Найти в Дзене

Каково это – быть волонтером Олимпийских игр?

Ирина Пинчук — эксперт по оценке эффективности проектной деятельности АНО «МСНК» Ирина Пинчук, долгое время работавшая в Международном союзе немецкой культуры, в 2014 году была волонтером зимних Олимпийских игр в Сочи. По просьбе редакции BiZ-Bote Ирина рассказывает о своем невероятном и бесценном опыте. Ее рассказ вдохновляет на работу волонтером крупных международных событий. И раскрывает некоторые детали игр, оставшиеся за кадром. Я всегда знала, что буду волонтером в Сочи, как только было объявлено, что этот город станет столицей XXII зимних Олимпийских игр. Мама говорит, что Олимпийские игры я смотрю с самого рождения, ведь когда я родилась, шли зимние игры в канадском Калгари. Я с одинаковым интересом смотрела летние и зимние игры, различала олимпийские медали и маскотов, знала самые яркие истории побед и неудач, какие случались скандалы и курьезы. Поэтому я была одной из первых, кто подал заявку в 2012 году. На первом этапе необходимо было заполнить онлайн-анкету, указ
Оглавление

Ирина Пинчук — эксперт по оценке эффективности проектной деятельности АНО «МСНК»

Ирина Пинчук, долгое время работавшая в Международном союзе немецкой культуры, в 2014 году была волонтером зимних Олимпийских игр в Сочи. По просьбе редакции BiZ-Bote Ирина рассказывает о своем невероятном и бесценном опыте. Ее рассказ вдохновляет на работу волонтером крупных международных событий. И раскрывает некоторые детали игр, оставшиеся за кадром.

Я всегда знала, что буду волонтером в Сочи, как только было объявлено, что этот город станет столицей XXII зимних Олимпийских игр. Мама говорит, что Олимпийские игры я смотрю с самого рождения, ведь когда я родилась, шли зимние игры в канадском Калгари. Я с одинаковым интересом смотрела летние и зимние игры, различала олимпийские медали и маскотов, знала самые яркие истории побед и неудач, какие случались скандалы и курьезы. Поэтому я была одной из первых, кто подал заявку в 2012 году.

ПЕРВЫЙ ЭТАП: ОТБОР

На первом этапе необходимо было заполнить онлайн-анкету, указать паспортные данные, уровень образования, знание иностранных языков и опыт волонтерства и работы, выбрать несколько направлений деятельности в Сочи из 20 предложенных. В перечне были разные варианты: от встреч делегаций в аэропорту и до помощи в организации церемонии закрытия Игр.

Несмотря на то, что у меня не было опыта волонтерства, я была уверена в том, что меня отберут. Моими преимуществами было знание нескольких иностранных языков, а также опыт учебы и проживания в Германии. Из 20 направлений я выбрала три, связанные со знанием иностранных языков.

После заполнения анкеты пришли ссылки на три онлайн-теста – на знание истории Олимпийских игр, логику и знание английского языка. На самом деле, было лишь два основных условия для участия в отборе – совершеннолетие и знание английского языка. При большом желании любой мог стать волонтером на играх.

Следующим этапом было собеседование. Я проходила его онлайн, так как всё еще находилась на учебе в Германии. Собеседование тоже не вызвало трудностей: нужно было ответить на ряд вопросов на русском языке, привести примеры из своего опыта, затем следовали вопросы на английском.

И вот за год до игр я получила заветное «Да!»

ВТОРОЙ ЭТАП: ОБУЧЕНИЕ

Помню, что за несколько недель до начала игр все спрашивали: «Как стать волонтером?». Было сложно поверить, что добровольцев набрали еще к февралю 2013-го, а потом они год проходили обучение.

Оно шло непрерывно в онлайн-формате. Мы должны были изучить на портале игр всю информацию, касающуюся предстоящего мероприятия. Помимо этого, необходимо было регулярно выполнять задания на английском языке, изучать лексику зимних видов спорта. Были запланированы три очные сессии в разных городах.

