Найти в Дзене
Размышлизмы на бегу

Донна Тартт, Тайная история

Книгу я дослушала, и теперь размышляю, не прочесть ли в оригинале Те, кто читали, хвалят стиль и язык автора и НЕ ОЧЕНЬ хвалят перевод.

С другой стороны, что бы ни сотворили переводчики с особенностями стиля автора, композицию они сохранили. А композиция необычная. Вики, как заколдованная, называет её аналитической и возводит к Эсхилу. Очень мило, но тогда и у "Преступления и наказания" аналитическая композиция.

Кстати о Достоевском, первую часть "Тайной истории" можно уверенно назвать "Преступление". А вторую часть - менее уверенно и вообще с некоторой натяжкой - "Наказание". Или даже "Искупление" простиосподи.

И ещё кстати о Достоевском - книга Донны Тартт определённо постмодернистская и не стесняется выдавать источники заимствования. Поэтому там в довольно ударный момент, без всяких комментариев, просто как содержание мыслей одного из персонажей, приводится вот такая цитата:

Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил

Насчёт жанра - можно сказать, что это университетская повесть, если, конечно есть такой жанр. Можно - что психологический триллер. На детектив она тянет не больше "Бесов", трупов там по итогу как в среднем у Фёдора Михайловича - двое убиенных и один суицид.

От романа воспитания там линия рассказчика - Ричарда. Ему девятнадцать лет, он из не слишком благополучной семьи, приехал учиться в колледж в Новую Англию благодаря стипендии, но почти без гроша на жизнь. И вот он пытается обмануть судьбу, выстроить себе новое будущее, примкнув к группе студентов, держащихся особняком и занятых в основном изучением античной культуры. Эдакие перипатетики, боготворящие своего наставника, своего практически Аристотеля - профессора Джулиана Морроу.

Ричард ещё у себя в Калифорнии два года изучал греческий, что и сыграло роль античного рока в его судьбе - в группу "перипатетиков" его приняли.

Противопоставление штата (Калифорния, Запад) откуда он прибыл, и места, где разворачивается действие (Восточное побережье, Вермонт), присутствует практически на всём протяжении повествования, и это придаёт дополнительные черты достоверности. Вообще пишет Донна Тартт очень ярко и осязаемо, все мелочи быта предстают выпукло, иногда гротескно - например, когда речь идёт о своеобразной внутренней жизни кампуса.

Кажется, в этом колледже училась сама Донна Тартт. И в книге периодически именно такая погода
Кажется, в этом колледже училась сама Донна Тартт. И в книге периодически именно такая погода

Персонажи получились тоже достоверные, причём каждый из них по-своему несколько "не отсюда". Мрачные, колоритные и безнадёжные. Стоик Генри, обаятельные и грешные близнецы Чарльз и Камилла, Фрэнсис со странностями и со странноватой мамашей. Вообще родители там... чуть не главный источник зла и бед причина. Особенно если говорить о Банни, колоритном и безнадёжном. Он абсолютно не мрачен и как-то истерически жизнерадостен, и его постоянно хочется пристукнуть, даже зная, что он так и так стал жертвой преступления. Но это реально невыносимый тип - причём, оказавшись в его семье, понимаешь, что человека просто вот так воспитали. То немногое, что можно сказать о нём хорошего - это то, с чем он родился. А всё чудовищно отвратительное в его поведении - установки и паттерны, подцепленные от родителей.

Ну, фабулу рассказывать не буду, вдруг почитать захотите. Да она там, собственно, не главное. Там интересны идеи и эмоции, возникающие по ходу, и само повествования, подробное, вязкое, о котором многие отзываются как об избыточном и затянутом. Однокурсница, которая навела меня на эту книгу, посоветовала прослушивать на ходу и на скорости. А в отзывах как-то прочитала такое: слушал я слушал, замучился слушать, добрался до конца, и тут слышу: "Книга вторая"😆

Когда я добралась до "книга вторая", я поняла остроумие этого комментария.

Ну вот как бы такие дела. Такие мои впечатления. В целом мне понравилось, хоть и мрачная история. А что вы хотите от древнегреческого рока и силы судьбы. Но знаете, это не какой-то постдревнегреческий декаданс. Там есть вполне трезвый взгляд на вполне современные проблемы.