Найти в Дзене
Менара

Домъ Рошке. А ведь именно так здесь могли пить кофе Лермонтов, Пушкин и Толстой

Поездка из Пятигорска в соседний поселок Иноземцево в "Музей Лермонтова в кофейне Рошке" оказалась для меня такой интересной и столько всего по этому поводу мне хотелось сказать, что вот уже третья статья подряд о ней - чудом сохранившейся кофейне, открытой немецким колонистом Иоганном Рошке на Водах. Теперь же благодаря меценатам и неравнодушным людям у жителей и гостей региона есть возможность почувствовать себя гостем той кофейни. Вчера я остановилась на первом зале музея, а сегодня приглашаю вас погулять ещё по двум. Вторая комната - дань памяти истории Карраса и роли Кавказа в жизни и судьбе Михаила Юрьевича. Долгое время, ещё до железной дороги здесь были почтовая и пассажирская станции. Гости, которые ехали дальше на Горячие воды, останавливались на постоялом дворе, отправляли посыльного с весточкой, что они скоро прибудут, а сами отдыхали перед последним участком пути. Чтобы вы понимали, обоз с путешественниками мог идти из Петербурга месяц, и то, если все в дороге было хор
Оглавление

Поездка из Пятигорска в соседний поселок Иноземцево в "Музей Лермонтова в кофейне Рошке" оказалась для меня такой интересной и столько всего по этому поводу мне хотелось сказать, что вот уже третья статья подряд о ней - чудом сохранившейся кофейне, открытой немецким колонистом Иоганном Рошке на Водах.

Теперь же благодаря меценатам и неравнодушным людям у жителей и гостей региона есть возможность почувствовать себя гостем той кофейни.

Вчера я остановилась на первом зале музея, а сегодня приглашаю вас погулять ещё по двум.

Вторая комната - дань памяти истории Карраса и роли Кавказа в жизни и судьбе Михаила Юрьевича.

Долгое время, ещё до железной дороги здесь были почтовая и пассажирская станции. Гости, которые ехали дальше на Горячие воды, останавливались на постоялом дворе, отправляли посыльного с весточкой, что они скоро прибудут, а сами отдыхали перед последним участком пути. Чтобы вы понимали, обоз с путешественниками мог идти из Петербурга месяц, и то, если все в дороге было хорошо.

Один из самых ценных экспонатов музея. Жан-Виктор Адам. Гравюра, подкрашенная акварелью
Один из самых ценных экспонатов музея. Жан-Виктор Адам. Гравюра, подкрашенная акварелью

На письменном столе пытливый взгляд тоже встретит уйму интересного. Например, вот такой лист гербовой бумаги с теснением. Эх, это вам не нынешние выписки из Росреестра, где все просто - бумага, принтер, скрепка.

-3

На одной из стен висит старинный дагестанский ковер.

-4

А еще все, кто когда-либо держал хоть один томик Лермонтова в руках, должны узнать это изображение.

-5

Карандашный портрет Палена. Ценен этот экспонат тем, что гравюра тоже пришла к нам из 19 века, не современная.

Пойдем в третью залу? Нам пора!

Здесь можно познакомиться с предметами быта. В углу стоит умывальник с двумя отсеками для холодной и горячей воды

-6

Много различной кухонной утвари, например, медные клепаные кастрюли, емкость с половником для пунша.

Перед отъездом на дуэль Лермонтов попросил хозяина отложить ящик шампанского, чтобы праздновать победное возвращение. Но то шампанское открыть не пришлось... Зато в доме Рошке есть недопитая бутылка прямиком из Эперне - одного из главных шампанских регионов Франции.

-7

Конечно, это не все экспонаты. Но если я вам все покажу и расскажу, что вы будете делать, когда приедете? Оставим место удивлению.

-8

А теперь о том, почему именно "Кофейня Рошке" производит такое впечатление

Когда я разместила вот эту фотографию у себя в статусах, подруги написали, что будто я у кого-то дома засиделась. И действительно, нет здесь стекол музейных шкафов, нет "посмертных" памяток типа "Франция, костяной фарфор, начало XIX века" у каждой чашечки. Вот она, просто стоит на столе. А вот там в углу кофемолка, ой, а это блокнот для заметок. В доме уютно и тепло. Нет запаха музейной пыли, но благородно веет стариной.

Ох, снова мне пора закругляться. Но еще про один экспонат я просто не могу не рассказать. Если я правильно поняла, единственная вещица которая вернулась "домой" много лет спустя... Смотрите!

-9

Коробочка от кольца Фаберже. Когда-то хозяйка дома, возможно, получила колечко на день рождения, держала в шкатулке для драгоценностей.

У русских немцев, как и многих других народов, была сложная судьба. Депортация, холод, лишения. Многие, когда удалось, переехали обратно в Германию. Сотрудники музея смогли разыскать потомков того самого Рошке и эта коробочка - подарок от них. Меня растрогала история коробочки почти также, как рассказ о пианино, который был в предыдущей части. Молчаливые свидетели людских судеб...Как много они знают и как редко им удается нам что-то рассказать...

В конце я хотела бы выразить огромную благодарность всем , кто имеет отношение к открытию этого музея - публичным и оставшимся в тени. Это большое дело!

Желаю музею расти и процветать. Пусть здесь снова пахнет жгучей арабикой, в бокалах искрится брют, звучит музыка и смех.

Ну, а мой рассказ про музей Рошке подошёл к концу. Я надеюсь, что смогла выразить хотя бы небольшую часть своих эмоций и заинтересовать вас!

Предыдущие части

Начало

Продолжение