Найти в Дзене

Как учиться эффективно: 6 способов развития личности и бизнеса (и сколько это стоит)

Если компетентность кажется вам дорогой — попробуйте некомпетентность. (Честно подсмотрел у знакомой.)

Я люблю систематизировать. Природа такая. И вот систематизировал процесс обучения. Разложил на 6 этапов — от проб и ошибок до наставничества.

Если рост бизнеса и развитие личности вам так же важны, как и мне, — читайте дальше.

Способ 1. Все сам: путь экспериментов

Вы загораетесь идеей, начинаете копать. В поисках информации ныряете в интернет, изучаете статьи, смотрите YouTube. Пробуете внедрять. Например, когда я впервые задумался о системах в бизнесе, понял, что есть роли, функции, и постепенно начал выстраивать структуру.

Проблема? На это уходит от 2 до 5 лет. И это в оптимистичном сценарии.

  • Плюсы: бесплатно, гибкость в обучении
  • Минусы: долгий путь, высокие риски ошибок
  • Стоимость: время — самая дорогая валюта

Способ 2. Книги: ускоряем обучение или теряем время?

На следующем этапе в голову приходит гениальная мысль: "А что если кто-то уже решил этот вопрос и даже книгу написал?" Вы начинаете покупать книги, выискивать крупицы опыта, внедрять.

Я так однажды осваивал бюджетирование. Разобраться и начать заняло 5 месяцев, а система полноценно заработала через 1,5 года. Но зато я сэкономил 100 тыс. рублей на обучающей программе))

  • Плюсы: структурированные знания, доступная цена  
  • Минусы: долгий процесс внедрения, нужна насмотренность
  • Стоимость: несколько тысяч рублей за книги + годы на практическое освоение

Факт: Михаил Гончаров открыл "Теремок" после прочтения книги.

Способ 3. Бизнес-сообщество: эффект "соленого огурца"

Если вас окружают предприниматели, которые решают похожие задачи, вы неизбежно перенимаете их модели мышления. Главное — выбрать правильное сообщество.

Я, например, 8 лет в "Эталоне" — это лучшее (из социального), что со мной случалось. Если бы не окружение, я был бы банкротом. Подробно описал этот опыт в статье: https://dzen.ru/a/ZmiqYmAgcmAO-7Vc

  • Плюсы: ускоренное развитие, поддержка окружения
  • Минусы: у каждого свой путь, есть риск перенять чужие ошибки  
  • Стоимость: от 1 до 3 лет проб и ошибок

Способ 4. Обучение: как избежать дорогостоящих ошибок

На этом этапе приходит понимание: "А что если есть люди, которые учат тому, как строить систему в бизнесе?" Курсы, программы, MBA — все это помогает разбираться в теме быстрее.

  • Плюсы: структурированный процесс, проверенные методики
  • Минусы: не все знания применимы в реальной жизни
  • Стоимость: от 6 месяцев до 2 лет и десятки тысяч рублей

Ловушка: за долгое обучение берете на вооружение 10-20% информации — остальное уходит "на потом".

Способ 5. Консалтинг: "сделайте за меня"

Тут приходит идея "хакнуть" систему: пригласить консультанта, который решит проблему за вас.

Я трижды пробовал этот путь. Вкладывал деньги, получал 5-10% от ожидаемого результата. Когда консультант уходил, команда не знала, что делать дальше.

  • Плюсы: конкретные решения под ваш бизнес
  • Минусы: работает, если вы уже разбираетесь в теме
  • Стоимость: от 2 месяцев и серьезные вложения

Способ 6. Наставничество: самый дорогой и самый эффективный путь

Когда уже попробовал все предыдущие этапы, осознал, сколько стоит мой час, увидел, сколько времени занимает внедрение нового, появляется другая мысль: "А что если есть кто-то, у кого уже есть система? Кто уже решал эти вопросы и готов не просто делиться опытом, а включаться в мой бизнес?"

Я со своим наставником 4 года. Мое становление личности, бизнеса, семейных отношений произошло благодаря смыслам, которые он мне показал. Самостоятельно к этому прийти невозможно. Я просто не знал, что так бывает.

  • Плюсы: индивидуальный подход, точечное внедрение
  • Минусы: сложность выбора ментора
  • Стоимость: кажется самым дорогим вариантом, но на деле — самый выгодный по времени
Исторический факт: Сократ был наставником у Платона, Платон у Аристотеля, а Аристотель у Александра Македонского. А он, между прочим, полмира завоевал.

Вывод

Я прошел все эти этапы и для себя выбрал три:

✔ Долгосрочное обучение — для глубины знаний.  

✔ Консалтинг — когда уже разбираюсь в теме.  

✔ Наставничество — когда мне нужно посмотреть на проблему с другого уровня.  

Вопрос к вам: на каком этапе вы сейчас? Как ускорите свое развитие?

Подписывайся на мой Telegram-канал, будем вместе исследовать тему смыслов.