Да, мы снова погрузимся в творчество Сабатини! Как говорится, не капитаном Бладом единым! После выхода второго романа, посвященного приключениям капитана Блада, а именно его «Хроникам», Сабатини выпускает ещё одну книгу о пиратстве — в 1932 году выходит его роман «Чёрный лебедь», написанный на основе рассказа «Дуэль на пляже». Первая публикация романа на русском языке под тем же названием приходится на 1939 год. Причем не в СССР, а во Франции. Роман публикуют в эмигрантской газете «Последние новости». И лишь в 1991-ом году в переводе Подбельского книга увидела официальный свет в нашей стране. Помимо оригинального названия «Чёрный лебедь» встречался также вариант «Буканьер Его величества». Такое название роману подарил переводчик Алчеев в 1992 году, когда вышла его адаптация книги. Чем же отличается новый пиратский роман от приключений Питера Блада?
«Чёрный лебедь» начинается с путешествия в меру скучающих англичан: молодой и обаятельной Присциллы Харрадайн, недавно потерявшей отца, губернатора Наветренных островов, и старинного друга её семьи, стареющего майора Сэндза. Парочка возвращается из Нового Света обратно в Англию на корабле под названием «Кентавр».
Майор Сэндз пытается очаровать молодую особу во время неспешного плавания, и чёрт бы ему в помощь, если бы на одной из стоянок на палубу «Кентавра» не поднялся странный гость — француз Шарль Де Берни. Он ведёт себя как франт, изысканно, даже вычурно одевается, поёт песни о пиратах, рассказывает небывалые истории и вообще всячески привлекает внимание Присциллы, чем чудовищно раздражает немолодого майора Сэндза. Во время одной из бесед Де Берни и вовсе выдаёт немыслимое в представлении чопорного и туповатого майора — признаётся в том, что был когда-то буканьером под командованием знаменитого Генри Моргана, ныне являющегося губернатором Ямайки. Вот и объясняются песни о пиратах! Ну и, как говорил персонаж одного небезызвестного фильма, мистер Гибс:
«Она пела про пиратов, не к добру такие песни, когда корабль окутан туманом. Помяните моё слово».
На судно нападает пиратский корабль «Чёрный лебедь» под командованием капитана Лича. Он не последовал примеру Генри Моргана и продолжил разбойничать на морях. Перебив команду «Кентавра», головорезы с «Чёрного лебедя» заходят в каюты, где их с распростёртыми объятьями и ждёт Де Берни, как оказалось, давно искавший Лича. Де Берни предлагает ему сделку — напасть на испанский золотой флот. Тут и начинаются основные приключения.
Как персонаж бывший буканьер Де Берни и одновременно и схож с Бладом, и в то же время сильно разнится с ним. И дело даже не в том, что один ирландец, а второй – француз, нет. Блад никогда не ищет приключений, они сами находят его, Де Берни же жадный до внимания фортуны человек. Он не ждёт, пока она повернётся своим ликом в его сторону, он сам ищет удачи и постоянно находит. Де Берни настоящий авантюрист, в отличие от более спокойного и рассудительного Блада. Но в то же время оба этих героя схожи в том, что обладают острым умом, манерами (Де Берни не всегда), а главное, рыцарскими качествами, хотя бы в отношении прекрасных дам. Забавным фактом является то, что если приключения Блада были списаны отчасти с реальных «подвигов» Моргана, то Берни при сюжетно существующем Моргане отбирает у бывшего пиратского капитана часть славы. Большинство удачных решений, изменивших ход боя при захвате Панамы, приписывается именно ему.
Что до сходства героев Бладианы и нового романа Сабатини о пиратах, то они также прослеживаются. Присцилла Харрадайн почти не отличается от Арабеллы Бишоп, это также очень достойная и нравственная женщина, сумевшая найти в пирате те качества, кои, по его мнению, он сам давно потерял. Пытавшийся добиться внимания юной Арабеллы майор Сэндз также твердолоб и туп, как и полковник Вильям Бишоп из «Одиссеи капитана Блада», разве что не такой жестокий. А вот с чем «Чёрному лебедю» повезло, так это с антагонистом. Капитан Лич самый настоящий пират – безжалостное, похотливое, тупое и агрессивное существо, при этом вызывающее неподдельный страх. Таким отчасти был капитан Истерлинг, но в «Хрониках капитана Блада» его было преступно мало, чего не скажешь о влиянии Лича на сюжет «Чёрного лебедя». Да, в книге есть настоящий полноценный антагонист, и когда герой расправляется с ним, ты действительно этому рад, настолько мерзавцем представил его автор. Никакого романтического навета, пират — это прежде всего разбойник, бандит и убийца, а уже после всего этого моряк. И этим «Чёрный лебедь» также выгодно отличается от трилогии капитана Блада. Это действительно книга о пиратах, а не о благородных разбойниках.
