Найти в Дзене

ПРОРОК ОСИЯ (ч.15): ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПРИЗЫВ

(Осия 14) Книга пророка Осии завершается призывом к Израилю покаяться. Эта глава — «логичное завершение всего пророчества. Оно исключительно позитивное: покается Израиль — получит прощение Яхве» (Андерсен и Фридман). Всю главу пронизывает одна тема: покаяние. В мрачной картине суда пророк видит надежду. «Обратись, Израиль, к Господу, Богу твоему, ибо ты упал из-за нечестия твоего. Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: "Отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесём жертву уст наших. Ассур не будет уже спасать нас; не станем садиться на коня и не будем более говорить изделию рук наших: 'Боги наши', потому что у Тебя милосердие для сирот"» (Ос. 14:2–4). Осия умоляет народ покаяться, конкретно указывая, что они должны сделать, чтобы продемонстрировать свое покаяние. Поэтому он говорит как о необходимости покаяния, так и о его природе. Стих 2. Пророк обращается к народу с призывом: «Обратись, Израиль, к Господу, Богу твоему». Глагол «обратись» (
Оглавление

(Осия 14)

Книга пророка Осии завершается призывом к Израилю покаяться. Эта глава — «логичное завершение всего пророчества. Оно исключительно позитивное: покается Израиль — получит прощение Яхве» (Андерсен и Фридман). Всю главу пронизывает одна тема: покаяние. В мрачной картине суда пророк видит надежду.

ПРИЗЫВ К ПОКАЯНИЮ

«Обратись, Израиль, к Господу, Богу твоему, ибо ты упал из-за нечестия твоего. Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу; говорите Ему: "Отними всякое беззаконие и прими во благо, и мы принесём жертву уст наших. Ассур не будет уже спасать нас; не станем садиться на коня и не будем более говорить изделию рук наших: 'Боги наши', потому что у Тебя милосердие для сирот"» (Ос. 14:2–4).

Осия умоляет народ покаяться, конкретно указывая, что они должны сделать, чтобы продемонстрировать свое покаяние. Поэтому он говорит как о необходимости покаяния, так и о его природе.

Стих 2. Пророк обращается к народу с призывом: «Обратись, Израиль, к Господу, Богу твоему». Глагол «обратись» (шаб), указывающий на покаяние, — ключевое слово всей книги (3:5; 5:4; 6:1; 7:10; 11:5; 12:6). Израилю нужно вернуться к Богу, так как он упал от своего нечестия. Они споткнулись о собственные грехи, и вина их преступлений стала для них камнем преткновения.

Мог ли Израиль возвратиться к Господу в тот период своей истории? Предыдущие прорицания Осии со всей очевидностью указывают на то, что Божий гнев в форме ассирийского плена неизбежен. На первый взгляд противоречивые предсказания, что Израиль погибнет из-за своего греха, но что Израиль будет благословлен, если покается, встречаются также и в писаниях других пророков. Возможно, что до самого момента гибели Израиль все же мог покаяться. Возможно также, что Осия видел впереди то время, когда Израиль — или хотя бы его остаток — будет восстановлен и благословлен. В таком случае его призыв к народу покаяться не предполагал, что этим они предотвратят надвигавшуюся трагедию; это призыв к покаянию, которое когда-то в будущем принесет им новую эру.

Стих 3. Истинное покаяние требовало, чтобы народ пошел к Богу, взяв «с собой молитвенные слова». Эти «слова» включали в себя просьбу к Богу простить их: «Отними всякое беззаконие и прими [нас] во благо». Согласно Синод. пер., Божье прощение будет иметь своим результатом Его прославление, принесение жертвы их уст (Евр. 13:15; см. Прит. 12:14; 13:2). Такое прочтение следует Септуагинте, а не масоретскому тексту. В еврейском тексте, вместо «жертвы» (пери; в NASB это «плод [уст]»), сказано «тельцов» (парим). Некоторые английские версии сохраняют прочтение «тельцов» (см. РБО), однако разделяются во взгляде на смысл стиха. В CEV говорится: «Прими наши добрые жертвы хвалы вместо тельцов». В этом случае кровавые жертвы заменятся словами поклонников. А в ESV сказано так же, как и в РБО: «Мы принесем в жертву быков, по обету наших уст». Если это правильно, тогда во исполнение данных обетов будут приноситься в жертву животные.

Стих 4. Просьба Израиля о прощении должна будет сопровождаться заявлением, что они больше не будут совершать прошлых грехов. Народ больше не будет уповать на то, что не в состоянии спасать их. Они не будут надеяться на то, что их спасут другие государства вроде Ассура или Египта (5:13; 7:11; 8:9; 12:1). Они больше не будут полагаться на свои армии и коней (1:7; 10:13; см. Втор. 17:16; 3 Цар. 10:28, 29; Пс. 19:8; 32:17; Прит. 21:31). Коней израильтяне использовали, главным образом, во время военных действий. Одним аспектом покаяния будет для них отказ «садиться на коня». Они больше не станут поклоняться ложным богам — идолам, изделию их рук (4:12; 8:6; 10:5, 6; 11:2; 13:2).

