Вожди Советского Союза – от Ленина до Горбачева – выбирали дорогие и безопасные автомобили. Конечно же, для главы большой страны машина – показатель статуса. Но каждый человек индивидуален, к тому же, имея доступ к государственной казне, можно позволить себе использовать доступные привилегии. В этой статье расскажем, какие марки машин предпочитала партийная элита СССР, и почему автопаркам советских вождей завидовали даже самые искушенные коллекционеры.
Ленин и его любовь к Rolls-Royce
Несмотря на идеи большевизма, включающие в себя отказ от роскоши, вождь пролетариата любил жить в комфорте и ездить на дорогих авто. После революции он обзавелся лимузином Turcat-Mery, некогда принадлежавшим великой княжне Татьяне. Однако в то неспокойное время машину угнали. Тогда вождь пересел на Renault 40 CV. Эта модель была модернизирована – в ней впервые появились усилители тормозов.
Но главной любовью лидера коммунистического интернационала были автомобили марки Rolls-Royce. По легенде, когда Владимир Ильич жил во Франции, он попал в ДТП с участием этой роскошной машины. Творение британских инженеров, видимо, пришлось ему по вкусу. Ленин приобрел Rolls-Royce Silver Ghost, а вскоре еще два автомобиля этой марки – фаэтон и лимузин Rolls-Royce Silver Ghost. Однако машины не были приспособлены к российским дорогам. Тогда специально для вождя инженеры Путиловского завода придумали аэросани и заказали кузов в специальном ателье. На тюнингованной модели можно было путешествовать по ухабистым и заснеженным дорогам. Вездеход Ленин всегда использовал для поездок из Москвы в Горки.
Американские машины для Сталина
При Сталине партийная элита пересела на автомобили марки Rolls-Royce. В 1922-1925 годах было куплено 73 таких машины. Правительство решило, что все чиновники должны передвигаться на однотипных авто. Так как Сталину достался любимый Лениным Rolls-Royce Silver Ghost, всего за три года его окружение пересело на такие же машины.
В 1935 году Рузвельт презентовал Иосифу Виссарионовичу лимузин Packard Twelve. Эта машина стала любимой в автопарке вождя. Даже когда завод Лихачева презентовал ЗИС-101 – представительский автомобиль – генсек все равно на него не пересел. Подарок американцев был белого цвета, но в СССР его перекрасили в черный. Именно на этом лимузине Сталин посетил встречу глав антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Потсдаме.
Однако вождю не нравилось, что советский автопром отстал от западного. Он поручил это исправить. В итоге на базе Packard был создан ЗИС-115. После войны генсек приказал пересадить все руководство страны в отечественные машины. На бронированной модели ЗИС Иосиф Виссарионович проездил до самой смерти.
Спорткар для Никиты Хрущева
Никита Хрущев был большим любителем автомобилей и, в отличие от более консервативных советских лидеров, не боялся экспериментировать с разными марками, в том числе зарубежными. В личном автопарке вождя были:
- Rolls-Royce Silver Cloud – люксовый британский автомобиль, символ престижа.
- Lincoln Zephyr – элегантный американский автомобиль, производившийся в 1930-х – 1940-х годах.
- Cadillac Fleetwood – классический представительский лимузин, это трофейная машина из ставки Гитлера. Одна из любимых у Хрущева.
- Renault Florida – компактное французское купе, которое сильно выделялось на фоне массивных представительских авто.
- Fiat 2300 – итальянский седан, популярный в 1960-е годы.
Самая необычная машина в коллекции Хрущева – знаменитый Mercedes-Benz 300 SL Gullwing.
Это был первый в мире серийный автомобиль с инжекторным впрыском топлива и легендарными дверями типа «крыло чайки». Интересно, что он не пользовался этой машиной лично, а передал ее в Ленинградский НИИ топливной аппаратуры для изучения технологий.
По одной из версий, этот 300 SL позднее появился в фильме «Мертвый сезон» (1968), где использовался как машина западного спецагента.
В качестве официальных автомобилей Хрущев пользовался отечественными ЗИЛ-111 и ЗИЛ-111Г – советские лимузины, которые пришли на смену ЗИСам.
Maserati в коллекции Леонида Брежнева
Леонид Ильич имел репутацию страстного водителя и любил сам садиться за руль. В 1980 году он даже попал в аварию, разбив подаренный ему Rolls-Royce. Согласно еще одной истории, тестируя Mercedes-Benz 450 SEL 6.9, он чуть не врезался в ворота Кремля.
Его коллекция автомобилей была одной из самых роскошных среди советских лидеров, но после его смерти значительная часть машин была передана государству или продана. Среди самых интересных экземпляров можно отметить Rolls-Royce Silver Shadow, Lincoln Continental, Nissan President, Mercedes-Benz 600 Pullman.
Брежнев любил внедорожники для охоты и поездок по бездорожью, особенно британский Land Rover Series II и тюнингованную версию «Волги» ГАЗ-24.
Итальянские коммунисты презентовали генсеку Maserati Quattroporte. Спорткар 1968 года занимал почетное место в коллекции вождя.
Бронемашины Горбачева
Будучи первым и единственным президентом СССР, Михаил Горбачев передвигался на ЗиЛ-41052 – одной из самых защищенных машин своего времени.
Это была ограниченная серия – 22 автомобиля, собранных вручную.
Лимузин был уникален. Бронекапсула, разработанная на Курганском машиностроительном заводе, могла выдержать взрыв гранаты и обстрел из стрелкового оружия, что делало машину одной из самых защищенных в мире.
В официальных поездках Горбачев использовал ЗиЛ-41052, но в его распоряжении также были Чайка ГАЗ-14 и Mercedes-Benz S-Class W126 – иномарка, которую он использовал в зарубежных поездках.
После распада СССР многие ЗиЛы из гаража особого назначения были проданы частным коллекционерам.
Отечественный ЗиЛ-41052 стал последним представительским автомобилем советских лидеров, поскольку Борис Ельцин пересел на бронированные марки Mercedes-Benz.