Я уже писала о Чаадаеве, который считал огромной ошибкой принятие Русью христианства из "растленной Византии", тем самым оторвав Русь от Европы.
Но не все были согласны с Чаадаевым.
В начале 19 века в дворянской среде, которая зачитывалась Гегелем и Шеллингом, вдруг просыпается огромный интерес к русской истории, а некоторые бескомпромиссные юноши даже сменили европейские цилиндры на мурмолки и отрастили бороды.
Пушкин писал Чаадаеву, что ему не надо другой истории кроме истории наших предков, такой какой ее дал Бог.
В 1842 годы выходит роман Гоголя "Мертвые души". Куда же мчится Русь- тройка волновали не только Гоголя. Ее "чудный звон" услыхали и славянофилы.
Так как политическая мысль в России до середины 19 века была запрещена, то это вылилось в споры о судьбе России, ее прошлом и будущем.
Нужно было остановиться, оглядеться, постичь прошлое России, чтобы снова тронуться в путь. И так возникло течение славянофилов, которые понимали, что Россия отличается от Западной Европы.
Интерес к славянам в Европе и России сильно вырос, отсюда и название славянофильство ( любовь к славянам). Хотя не всем нравилось это название. Например , Кошелев считал, что их следует звать самобытниками.
Почти все славянофилы были глубоко религиозными людьми. Они так же были высокообразованными людьми. В отличие от Чаадаева славянофилы видели в православии истинное христианство, не испорченное.
Для католика-европейца, считал Хомяков, важен индивидуализм и вещизм, который вылился в удобство жизни, в практичность, логический склад ума, привел Запад к прогрессу.
То для православного-русского важен внутренний, духовный мир, стремление постичь откровение Бога. Православная вера - высшая ценность, которой обладает Россия, даёт ей преимущество перед Западом. И хотя настоящее страны - писал Хомяков, - " мерзость рабства законного" Россию все равно ожидает великое будущее.
Славянофил Хомяков выдвигает идею соборности - добровольного объединения верующих на основе любви к Богу. Одному человеку непостижимо постижение Божественной истины, оно возможно только в Церкви. И Хомяков продолжая свою мысль считает, что истинное православие и соборность остались только у народа, сама же РПЦ слишком ушла в обрядность и подчинилась светской власти. Признала божественное происхождение самодержавия, хотя самодержавную власть монарху вручил народ.
В воскресении раннего христианства видел Хомяков великой духовной будущности России.
Безусловно что славянофилов привлекала и история, хотя они не были профессиональными историками. Их интересовали темы, которые историки обходили. Они писали о народном вече, земских соборах, Русской церкви, русской культуре.
Славянофилов обвиняли в том, что они хотят возвратиться к старому укладу жизни. На самом деле это совсем не так.
Они считали, что петровские реформы раскололи общество. Простой народ, крестьяне, сохранил древним традиции русской жизни и русской культуры.
Высшее же общество ( дворянство) старалось во всем подражать Европе, но усвоило лишь внешние формы культуры, не поняв и не осмыслив внутренней сущности.
Славянофилы не идеализировали прошлое. Они ясно видели мрачные страницы русской истории: частый голод, убийства в борьбе за власть, бесконечные междоусобные войны князей. Не отвергали они и достижения Европы.
Аксаков И.С. писал, что целый год читал древние грамоты Руси и акты и это чтение заставило его разочароваться в древней Руси, разлюбить её и убедиться, что не выработала она и не хранит начал, способных возродить Россию к новой жизни...
Недостатки старого общества славянофилы объясняли проникновением на Русь польского и литовского влияния.
Славянофилы сравнивали духовную культуру Руси и других народов. И считали, что таких сказок, былин, легенд и песен ни у кого нет, кроме шотландцев. Странно, что славянофилы при жизни не оценили их современника Пушкина, считая его подражателем, но их внимание привлек Гоголь. "Мертвые души" Аксаков сравнивал с "Илиадой" Гомера.
Славянофилы первыми стали искать и собирать русские сказания, былины, песни. Но как писал Киреевский: " мы не собирались воскресить Древнюю Русь". Не ставили на пьедестал крестьянина, не поклонялись ему. Они искали, что соответствует русскому человеку, в чем он нуждается и что ему следует развивать в себе.
Политика слишком близко соседствовала в творчестве славянофилов. То их обвиняли в антиправительственной пропаганде, то в реакционизме, то в анархизме, а то и в либерализме. Слишком вольными и далёкими от официальной идеологии были их рассуждения.
Скорее их взгляды были утопичны.
Они все были монархистами, все не принимали революцию. Славянофилы считали, что революция в России может быть только если страна пойдет по Западному пути развития, в основе которого лежит римское право.
Римское право, считали они, не было известно на Руси и не отвечает русскому национальному характеру.
Но неприятие Запада и революции не означало, что им все нравилось в России, которая " в судах черна неправдой черной и игом рабства клеймена".
Если сила власти должна принадлежать царю, то "сила мнения - народу". В древней Руси это были Земские соборы. Но славянофилы прекрасно понимали, что при Николае I никакого земского собора быть не может.
Поэтому первая задача славянофилов воспитывать народ в духе русского национального идеала. Для этого они стали использовать печать. Своих типографий не было, печатали статьи в разных журналах.
Власть очень настороженно относилась к кружкам славянофилов, ведь там была угроза авторитету самодержавия. Славянофилы постоянно обвиняли русское самодержавие в том, что оно вносит в Россию чуждый ей элемент: немецкий дух.
Не принимали славянофилы и бюрократическую систему, созданную Николаем I. Ни насильственных методов управления страной. Они выступали за свободу совести, слова, печати, всего этого было достаточно, для того чтобы вызвать недовольство царя.
Славянофилов обвинили в создании тайного общества и даже заговора. В Третье отделение вызывали И.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина, Николай Первый считал что они подготавливают новое 14 декабря.
Царь боялся, что мысль о немецком характере самодержавия, предающем национальные интересы, дойдет до народа и это будет иметь ужасные последствия.
Славянофилы не могли быть чиновниками, им не разрешалось носить русскую национальную одежду , отпускать бороду. В итоге постоянными придирками их вынудили прекратить издательскую деятельность.