Я уже вернулась в Россию и прошла два блока обучения в Москве и один в Сочи, за несколько дней до начала игр. Во время обучения мне больше всего запомнились два момента. Во-первых, нельзя называть Олимпийские игры Олимпиадой. Олимпиада – это временной промежуток между играми, а не сами игры. И когда кто-то из волонтеров говорил «Олимпиада», мы все должны были приседать 50 раз. Это был суровый урок на всю жизнь, у меня до сих пор глаз дергается, когда я слышу неправильную формулировку.

Вторым ярким моментом было обучение работе с людьми с инвалидностью. Мы узнали, что людей с инвалидностью нельзя называть инвалидами, так же как и людьми с ограниченными возможностями. Потому что Паралимпийские игры как раз доказывают, что их возможности безграничны. Мы узнали, что, увидев человека с инвалидностью по зрению, нельзя его хватать и куда-то тащить. Он прекрасно ориентируется в пространстве. Можно подойти, уточнить, нужна ли помощь. Если человек заблудился, можно описать ему пространство вокруг, а также предложить руку и отвести туда, куда ему нужно. Что человеку, передвигающемуся в коляске, не нужно бояться говорить «пойдемте», что нельзя опираться на коляску, это его личное пространство. И так далее. Это был очень важный опыт. Очень жаль, что таким вещам не учат в школе и вузе. Ведь часто именно страх сделать что-то не так тормозит развитие инклюзии в обществе.

Также нам подробно рассказали о миссии игр, о спонсорах и их вкладе в развитие олимпийского движения, об истории игр и всех функциях волонтеров. Во время обучения мы подписали договор, обязывающий нас в определенные даты работать на играх в Сочи, соблюдать все правила организаторов, блюсти позитивный образ волонтера, во время игр не выкладывать информацию о гостях игр и другую важную информацию в своих соцсетях, не давать интервью без ведома оргкомитета.

Последний блок обучения проходил уже в Сочи. Волонтеры прилетели заранее, чтобы ознакомиться со своими конкретными задачами и местами работы. Многие, как и я, впервые оказались в Сочи.

Здесь стоит сказать, что из своих средств я оплатила только авиабилеты. Все остальные траты (проживание, питание в дни смен, трансфер до места работы и обратно, проездные билеты на общественный транспорт) взяли на себя организаторы игр. Насколько я слышала, многим студентам авиабилеты оплатили их университеты. И важно понимать, что это не стандартная практика. Обычно организаторы покрывают расходы только на питание в дни смен и проезд до рабочего места. То, что организаторы игр в Сочи предоставили волонтерам проживание, было осознанным решением для привлечения добровольцев из самых разных городов и развития волонтерского движения по всей стране.

Сочи сразу, еще на трапе, удивил меня солнцем и синим небом в феврале. Мне кажется, все олимпийские дни были неизменно солнечными. На пути из аэропорта в волонтерскую деревню бросились в глаза гигантские олимпийские кольца на развязке «Адлерское кольцо». Именно в этот момент я осознала, что вот-вот начнется самое масштабное спортивное мероприятие современной России.

ТРЕТИЙ ЭТАП: ИГРЫ

Я до сих пор под большим впечатлением от организации тех игр. Все было продумано до мельчайших деталей – как сопровождение волонтеров, так и сами игры. Я без проблем приехала в волонтерскую деревню, получила аккредитацию (самый главный документ в Олимпийском парке) и яркую форму. Почти сразу стало известно, что мы также вошли в состав волонтеров, работающих на церемонии открытия!

И чтобы оценить размах подготовки, достаточно знать один факт – за несколько дней до открытия игр прошла его репетиция с полными трибунами! И не один раз. Я участвовала в последней репетиции. Организаторам было важно, чтобы волонтеры четко отработали в день Х, чтобы каждый знал свое место и четко выполнял свой функционал. В качестве зрителей, по-моему, выступили волонтеры, не задействованные на церемонии открытия, представители организаций-спонсоров, родственники организаторов игр и т. д. Я до сих пор не до конца понимаю, как удалось при этом избежать утечки информации, почему церемония открытия не оказалась в сети слишком рано.

