Найти в Дзене
Литрес

Rolls-Royce для Ленина и Maserati для Брежнева: какие автомобили выбирали советские лидеры

Оглавление

Вожди Советского Союза – от Ленина до Горбачева – выбирали дорогие и безопасные автомобили. Конечно же, для главы большой страны машина – показатель статуса. Но каждый человек индивидуален, к тому же, имея доступ к государственной казне, можно позволить себе использовать доступные привилегии. В этой статье расскажем, какие марки машин предпочитала партийная элита СССР, и почему автопаркам советских вождей завидовали даже самые искушенные коллекционеры.

Ленин и его любовь к Rolls-Royce

Несмотря на идеи большевизма, включающие в себя отказ от роскоши, вождь пролетариата любил жить в комфорте и ездить на дорогих авто. После революции он обзавелся лимузином Turcat-Mery, некогда принадлежавшим великой княжне Татьяне. Однако в то неспокойное время машину угнали. Тогда вождь пересел на Renault 40 CV. Эта модель была модернизирована – в ней впервые появились усилители тормозов.

Но главной любовью лидера коммунистического интернационала были автомобили марки Rolls-Royce. По легенде, когда Владимир Ильич жил во Франции, он попал в ДТП с участием этой роскошной машины. Творение британских инженеров, видимо, пришлось ему по вкусу. Ленин приобрел Rolls-Royce Silver Ghost, а вскоре еще два автомобиля этой марки – фаэтон и лимузин Rolls-Royce Silver Ghost. Однако машины не были приспособлены к российским дорогам. Тогда специально для вождя инженеры Путиловского завода придумали аэросани и заказали кузов в специальном ателье. На тюнингованной модели можно было путешествовать по ухабистым и заснеженным дорогам. Вездеход Ленин всегда использовал для поездок из Москвы в Горки.

Американские машины для Сталина

При Сталине партийная элита пересела на автомобили марки Rolls-Royce. В 1922-1925 годах было куплено 73 таких машины. Правительство решило, что все чиновники должны передвигаться на однотипных авто. Так как Сталину достался любимый Лениным Rolls-Royce Silver Ghost, всего за три года его окружение пересело на такие же машины.

-2

В 1935 году Рузвельт презентовал Иосифу Виссарионовичу лимузин Packard Twelve. Эта машина стала любимой в автопарке вождя. Даже когда завод Лихачева презентовал ЗИС-101 – представительский автомобиль – генсек все равно на него не пересел. Подарок американцев был белого цвета, но в СССР его перекрасили в черный. Именно на этом лимузине Сталин посетил встречу глав антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Потсдаме.

-3

Однако вождю не нравилось, что советский автопром отстал от западного. Он поручил это исправить. В итоге на базе Packard был создан ЗИС-115. После войны генсек приказал пересадить все руководство страны в отечественные машины. На бронированной модели ЗИС Иосиф Виссарионович проездил до самой смерти.

Спорткар для Никиты Хрущева

-4

Никита Хрущев был большим любителем автомобилей и, в отличие от более консервативных советских лидеров, не боялся экспериментировать с разными марками, в том числе зарубежными. В личном автопарке вождя были:

  • Rolls-Royce Silver Cloud – люксовый британский автомобиль, символ престижа.
  • Lincoln Zephyr – элегантный американский автомобиль, производившийся в 1930-х – 1940-х годах.
  • Cadillac Fleetwood – классический представительский лимузин, это трофейная машина из ставки Гитлера. Одна из любимых у Хрущева.
  • Renault Florida – компактное французское купе, которое сильно выделялось на фоне массивных представительских авто.
  • Fiat 2300 – итальянский седан, популярный в 1960-е годы.

Самая необычная машина в коллекции Хрущева – знаменитый Mercedes-Benz 300 SL Gullwing.

-5

Это был первый в мире серийный автомобиль с инжекторным впрыском топлива и легендарными дверями типа «крыло чайки». Интересно, что он не пользовался этой машиной лично, а передал ее в Ленинградский НИИ топливной аппаратуры для изучения технологий.

По одной из версий, этот 300 SL позднее появился в фильме «Мертвый сезон» (1968), где использовался как машина западного спецагента.

В качестве официальных автомобилей Хрущев пользовался отечественными ЗИЛ-111 и ЗИЛ-111Г – советские лимузины, которые пришли на смену ЗИСам.

Maserati в коллекции Леонида Брежнева

Леонид Ильич имел репутацию страстного водителя и любил сам садиться за руль. В 1980 году он даже попал в аварию, разбив подаренный ему Rolls-Royce. Согласно еще одной истории, тестируя Mercedes-Benz 450 SEL 6.9, он чуть не врезался в ворота Кремля.

-6

Его коллекция автомобилей была одной из самых роскошных среди советских лидеров, но после его смерти значительная часть машин была передана государству или продана. Среди самых интересных экземпляров можно отметить Rolls-Royce Silver Shadow, Lincoln Continental, Nissan President, Mercedes-Benz 600 Pullman.

-7

Брежнев любил внедорожники для охоты и поездок по бездорожью, особенно британский Land Rover Series II и тюнингованную версию «Волги» ГАЗ-24.

Итальянские коммунисты презентовали генсеку Maserati Quattroporte. Спорткар 1968 года занимал почетное место в коллекции вождя.

Бронемашины Горбачева

Будучи первым и единственным президентом СССР, Михаил Горбачев передвигался на ЗиЛ-41052 – одной из самых защищенных машин своего времени.

Это была ограниченная серия – 22 автомобиля, собранных вручную.

Лимузин был уникален. Бронекапсула, разработанная на Курганском машиностроительном заводе, могла выдержать взрыв гранаты и обстрел из стрелкового оружия, что делало машину одной из самых защищенных в мире.

-8

В официальных поездках Горбачев использовал ЗиЛ-41052, но в его распоряжении также были Чайка ГАЗ-14 и Mercedes-Benz S-Class W126 – иномарка, которую он использовал в зарубежных поездках.

После распада СССР многие ЗиЛы из гаража особого назначения были проданы частным коллекционерам.

Отечественный ЗиЛ-41052 стал последним представительским автомобилем советских лидеров, поскольку Борис Ельцин пересел на бронированные марки Mercedes-Benz.

-9