Если они покаются именно так, то люди могут ожидать Господнего прощения, потому что Он милостив и сострадателен. Это настолько истинно, что милосердие у Него припасено даже для сирот. Они слабы и ничтожны в глазах других, но Бог милостив к ним. Здесь употреблен глагол рахам, что означает «оказывать милость» или «сострадать». В начале книги жена Осии родила дочь по имени «Лорухама» («она не обрела милости»), потому что Бог не желал «миловать» Израиль и прощать их грехи. Однако в этой последней главе риторика изменена на противоположную.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ПОКАЯНИЕ

«Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них. Я буду росой для Израиля; он расцветёт, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана. Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино ливанское» (Ос. 14:5–8).

Осия говорит о вознаграждении за покаяние — о том, что Израиль получит, если возвратится к Богу. Устами пророка Бог дает народу конкретные обещания того, что будет, если будет выполнено Его условие.

Стих 5. Во-первых, Бог обещал уврачевать отпадение [неверность; НРП] их. Иными словами, Он простит и восстановит их. Их грех «отпадения» изображен как страшное заболевание, которое нуждается в лечении. Слово «уврачую» (рапа) входит в употребляемую Осией терминологию спасения (5:13; 6:1; 7:1). Аналогичный язык мы видим во 2 Пар. 7:14: «[Если] смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их».

Когда Бог простит их, Его гнев, вызванный их грехом (8:5; 11:9; 12:14; 13:11) отвратится от них и сменится безграничным выражением сострадания с Его стороны. Говоря «возлюблю их по благоволению», Господь имел в виду не то, что не любил их, когда они были во грехе, а то, что сможет снова Своими действиями демонстрировать Свою любовь к ним. Когда они были непокорными, их грех не давал Богу выражать Свою любовь, как Ему хотелось, но Он никогда не переставал любить их. Бог был щедр на любовь, даже несмотря на то, что свою любовь Израиль отдавал лжебогам (2:5, 7, 10, 12–13) и предателям союзникам (8:9).

Стих 6. Бог благословит Израиль процветанием и постоянством. Эти благословения представлены яркими и впечатляющими образами из области природы, с помощью которых Бог описывает новую жизнь, проистекающую из восстановленных отношений с Израилем.

Господь будет росой, или влагой, для Израиля, которая будет способствовать тому, что «он расцветёт, как лилия», и станет благоденствовать. Этот образ — обратный образу суда в 13:15, где «восточный ветер» иссушит его «родник», или «источник». Роса была очень важна для растительности в Израиле, особенно в засушливые летние месяцы. Это делает ее удачным символом жизни и благополучия (Быт. 27:28; Втор. 33:13; Ис. 26:19; Мих. 5:7; Зах. 8:12), лилия же символизирует плодородие и красоту.

Бог также даст Израилю силу и стабильность, благодаря чему народ «пустит корни свои, как Ливан». У них будет возможность прижиться в этом районе. Ранее Осия изобразил Израиль виноградом (9:16) с высохшими корнями. «Поражён Ефрем; иссох корень их», — сказал он. А в этой вести надежды истинно обратное. Когда придет Божье благоволение, Израиль будет, как ливанские кедры, демонстрировать «прочность и питание». В древности ливанские кедры не только славились своей прочностью на всем Ближнем Востоке; они были также символом богатства. Высоко ценилась древесина этих деревьев. Соломон купил и завез этот лес в Иерусалим для строительства храма (3 Цар. 5:6–10; 6:9, 10).

Стих 7. Благодаря росту и постоянству красота Израиля будет, как маслины (см. Иер. 11:16). Все будут восхищаться этим народом. Его влияние будет ощущаться во всем регионе так же, как всякий вблизи ливанских кедров чувствует их благоухание.

Стих 8. Своей красотой и влиянием Израиль произведет впечатление на другие народы и даст им надежду. Бог всегда хотел, чтобы другие народы благословились через Израиль. Это даже вошло в первые обетования, данные Аврааму (Быт. 12:3; 18:18; 22:18). Если Израиль покается, то Бог сможет использовать их для осуществления Своего замысла.

«Сидевшие под тенью» Израиля могут быть его соседями — теми, кто жил поблизости. Другое объяснение — что «сидевшие под тенью» Израиля могли быть жившими с Израилем и среди него «пришельцами» — язычниками, которые жили среди израильтян, верили в Господа и поклонялись Ему. Они лишатся защиты Израиля, когда Божий народ будет уведен в плен, но с восстановлением Израиля эти люди получат убежище. Жившие в «тени» Израиля станут процветать, «будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино ливанское». Помимо кедров, Ливан славился своим изысканным вином. Влияние Израиля распространится и станет популярным, как произведенное в Ливане вино.

