Только с верой в Бога и Его помощью и настойчивостью можно очиститься и достичь истинной свободы от греха.
1. Чревоугодие
Слово состоит из двух корней других слов: -чрев от чрево, т.е. внутренность, внутренняя часть чего-либо, имеем в виду живот и -угод от угождение, в угоду, т.е в удовольствие. Получается потакание слабостям своего живота, делать то, что хочет живот, удовлетворять причем чрезмерно потребности своего живота.
Убирается этот грех (страсть) молитвой и постом. Значение постав данном случае замедление и очищение тела, воспитание воли.
Бог хочет усмиренное послушное сердце.
Отказываясь от мяса, молока, вина и т.д. мы показываем наше покаяние и смирение.
Если человек легко поститься, он легко обуздывает страсти. Без покаяния в грехах нельзя победить страсть.
2. Похоть (блуд)
Одна из наиболее опасных страстей, потому что она затрагивает не только тело, но и душу человека. Борьба с этой страстью требует духовного и телесного подвига.
Как избавиться от блуда (похоти) по православной аскетике?
1. Смирение и осознание своей слабости. Признание своей немощи перед грехом и смиренное обращение к Богу — первый шаг к освобождению.
2. Молитва и духовная борьба. Иисусова молитва ("Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного") помогает очистить ум от греховных мыслей. Чтение Псалтири и житий святых укрепляет душу и вдохновляет на борьбу с грехом. Исповедь и Причастие очищают сердце, давая духовные силы преодолеть страсть.
3. Пост и воздержание.
Святые отцы говорят, что похоть питается излишествами в еде и праздности. Пост помогает обуздать тело и смирить плотские желания. Трезвый образ жизни и умеренность во всем уменьшают силу искушений.
4. Избегание соблазнов
Ограничение просмотра развлекательного контента, который провоцирует страсть. Избегание ненужных разговоров и общения, которое пробуждает нечистые помыслы. Соблюдение целомудрия в мыслях, словах и поступках.
5. Физический труд и занятие полезными делами
Святые отцы говорят: "Праздность – мать всех грехов". Физический труд, чтение, молитва и творческая деятельность отвлекают ум от греховных мыслей и направляют энергию в полезное русло.
6. Любовь к Богу и ближним
Похоть — это искажённая форма любви, направленная на удовлетворение себя. Истинная любовь исцеляет душу:
Забота о других вместо эгоистичных желаний помогает побороть страсть.
Чистота души укрепляется, когда человек стремится к духовному совершенству, а не к плотским утехам.
3. Сребролюбие.
Бывает двух видов: 1. расточительство, транжирство (безумные траты); 2. скупость, жадность (жить бедно, во всем себе отказывать, копить и не делиться ни с кем, чахнуть над златом).
Мшелоимство - стяжание (накопление) ненужных вещей, они лежат без дела и покрываются мхом.
Как бороться:
1. милосердие к нуждающимся;
2. думать о стяжании духовных даров, а не о материальных;
3. размышлять не о деньгах, а о Боге.
4. Гнев.
Гнев - убийца любви. В гневе все другие люди кажутся некрасивыми.
Причины:
1) гнев и обидчивость идут от самолюбия. самолюбие от отсутствия смирения;
2) из-за зависти тем, кому больше дано. Тот, кто завидует и соперничает - тот соучастник дьявола.
Виды:
- раздражительность
- вспыльчивость
- страстные споры
- злопамятство
- ненависть
- жажда отмщения
- непрощение обид
Как быть?
1. простить. т.к обидчики могли быть сами ослеплены грехом и не ведали, что творят. Они были больны грехом, а на больных не обижаются, а жалеют и молятся о них;
2. молиться Богу о том, чтобы были силы искренне полностью простить обидчиков, усмирить свою гордыню.
3. осознать, что сознательных обидчиков единицы. Люди обижают либо от недостатка ума и такта, даже не думая обижать.
4. если гнев (обидчивость) идет рядом с самолюбием, то нужно избавиться от самолюбия смирением.
Встаньте на место обидчика и оправдайте его, так легче простить.
5. покаяться в своих грехах, которые довели людей до злых поступков в отношении вас.
6. если вы простите всех, кто вас обидел, то Бог вас тоже простит. Ведь Он любит прощающих.
7. нельзя читать "Отче наш" если мы обижены на кого-то. Слова "яко же и мы прощаем должникам нашим..." есть в молитве. Лицемерную молитву Бог не принимает.
8. гнев, ненависть отнимают у человека благодать Бога, лишает его разума и спокойствия.
Иоанн Богослов:"О примирении во вражде сущих" и "О ненавидящих и обидящих нас"
С гневом нужно бороться сразу. Гасить огонек, пока он мал. А если раздувать, то будет погибель.
Хороший способ - "весы".
Когда хочется дать волю эмоциям, поссориться с ближним, надо взвесить. На одной чаше весов то, ради чего мы раздражались, что нас вывело из себя. На другой - что мы теряем: мир в душе, спокойствие, хорошие отношения, любовь Бога.