Книга гораздо лучше и интересней показывает обычаи пиратства. Например, упоминается, что при губернаторстве Моргана на морях стало значительно спокойнее. И лишь некоторые недобитки в виде Лича ещё бороздят Карибское море.
«Конечно, власти припугнули Моргана за недостаток рвения в выполнении поставленной перед ним задачи по искоренению морского разбоя, сильно распространившегося в Карибском бассейне. Строгость подействовала на него, и вскоре после выхода из Берегового Братства он проявил чудеса в исполнении долга. Подействовала сама сила примера. Тот факт, что он стал под знаменем закона и порядка с последовавшим за этим роспуском пиратского флота, где он был адмиралом, заставил людей, следовавших за ним, вернуться к мирным занятиям: заготовке ценной древесины и работе на плантациях».
Рафаэль Сабатини «Чёрный лебедь»
Глава IV «Погоня»
Подобно «Острову сокровищ», в «Чёрном лебеде» также раскрываются и обычаи джентльменов удачи: при гибели капитана совет пиратов выбирает себе нового, так как он является не первым после бога, а первым среди равных, что хорошо заметно в моментах, где штурман Бандри выступает против Лича, когда вопрос касается общего пиратского блага, а именно наживы. Капитану напоминают, что в сравнении с ожидаемой добычей золота он этому золоту ой как проигрывает.
Другим моментом, иллюстрирующим цену пиратского товарищества, является суд над пиратом Шором, зарезавшим во время азартной игры своего оппонента. Пока дело касалось принципа, часть команды была готова перерезать другую в желании отстоять жизнь Шора, но лишь до того момента, пока Де Берни не предложил решить судьбу Шора свидетелям убийства. Страсти улеглись, и те, кто буквально мгновение назад был готов защищать Шора с оружием в руках, спокойно наблюдали, как тот примеряет пеньковый галстук.
Также здесь снова присутствует описание одежды пиратов.
«Резко распахнутая дверь каюты влетела внутрь и с грохотом ударилась о переборку. В темном пространстве толпилась небольшая группа полуголых людей, в большинстве своем с яркими платками на головах и с загорелыми бородатыми лицами, освещенными торжеством. С оружием в руках и проклятиями на устах они ворвались в каюту».
Рафаэль Сабатини «Чёрный лебедь»
Глава V «Абордаж»
Присутствует и описание одежды капитана Лича.
«На нем были красные штаны, а забрызганная кровью рубашка была расстегнута до пояса. Рукава ее были высоко закатаны, обнажая мощную мускулатуру на длинных волосатых руках. Черные локоны волос ниспадали на низкий звериный лоб, а тонкий клювообразный нос торчал между бегающих темных глаз. Вместо абордажной сабли или мачете, обычно принятых у этих людей, вооружение Лича составляла рапира, которой он, по общему мнению, владел очень искусно».
Рафаэль Сабатини «Чёрный лебедь»
Глава VI «Договор»
Да и без описания быта пиратов «Чёрный лебедь» может подарить читателю множество интересных моментов, например, помимо морских сражений и абордажей в романе освещаются вполне повседневные вещи, например, есть описание кренгования корабля.
Упоминается и том, что французская Вест-Индская компания скупает пиратский товар за одну десятую от её стоимости. В этот раз также упоминаются реальные личности, навроде английского короля Карла II. Благодаря этому мы также можем определить примерное время происходящих событий. Так, Майор Сэндз делает следующую привязку ко времени.
«Пять лет назад, ещё при жизни Карла II-го»
Рафаэль Сабатини «Чёрный лебедь»
Глава I «Фортуна и майор Сэндз»
Если учесть, что Карл II умер 6 февраля 1685 года, то мы получаем примерно 1686-1687 год. Причём в книге есть явный анахронизм — Генри Морган перестал быть губернатором еще до смерти Карла II-го, в 1682-ом году. В книге же он не только является губернатором, но и напрямую участвует в событиях.
На верху трапа ее встретил безвкусно одетый тучный мужчина средних лет, чье желтое мясистое лицо, украшенное опущенными усами, было грубым и неприветливым. Это и был сам Генри Морган.
Рафаэль Сабатини «Чёрный лебедь»
Глава XX «Сэр Генри Морган»
Но если допустить эту условность, и помня, что Морган умер в 1688-м году, то действия романа как раз и приходятся на 86-87 годы. В целом же это довольно интересное произведение, которое можно порекомендовать даже сегодня.