Найти в Дзене
ПОД СТУК

Машины стоят на переезде, а тепловоз катает туда-сюда два вагончика. Зачем он это делает и что такое маневры на железной дороге?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Наверняка вы когда-нибудь стояли на переезде, как вариант ещё куда-то опаздывая и со злостью и недоумением наблюдали, как спустя несколько минут после закрытия переезда появляется тепловоз с парой каких-нибудь вагонов, пересекает автомобильную дорогу и слегка удаляется.

Через несколько минут тот же самый тепловоз с этими же вагонами снова появляется в поле зрения и едет уже в обратную сторону. В этот момент концентрация ненависти большинства водителей ко всему, что движется по рельсам, достигает своего пика, а каждый из водителей в голове задаёт вопрос машинисту: «ну зачем ты это делаешь?» (правда, в куда более нецензурной форме). В этой статье - отвечу на этот вопрос.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Маневровая работа и переезды

Начнём с цели перемещений этого самого тепловоза с n-ным количеством вагонов. Как можно догадаться - она состоит явно не в том, чтобы побесить автомобилистов. Дело в том, что грузовая логистика на наших железных дорогах, вопреки расхожему мнению, построена не по принципу, что есть условный круглосуточный грузовой поезд с лесом по маршруту «Карельские леса - Лесопилка в Подмосковье».

Грузы загружаются в вагоны, которые по цепочке будут прицепляться к попутным грузовым поездам, в составе каждого из которых, чаще всего, находятся разные вагоны с разными грузами внутри. На каких-то станциях есть необходимость полностью расформировать грузовой поезд и отправить группы вагонов, которые в него входили - по разные стороны страны.

Фото автора
Фото автора

Потоковой переработкой вагонов и формированием новых составов занимаются на сортировочных станциях, однако, часто бывает необходимость провести операции по отцепке или, наоборот, прицепке части вагонов на какой-нибудь небольшой промежуточной станции.

Предположим, мы приняли грузовой поезд на боковой путь станции. На параллельном ему пути стоит группа из десяти вагонов, которые необходимо также прицепить к этому поезду. Ну, скажем рядом со станцией находится предприятие, продукция которого и находится в этих десяти вагонах. Что необходимо сделать?

Станция у нас, пускай будет, однопутная: один главный путь и четыре боковых (по два с каждой стороны). Вот на «верхнем» пути прибывший грузовой поезд, ну а на соседнем - те самые десять вагонов. Правда, на картинке их четыре, но не обращайте внимания.

-3

Чтобы их прицепить к хвосту грузового поезда, нужно подогнать маневровый локомотив, вот так:

-4

В качестве маневровых локомотивов используются тепловозы типа ЧМЭ3:

Автор: arsmm / RailGallery
Автор: arsmm / RailGallery

ТЭМ18 разных модификаций:

Автор: Машинист пивного крана / RailGallery
Автор: Машинист пивного крана / RailGallery

Ну и многие другие. Вообще, маневровые перемещения состоят из так называемых полурейсов. В нашем случае, сперва будет выполнен полурейс вытягивания - перемещение вагонов на главный путь:

-7

А после этого - полурейс осаживания, то есть перемещения вагонов уже на нужный нам боковой путь:

-8

Всё, готово. Однако, для того, чтобы не мешать сквозному движению поездов по главному пути, целесообразно построить дополнительный путь - вытяжной, например вот таким образом:

-9

Соответственно, таким образом, полурейс вытягивания у нас уже будет выглядеть вот так:

-10

Ну а полурейс осаживания, соответственно, вот таким образом:

-11

Правда, как можно догадаться, вытяжной путь эффективен в том случае, когда пути, участвующие в маневровых операциях расположены по одну и ту же стороны от главного пути (либо главных путей, если линия двухпутная). Иначе, главные пути в любом случае придётся, как минимум, пересекать (хоть и без остановки), что уже несколько осложняется сквозным движением поездов по первым.

Кстати, вытяжной путь можно сравнить с оборотным тупиком в метрополитене:

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

А теперь к переезду

Соответственно, если где-то поблизости расположен переезд, пересекающий либо главный, либо вытяжной путь, то как раз и получается, что водители, ожидающие своей очереди проехать - будут наблюдать за маневровыми перемещениями:

-13

Теоретически, одно из решений - это расположить вытяжной путь по другую сторону станции, чтобы при проведении на нём маневров не пересекать автодорогу. Однако, один вытяжной путь не перекрывает все траектории маневровых перемещений.

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-14