Когда были исполнены эти обещания из Ос. 14:4–7? Один взгляд, которого придерживаются премилленарии, — они еще не исполнились. Что же, они исполнятся в последние дни, в тысячелетнем царстве? Многочисленные сомнительные допущения в учении премилленаризма делают это толкование несостоятельным. Вполне возможно, что этот отрывок — мессианский, указывающий на Христово царство, церковь, построенную Иисусом Христом и начавшую свое существование в день Пятидесятницы. Джеймс Коффман, например, считает этот отрывок мессианским, указывающим на новый завет: эти слова, пишет он, говорят о том, что «слава Нового Израиля будет достигнута в царстве Иисуса Христа... В каждой его строке сияет Новый Завет». Однако ни один новозаветный автор не связал эти слова с Господней церковью, и поэтому мы не можем уверенно говорить, что они исполнились в мессианском царстве.

Аргумент тех, кто верит, что исполнение этого отрывка еще впереди, и тех, кто считает, что он исполнился в учреждении церкви, состоит в том, что восстановленное царство Иуды не подходит под описание в этом отрывке. В дни восстановления под руководством Ездры и Зоровавеля Иуда не продемонстрировал буквально приведенные здесь качества.

Признав это, мы выдвигаем третье возможное объяснение отрывка. Эта точка зрения основывается на условном характере обещания. Если бы Израиль покаялся, то народ мог бы иметь такие благословения. Но поскольку народ не возвратился к Богу, то возможно, что данные пророчества и не исполнились. Необходимо подчеркнуть, что большинство предсказаний пророков как раз и предусматривали выполнение определенных условий.

Четвертое возможное объяснение — что вдохновенный автор употребил яркую гиперболу. В таком случае отрывок мог исполниться в возвращении Израиля из вавилонского плена, однако в меньшей степени, чем изображено в тексте.

Для современного толкователя главным должен быть вопрос «Как этот отрывок понимали первые читатели или слушатели?» Они должны были понимать его так, что будут благословлены, если покаются. Понимать так — значит извлечь из главы ее главный посыл.

ПРИЧИНЫ ПОКАЯТЬСЯ

«Что мне ещё за дело до идолов? — скажет Ефрем. — Я услышу его и призрю на него; Я буду как зеленеющий кипарис; от Меня будут тебе плоды. Кто мудр, чтобы разуметь это? Кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» (Ос. 14:9, 10).

Эту главу — и всю книгу — пророк завершает, называя две причины для Израиля покаяться.

Стих 9. В Совр. пер. дается иной, нежели в Синод. Библии, перевод: «Ефрем, Мне не будет больше дела до идолов. Я — Тот, Кто отвечает на твои молитвы. Я — Тот, Кто охраняет тебя. Я, как вечнозелёное дерево. От Меня будут твои плоды» (см. также НРП и РБО). Одним соображением, которое должно было побудить Израиль искренне раскаяться пред Богом, было понимание народом Божьей природы. Обращение Ефрем демонстрирует глубокое переживание Бога за Свой народ (см. 5:3; 6:4; 9:1; 11:8; 14:1). Обращаясь так к Своему избранному народу, Бог обращается ко всему Израилю, как в 14:2. Он призывает их учитывать Его природу: Ему нет никакого дела до идолов. (В РБО этот вопрос звучит так: «Что общего у Меня с идолами, Ефрем?»). Они мертвые, бесчувственные, не способные думать, говорить и что-то делать, а Бог живой и сильный. Они сделаны людьми, а Он — Творец всего, включая человечество. Поэтому Его существование исключает всякую возможность законного поклонения Его народа идолам.

Бог любит Свой народ и заботится о нем, охраняет и блюдет его. Он благословляет его, как вечнозеленое дерево благословляет тех, кто укрывается в его тени. Дерек Киднер говорит, что последние две строки 14:9 могут указывать на то, что Бог имеет «всё постоянство вечнозелёных растений, всё богатство фруктовых деревьев». Мысль о Божьей природе должна была побудить Израиль возвратиться к Богу.

Стих 10. Второй причиной, почему Израиль должен был обратиться к Богу, было следование курсом, который был бы мудр. Осия завершает это прорицание и всю книгу наставлением к своим читателям/слушателям разуметь и познать, что он сказал или написал. В таком случае они непременно сохранят пути Господни в своей жизни.

Почему читателям Осии нужно было «разуметь» эти истины? Потому что «правы пути Господни, и праведники ходят по ним». Одного только знания Божьих путей недостаточно. Чтобы Божий народ был благословлен своим знанием и пониманием, те, кто познал Божьи пути, должны также «ходить по ним», или исполнять Божьи повеления, переданные Его вестниками. В противоположность праведникам, беззаконные падут на Божьих путях (см. 14:2); они не будут повиноваться Божьему Слову. Перед Израилем стоял выбор: ходить Господними путями или упасть на них. Этот выбор продолжался всю историю Израиля и продолжается по сей день. Мудрые услышат Божье Слово и будут повиноваться ему. Если слушатели Осии хотели проявить мудрость — высоко ценимый «товар» в Израиле, — тогда они должны были покаяться и вернуться на Божьи пути.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)