Найти в Дзене
Егорычев Сергей

Путь в 3D-графику. Как я стал 3D-художником и получил работу.

Где-то в 2016-м году я понял, что на текущем месте работы мне порядком поднадоело, я начал изучать программирование. Работал тогда в одной IT-компании, занимался консультационной и технической поддержкой клиентов нашего ПО. Начал бодренько, прямиком с подарка себе на день рождения здоровенного фолианта "Изучаем Java". В книжке использован особый подход для удержания внимания и подачи информации для людей, далёких от темы, поэтому обучение шло нормально. Изучив ещё ряд книг типа "Объектно-ориентированного мышления" и других, переключился на то, что казалось ближе благодаря тому, что можно было не просто витать в абстракциях, но и визуально наблюдать какой-то результат — web Frontend. А там, как известно, к сожалению или к счастью, царствует JavaScript. До этого я был знаком с HTML, немного подтянул CSS. Следует учитывать, что у меня семья, на то время маленькие дети, другая работа и некоторые трудности, удлиняющие время обучения. Я позанимался в HTML-академии, посмотрел некоторые уроки

Где-то в 2016-м году я понял, что на текущем месте работы мне порядком поднадоело, я начал изучать программирование. Работал тогда в одной IT-компании, занимался консультационной и технической поддержкой клиентов нашего ПО. Начал бодренько, прямиком с подарка себе на день рождения здоровенного фолианта "Изучаем Java". В книжке использован особый подход для удержания внимания и подачи информации для людей, далёких от темы, поэтому обучение шло нормально. Изучив ещё ряд книг типа "Объектно-ориентированного мышления" и других, переключился на то, что казалось ближе благодаря тому, что можно было не просто витать в абстракциях, но и визуально наблюдать какой-то результат — web Frontend. А там, как известно, к сожалению или к счастью, царствует JavaScript. До этого я был знаком с HTML, немного подтянул CSS. Следует учитывать, что у меня семья, на то время маленькие дети, другая работа и некоторые трудности, удлиняющие время обучения. Я позанимался в HTML-академии, посмотрел некоторые уроки на YouTube, почитал известный учебник Кантора и т.д. В общем, где-то в 2019-м году я собирался уже делать портфолио, сделал небольшую игрушку, планировал запилить соцсеть на React/Redux и менять уже работу, когда понял, что это не совсем моё. Программирование сейчас — это просто первое, что приходит в голову при мыслях о смене работы.

Примерно в это же время мне попалась реклама курса по 3D-моделированию интерьеров. Это был простенький курс для того, чтобы завлечь людей на платную версию курса по 3DS-Max.

После этого небольшого урока я посмотрел несколько видео по Blender-у на YouTube. Смоделировал известную сценку с лодочкой у острова.

С такой простенькой сценки всё начиналось.
С такой простенькой сценки всё начиналось.

Затем low-poly домик. Маяк. И стал искать более или менее полноценный курс по моделированию в Blender-е. Этим курсом стал Супер Блендер от VideoSmile. На выходе были знания по всем основам программы, включая анимацию и риги. И из работ — полноценная моделька револьвера. Для ознакомления этого было достаточно, но для полноценного моделирования знаний ещё не хватало. Поэтому я обратился к курсу от университета Kaino. Middle GameDev. Там на выходе был здоровенный робот. Параллельно, конечно, пытался моделировать что-то и сам.

Middle GameDev от Kaino
Middle GameDev от Kaino

Изначально я в каждом курсе пытался делать максимально близко к тому, как показывал преподаватель. Как говорится, "To brake the rules you must first master them." Помимо самого моделирования необходимы были так же знания по развёртке и текстурированию. Есть два пути, как это делается. Либо через так называемые ноды, либо через специальный софт, который генерирует текстуры — Substance 3D Painter. Так что минимальным набором для меня была связка Blender + Substance.

Substance 3D Painter
Substance 3D Painter

Несколько слов о Blender-e. Несмотря на то, что это бесплатный софт, на мой взгляд, сейчас он занял уверенные позиции и претендует на своего рода стандарт. На нём производятся в том числе и топовые работы уровня Голливуда. Мне он особо понравился обильным использованием сочетаний горячих клавиш. Так же это комбайн, в котором по-сути можно делать всё. От лепки до анимации персонажей.