Я успешно отработала на трибуне и на репетиции, и на самом открытии. Таким образом, я видеда невероятную церемонию дважды! Я всегда особенно любила открытие игр, и, без преувеличения, церемония в Сочи была самой красивой и зрелищной! Это шоу можно пересматривать бесконечно! Кстати, на репетиции злосчастное кольцо открывалось без проблем. Именно кадры с нее и ушли в телетрансляцию и скрыли этот форс-мажор для большинства зрителей.

После открытия пошли «обычные» олимпийские будни. День начинался с завтрака в волонтерской деревне. Затем мы на специальных автобусах при-езжали в Олимпийский парк и каждый раз проходили тщательный досмотр. На играх всегда уделяется большое внимание безопасности, особенно после ужасного теракта на играх 1972 года. Если соревнования были вечером, то мы успевали погулять по Олимпийскому парку. Сейчас он кажется пустынным, а тогда жизнь там била ключом. Гости игр могли посетить выставку, посвященную регионам России; шатры спонсоров и партнеров игр, магазин с сувенирами Bosco, а также дома национальных сборных. Самыми крупными были Дом болельщиков олимпийской сборной России, Дом Канады, Дом Швейцарии. К определенному часу мы должны были подойти в штаб волонтеров и отметиться. А потом мы шли на наше место работы. После инструктажа по текущему дню мы обедали, затем отрабатывали смену, ужинали и уезжали на автобусах в волонтерскую деревню.

Когда я выбирала функцию для работы на играх, в первую очередь я назвала «Протокол», на нее меня и назначили. Волонтеры функции «Протокол» делились на несколько подгрупп. Одна сопровождала национальные сборные, вторая работала на стадионах, третья контролировала, чтобы флаги сборных висели правильно. Вы удивитесь, насколько это важный момент для беспроблемного проведения игр.

Моя группа была прикреплена к конькобежному центру «Адлер-арена», мы работали в зоне Олимпийской семьи. Олимпийской семьей называют ВИП-гостей игр. Это первые лица государств, члены королевских семей, представители МОК и национальных олимпийских комитетов. В наши обязанности входило встречать гостей, помогать с рассадкой, отвечать на разные вопросы. Особое значение имело зонирование: все стадионы были поделены на зоны, у каждой была своя цифра. Например, зона 2 обозначала зоны спортсменов – раздевалки, тренировочные и соревновательные зоны. Туда могли попасть только те, у кого на аккредитации была эта цифра. В наши задачи входило не допускать людей, у которых на аккредитации не было цифры 6. Даже если людям нужно было пробежать через нашу зону буквально 100 метров, чтобы попасть в свою. Такие были правила.

В нашей дружной команде было 14 человек. У каждого была своя позиция, каждые полчаса у нас происходила ротация по кругу. На некоторых позициях была рация. Было запрещено флудить в сети. За все время игр было сделано только одно исключение – когда наш супервайзер сообщил нам по рации, что наша хоккейная сборная проиграла и потеряла шансы на олимпийскую медаль.

Работа на стадионе была несложная, но ответственная. Наши супервайзеры постоянно нам напоминали, что именно мы являемся лицом игр. Было важно, как мы себя ведем не только на соревнованиях, но и вне стадиона и Олимпийского парка, особенно если мы были в форме. Было недопустимо, чтобы волонтер в форме ругался, дрался, вел себя неподобающе в общественных местах, пил напиток не спонсора игр, заходил в кафе быстрого питания, не являющееся спонсором игр и т. п.

Мы всегда чувствовали заботу наших кураторов и получали обратную позитивную связь. На «экваторе» оргкомитет сделал нам небольшие подарки. Меня поздравляли с днем рождения. Мы знали, что никто не имеет права грубо обращаться с волонтерами и что мы должны сразу сообщать о таких случаях. В крайних случаях гостя могли лишить аккредитации, но, к счастью, на нашем стадионе таких случаев не было.

Также каждый час громкоговорители на трех языках благодарили волонтеров за их безвозмездный труд. Однажды в этот момент я оказалась рядом с королем Нидерландов Виллемом-Александром, он ко мне повернулся и лично сказал мне: «Spasiba!». Cо своей супругой Максимой он провел в нашей зоне почти все дни, потому что конькобежный спорт в Нидерландах является практически национальным видом спорта. Нидерландцы забрали почти все медали по этому виду. Две трети стадиона занимали голландцы в своих ярких оранжевых футболках и огромных шляпах. Мне кажется, они были одними из самых счастливых в Олимпийском парке: лично увидели множество побед своих соотечественников.