Еще способы:
- чтение Евангелия, Псалмов;
- работа, физический труд;
- самоирония;
- надо молиться за обидчиков "Молитесь за обижающих вас и гонящих вас" Мф. 5:44
5. Печаль
Еще печаль называют депрессией или раком 21 века.
Это затянувшееся болезненное состояние души.
Это как легкое помешательство.
Пока человек в этом состоянии печали и депрессии, он не в адекватном состоянии и ему все кажется грустным и плохим.
Грех печали завладевает человеком и заставляет думать плохо о мире.
Как и любая страсть (=грех=страдание) она как мучает, так и дает удовольствие.
"И ничто так не пьянит, как вино страдания", - писал Бальзак.
Выйти из печали - это труд, вот почему этим чаще страдают ленивые, проще плыть по течению.
Утешения близких плохо действуют. Человек жаждет не исцеления, а приятных ощущений от утешения и всеобщего внимания, при этом не желая как-то выходить из этого состояния.
Предшествует печали гнев. А у православного человека должно быть все наоборот: не мне должны, а я всем должен. Не все виноваты в моих бедах, а я сам виноват в своих проблемах.
Причины:
1. червь в сердце.
Печаль разъедает человека изнутри и доводит до изнеможения. Надо бороться с ней.
2. отсутствие веры в Бога.
Если помогаешь другим, то никогда Бог тебя голодным не оставит.
3. утрата смысла жизни. У христианина смысл жизни в любви к Богу и ближнему. Верующий знает, что Бог всегда рядом, что он не один на один с бедой.
Как бороться:
- не считать эти мысли своими и не впускать в дом нашей души.
- захотеть скинуть с себя этот бес печали;
- возложить надежду на Господа;
- благодарить за все, что имеешь.
О скорбях насущных.
Есть действительно трудные моменты. Важно помнить:
1) Бог не дает ничего сверх меры. Не посылает креста выше сил.
2) все, что нам скорбного приходится перенести, можно осилить, это нам по плечу.
3) после горести всегда идет радость.
4) нет ничего бессмысленного. Либо страдание для очищения грехов (чтобы не страдать в вечной жизни), либо чтобы оградить нас от грехопадения. Ведь страдания делают нас чище.
Наш девиз должен быть таким:
"Все, что ни делает Господь, к лучшему".
6. Уныние.
Это скучание за всяким делом, как бытовым, так и молитвенным. Желание бросить делание.
У монахов тоже есть периоды спада от молитвы, не всегда покой и радость от молитвы, есть и лень, охлаждение, маловерие.
! выход такой - применить волю.
В любом деле мы достигнем результата только тогда, когда будем понуждать себя к нему, тащить себя из болота лености, расслабления, тоски и уныния.
Принуждать себя к регулярному деланию.
На добрые дела тоже надо понуждать себя.
В церкви тоже не надо искать комфорта, а только встречи с Богом.
7. Тщеславие.
Это стремление к пустой, суетной мирской славе.
Человек боится показаться плохим, в его грехе виноваты все остальные, но не он.
Звезды на сцене и профессиональные спортсмены - примеры тщеславия.
Многие люди питают свое Эго через уши: похвала, высокая оценка.
Вспоминай слова Давида, когда доброе дело идет со скрипом:
"Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу"
Другими словами не для нас похвала, а для Господа.
Особенно полезно, если за наш труд будут не благодарить, а наоборот поносить, плохое говорить.
Исаак Сирин говорил:" Пей поношения как воду жизни".
А за неблагодарных Бог благодарит.
Как бороться:
- смирением. Тот кто нас критикует, скорее всего прав, надо благодарить его за то, что подрезает крылья нашего тщеславия. Обиду, как и гнев надо гасить сразу.
Как начинается:
- похвалился кому-то добрым делом;
- с радостью принял похвалу.
Когда тебя хвалят говори: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему"
8. Гордыня.
В основе любого бунта, революции лежит гордость (пролетариат лучше буржуазии, как пример)
проявляется как презрение к ближнему.
Когда начинается:
- когда принимаешь решение разумом;
- когда читаешь еретические книги;
- когда колко насмехаешься над кем-то;
- когда потерял простоту;
- когда потерял любовь к Богу и ближнему;
- когда есть безбожие и неверие.
От чего происходит:
- от тщеславия;
- поиск суетной славы, похвалы (тщеславие)
- завышенная самооценка (начало гордыни)
- от осуждения (право судить есть только у Бога). А мы судим людей каждый день ("Вот я бы этого не сделал, как она мог")
И потом для охлаждения нашей спеси Господь попускает нам впасть в те грехи, за которые мы осуждали.
Вместо осуждения надо молиться за этих людей.
Не раскалывать, а пытаться сохранить мир.
Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи.
Когда делаешь напоказ без смирения добрые дела, из гордости, тщеславия - появляется прельщение.
Как победить:
- любовью. Истинная любовь дает, а не требует. Любовь - это сознательное решение. Любовь к Богу - любовь ко всем людям. Любить кто делает нам приятно - это не то.