Blender
Blender

Да, с лепкой я так же ознакомился, немного повозившись в ZBrush и купив для этого дешёвенький планшет.

ZBrush, моделирование персонажей
ZBrush, моделирование персонажей

Для хорошего текстурирования необходимо было так же ознакомиться ещё с такими штуками как Marmorset Toolbag, с парой плагинов и особой программкой для работы с развёрткой, для работы с референсами попробовал PureRef.

Основную проблему для меня представляло больше текстурирование. Штука не очень для меня на тот момент интересная. Другое дело моделирование как таковое.

Таким образом, путь для входа в профессию мне представляется упрощённо таким: вводные уроки на YouTube, курс Супер Blender от VideoSmile, курс Middle GameDev от Kaino. И практика, практика и ещё раз практика. Настал какой-то момент, когда пришло понимание, что я могу смоделировать в принципе что угодно. Я стал потихоньку наполнять портфолио. Первым в портфолио ушла моделька телефона, подарка от друга, Xiaomi Redmi 4S. Получилось здорово, я был доволен результатом, особенно учитывая некоторые трудности, связанные с одним участком геометрии телефона. Под конец наполнения портфолио я уже ориентировался больше на моделирование моделек автомобилей 30-х годов 20-го века. По типу как в игре Mafia. Так же закинул свои наброски из ZBrush. С котом и с башкой человека.

Кадр из Mafia Defenitive Edition
Кадр из Mafia Defenitive Edition

За всё это время я сменил множество работ, никак не связанных с моделированием. Я работал переводчиком, репетитором, специалистом колл-центра, занимался управлением репутацией компании, мониторингом СМИ, а последний год и вовсе физической работой по типу как на автомойке, в доставке и в пункте выдачи заказов. Последний особенно шикарен для обучения. Я к тому времени уже не нуждался в обучении для трудоустройства в 3D, но потратил время на работу с некоторыми другими вещами, мешающими обретению нормальной работы.

В итоге на пункт выдачи зашёл фотограф, я поинтересовался, где он работает и что снимает. Оказалось, что он работал в макетной мастерской, занимающейся созданием уменьшенных моделей городов России. Я как раз пару месяцев, как откликался туда, но моё резюме почему-то не получало обратной связи. Фотограф дал мне контакт тимлида отдела проектирования, и я по итогу выполнил несложное ТЗ. Стоит отметить, что до этого я уже брал тестовые задания в других конторах, но по ряду причин никак не мог приняться за них. После того, как ТЗ было принято, меня пригласили на собеседование, которое провёл заместитель тимлида. Собеседование больше походило на экскурсию по цеху и рассказ о том, как устроена работа. Таким образом, через несколько дней началась моя стажировка на работе, к которой я шёл столько лет. :)

Шоу-макет, копии зданий городов РФ
Шоу-макет, копии зданий городов РФ

Сейчас приходится изучать некоторые моменты работы и в дополнительных программах. CorelDraw, SketchUp и некоторые другие. Знакомлюсь с особенностями создания макетов. В офисе офигенные 27"-e мониторы, как у меня дома, как я привык. Достаточно мощные компы. Обстановка нормальной IT-Компании. Творческие люди вокруг. Комната отдыха, столовая. В общем и целом, я доволен. Работа, которая когда-то казалась мечтой и чем-то не очень достижимым, стала реальностью. Особый кайф, что производство находится в 20 минутах от дома. Я даже успеваю сбегать на обед домой, если хочу. Думаю, для старта оптимально.

В завершение скажу, что такой длинный путь мог бы быть значительно короче и мог бы занять от силы год, может быть даже пол-года при безостановочном интенсивном обучении. Но у меня была семья с маленькими детьми, некоторые проблемы со здоровьем, всякие события, типа внезапных войн и эмиграций, другие работы и обязанности. Если бы я сейчас был в начале пути, то устроился бы на пункт выдачи заказов, на котором полно свободного времени, взял бы мощный ноутбук, прошёл бы Middle и Senior GameDev от Kaino, намолотил бы портфолио и стал бы откликаться на вакансии.

А сейчас дорога только начинается. Самое сложное, базовое обучение, портфолио и выход на работодателя, позади.