А в один из последних дней к ним вышла королевская чета пообщаться. Надо сказать, мы с удовольствием все эти дни наблюдали, как король и королева Нидерландов искренне и весело болели за свою команду. Под конец они передали нашей команде волонтеров очень теплое письмо с благодарностями за гостеприимство и подарили огромную коробку лакричных конфет. Как известно, в России мало кто может воздать должное лакричным конфетам, но я одна из них. И мы съели их вдвоем с еще одним волонтером.

Но не только голландцы выигрывали медали на «Адлер-арене»! Я лично присутствовала, когда российская немка Ольга Граф завоевала две бронзовые олимпийские медали (3000 м, командная гонка). Волонтерам игр было запрещено просить гостей об автографах и фотографиях, не говоря уже о том, что мы не могли с нашими аккредитациями попасть в зону спортсменов. Но сложилось так, что я была организатором детских этнокультурных языковых встреч в Подмосковье в 2016 году. В рамках программы мы посетили Ольгу Граф в конькобежном центре в Коломне, где мы с ней пообщались и сфотографировались. Также я получила ее автограф в блокноте болельщика игр.

Мы работали шесть дней в неделю и выходной проводили по-разному. В один из выходных мы поехали в горы смотреть фристайл. И я вам скажу, что волонтеры горного кластера были самыми героическими. Было невероятно холодно, а они всё равно улыбались и были готовы всем помочь!

Нас они пригласили в свой шатер и угощали чаем с печеньем, пока мы ждали трансфер. Также мы ходили на соревнования по женскому хоккею, гуляли по набережной Сочи.

В один из таких дней меня пригласили в Дом Германии. Дело в том, что еще до начала игр меня попросили помочь одному немцу, знакомому знакомого найти жилье в Сочи. Он тоже был волонтером, но со стороны немецкой сборной, и они должны были сами найти себе жилье. Я помогла, это было совсем не сложно. И в благодарность меня позвали на вечеринку в Немецкий дом, где я увидела вблизи всех немецких олимпийцев и призеров игр! Также мне подарили комплект болельщика сборной Германии, но самое главное – значок немецкой сборной!

А значки – это отдельное развлечение в Олимпийском парке. Все вокруг собирают значки и крепят их на лентах аккредитации. Значки нынешних игр можно было купить в магазине сувениров, еще можно было выиграть значки спонсоров игр на их стендах. Но значки предыдущих игр или национальных сборных купить было нельзя, их запрещено было продавать на территории Олимпийского парка. Значками можно было обмениваться, чем все активно и занимались, а еще значки дарили волонтерам гости игр.

Несмотря на то, что на закрытии игр я также работала на трибуне и это было очень трогательно, для меня настоящим закрытием был праздник на «Адлер-арене», устроенный для волонтеров. Мы поднимались из подтрибунки на арену, и там стояли, выстроившись в два ряда, все супервайзеры и сотрудники стадиона. Такая «дорога славы»! Мы проходили через этот коридор, каждый сотрудник давал нам «пять». Затем были сказаны благодарственные слова, подарены благодарственные письма и памятные значки «Спасибо / Merci / Thank you» за работу на играх. Мы смогли зайти на лед, по которому было запрещено ходить во время соревнований, и сделать памятные фотографии.

Я всегда ощущала некоторую несправедливость, что супервайзеры, которые работали в разы больше нас, несколько лет готовили эти игры, постоянно говорили, что мы, волонтеры, «лицо игр», что мы «создали эти игры», хотя очевидно, что именно они сделали всю основную работу. Я очень надеюсь, что мы их смогли отблагодарить и что они знают, какую невероятную работу они провели.

Я до сих пор храню всю атрибутику игр, аккредитацию с бесценными значками, плюшевого белого медведя, одного из символов игр в Сочи. Я очень надеюсь, что мне еще удастся поработать на Олимпийских играх. А если они будут проходить в России, значит это верно на 100%.