Найти в Дзене
Ольга Иорданская N5020622247

Почему Николай I боялся славянофилов?

Я уже писала о Чаадаеве, который считал огромной ошибкой принятие Русью христианства из "растленной Византии", тем самым оторвав Русь от Европы. Но не все были согласны с Чаадаевым. В начале 19 века в дворянской среде, которая зачитывалась Гегелем и Шеллингом, вдруг просыпается огромный интерес к русской истории, а некоторые бескомпромиссные юноши даже сменили европейские цилиндры на мурмолки и отрастили бороды. Пушкин писал Чаадаеву, что ему не надо другой истории кроме истории наших предков, такой какой ее дал Бог. В 1842 годы выходит роман Гоголя "Мертвые души". Куда же мчится Русь- тройка волновали не только Гоголя. Ее "чудный звон" услыхали и славянофилы. Так как политическая мысль в России до середины 19 века была запрещена, то это вылилось в споры о судьбе России, ее прошлом и будущем. Нужно было остановиться, оглядеться, постичь прошлое России, чтобы снова тронуться в путь. И так возникло течение славянофилов, которые понимали, что Россия отличается от Западной Европы. Инте

Я уже писала о Чаадаеве, который считал огромной ошибкой принятие Русью христианства из "растленной Византии", тем самым оторвав Русь от Европы.

Но не все были согласны с Чаадаевым.

В начале 19 века в дворянской среде, которая зачитывалась Гегелем и Шеллингом, вдруг просыпается огромный интерес к русской истории, а некоторые бескомпромиссные юноши даже сменили европейские цилиндры на мурмолки и отрастили бороды.

Пушкин писал Чаадаеву, что ему не надо другой истории кроме истории наших предков, такой какой ее дал Бог.

В 1842 годы выходит роман Гоголя "Мертвые души". Куда же мчится Русь- тройка волновали не только Гоголя. Ее "чудный звон" услыхали и славянофилы.

Так как политическая мысль в России до середины 19 века была запрещена, то это вылилось в споры о судьбе России, ее прошлом и будущем.

Нужно было остановиться, оглядеться, постичь прошлое России, чтобы снова тронуться в путь. И так возникло течение славянофилов, которые понимали, что Россия отличается от Западной Европы.

Интерес к славянам в Европе и России сильно вырос, отсюда и название славянофильство ( любовь к славянам). Хотя не всем нравилось это название. Например , Кошелев считал, что их следует звать самобытниками.

Почти все славянофилы были глубоко религиозными людьми. Они так же были высокообразованными людьми. В отличие от Чаадаева славянофилы видели в православии истинное христианство, не испорченное.

Для католика-европейца, считал Хомяков, важен индивидуализм и вещизм, который вылился в удобство жизни, в практичность, логический склад ума, привел Запад к прогрессу.

То для православного-русского важен внутренний, духовный мир, стремление постичь откровение Бога. Православная вера - высшая ценность, которой обладает Россия, даёт ей преимущество перед Западом. И хотя настоящее страны - писал Хомяков, - " мерзость рабства законного" Россию все равно ожидает великое будущее.

Славянофил Хомяков выдвигает идею соборности - добровольного объединения верующих на основе любви к Богу. Одному человеку непостижимо постижение Божественной истины, оно возможно только в Церкви. И Хомяков продолжая свою мысль считает, что истинное православие и соборность остались только у народа, сама же РПЦ слишком ушла в обрядность и подчинилась светской власти. Признала божественное происхождение самодержавия, хотя самодержавную власть монарху вручил народ.

В воскресении раннего христианства видел Хомяков великой духовной будущности России.

Безусловно что славянофилов привлекала и история, хотя они не были профессиональными историками. Их интересовали темы, которые историки обходили. Они писали о народном вече, земских соборах, Русской церкви, русской культуре.

Славянофилов обвиняли в том, что они хотят возвратиться к старому укладу жизни. На самом деле это совсем не так.

Они считали, что петровские реформы раскололи общество. Простой народ, крестьяне, сохранил древним традиции русской жизни и русской культуры.

Высшее же общество ( дворянство) старалось во всем подражать Европе, но усвоило лишь внешние формы культуры, не поняв и не осмыслив внутренней сущности.

Славянофилы не идеализировали прошлое. Они ясно видели мрачные страницы русской истории: частый голод, убийства в борьбе за власть, бесконечные междоусобные войны князей. Не отвергали они и достижения Европы.

Аксаков И.С. писал, что целый год читал древние грамоты Руси и акты и это чтение заставило его разочароваться в древней Руси, разлюбить её и убедиться, что не выработала она и не хранит начал, способных возродить Россию к новой жизни...

Недостатки старого общества славянофилы объясняли проникновением на Русь польского и литовского влияния.

Славянофилы сравнивали духовную культуру Руси и других народов. И считали, что таких сказок, былин, легенд и песен ни у кого нет, кроме шотландцев. Странно, что славянофилы при жизни не оценили их современника Пушкина, считая его подражателем, но их внимание привлек Гоголь. "Мертвые души" Аксаков сравнивал с "Илиадой" Гомера.

Славянофилы первыми стали искать и собирать русские сказания, былины, песни. Но как писал Киреевский: " мы не собирались воскресить Древнюю Русь". Не ставили на пьедестал крестьянина, не поклонялись ему. Они искали, что соответствует русскому человеку, в чем он нуждается и что ему следует развивать в себе.

Политика слишком близко соседствовала в творчестве славянофилов. То их обвиняли в антиправительственной пропаганде, то в реакционизме, то в анархизме, а то и в либерализме. Слишком вольными и далёкими от официальной идеологии были их рассуждения.

Скорее их взгляды были утопичны.

Они все были монархистами, все не принимали революцию. Славянофилы считали, что революция в России может быть только если страна пойдет по Западному пути развития, в основе которого лежит римское право.

Римское право, считали они, не было известно на Руси и не отвечает русскому национальному характеру.

Но неприятие Запада и революции не означало, что им все нравилось в России, которая " в судах черна неправдой черной и игом рабства клеймена".

Если сила власти должна принадлежать царю, то "сила мнения - народу". В древней Руси это были Земские соборы. Но славянофилы прекрасно понимали, что при Николае I никакого земского собора быть не может.

Поэтому первая задача славянофилов воспитывать народ в духе русского национального идеала. Для этого они стали использовать печать. Своих типографий не было, печатали статьи в разных журналах.

Власть очень настороженно относилась к кружкам славянофилов, ведь там была угроза авторитету самодержавия. Славянофилы постоянно обвиняли русское самодержавие в том, что оно вносит в Россию чуждый ей элемент: немецкий дух.

Не принимали славянофилы и бюрократическую систему, созданную Николаем I. Ни насильственных методов управления страной. Они выступали за свободу совести, слова, печати, всего этого было достаточно, для того чтобы вызвать недовольство царя.

Славянофилов обвинили в создании тайного общества и даже заговора. В Третье отделение вызывали И.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина, Николай Первый считал что они подготавливают новое 14 декабря.

Царь боялся, что мысль о немецком характере самодержавия, предающем национальные интересы, дойдет до народа и это будет иметь ужасные последствия.

Славянофилы не могли быть чиновниками, им не разрешалось носить русскую национальную одежду , отпускать бороду. В итоге постоянными придирками их вынудили прекратить издательскую деятельность.