух державный:
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит.
Текла в изгнанье жизнь моя,
Влачил я с милыми разлуку,
Но он мне царственную руку
Простёр — и с вами снова я.

Так поэт защитил своё решение, подчеркнув, что его симпатия к монарху не является угодничеством, а продиктована искренними чувствами.

Эта встреча определила дальнейшую судьбу Пушкина в империи. Хотя свобода его творчества оставалась ограниченной, он получил покровительство самого государя, что в условиях тогдашней России давало шанс на относительно спокойную литературную деятельность.

-4

Пушкин и император: не простые, но уважительные отношения

С годами поэт всё больше сближался с монархическими взглядами. К концу жизни он уже не был юным вольнодумцем, сочувствовавшим декабристам. Напротив, его произведения, такие как «Клеветникам России», отражали патриотические и даже консервативные взгляды.

Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?

Встреча в Чудовом монастыре
Встреча в Чудовом монастыре

Дуэль 8 февраля 1837 года стала трагедией для русской культуры. Однако последние дни Пушкина и его переписка с Николаем I показывают, что он ушёл не как изгнанник или мятежник, а как признанный национальный гений, получивший прощение и поддержку императора.

Забота Николая I о семье поэта – яркое свидетельство того, что Пушкин был не просто подданным, а символом России, которым гордилась в том числе и российская монархия.

Новое и новейшее время | ИСТОРИЯ и СОБАКИ | Дзен
Что ни день, то дата | ИСТОРИЯ и СОБАКИ | Дзен