Хохлома – старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома (с XVIII века по 1929 год – центр Хохломской волости Семёновского уезда Нижегородской губернии, с 1929 по 1936 год – Ковернинского района Нижегородской области РСФСР и Нижегородского (Горьковского) края и с 1936 по 1990 год – Горьковской области, ныне центр Хохломского сельсовета Ковернинского района Нижегородской области). Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели.
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабоши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи.
Так как ближайшей железнодорожной станцией от Ковернина была станция Семёнов, то этот вид росписи в начале XX века приобрёл там значительное развитие. Тем не менее родиной хохломы считается Ковернино, что отражено в утверждённом гербе района.
На сегодня существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространённые:
По наиболее распространённой версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение промысла приписывалось старообрядцам. Ещё в давние времена среди жителей местных деревень, надёжно укрытых в глухомани лесов, значительную долю составляли старообрядцы, то есть люди, спасавшиеся от гонения за «старую веру».
Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.
В свою очередь местные мастера отменно владели токарным делом, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объёмной резьбы. На рубеже XVII–XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев – живописную культуру, мастерство «тонкой кисти» и, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.
Впрочем, есть документы, свидетельствующие об обратном. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды ещё в 1640–1650 годах, до появления старообрядчества. В крупных нижегородских ремесленных сёлах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семёновское» (будущий город Семёнов – один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда – братины, ковши, блюда для праздничного стола – окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.
Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, сёла Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сёл вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно сёла Хохлома и Скоробогатово стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.
Обилие леса, близость Волги – главной торговой артерии Заволжья – также способствовали развитию промысла: гружённые «щепным» товаром суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда – в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски Хохломы.
Расцветом хохломского промысла стал XIX век, а точнее вторая его половина. До этого времени художественная посуда уже была популярна в массах и стала частью русской культуры, но неожиданно получила новый виток развития. В моду вошёл русский стиль, поэтому народные промыслы привлекли внимание образованной части общества. К хохломе стали проявлять интерес как к искусству.
В 1853 году посуда с «золотой росписью» в первый раз попала на Всероссийскую промышленную выставку в Москве, а после с успехом выставлялась в других городах страны и во Франции. Ценителей хохломы становилось всё больше, и в их число попала царская семья. Известно, что императрица Мария Фёдоровна хвалила мастерство народных умельцев и даже одарила одного из них, Михаила Красильникова, золотыми часами за искусство.
В 1899 году хохлома покоряет Париж – завоёвывает Гран-при на Всемирной выставке и после неё получает настоящую международную любовь. Это резко увеличивает экспорт.
В 1912 году состоялась плавучая выставка работ с хохломой. Судно отбыло из порта в Одессе и добралось до стран Средиземноморья. В это же время в Европе открылись первые международные точки, где можно было купить предметы промысла – в Варшаве и в Париже.
Первая мировая война, последовавшая за ней Революция и Гражданская война вызвали упадок производства в области народных промыслов, из-за отсутствия заказов многие мастерские были закрыты. Поддержку кустарной промышленности оказала новая власть. В 1918 году в Семенове была открыта школа по обучению мастеров, которая объединила разрозненных кустарей в единый центр. Благодаря этому удалось оживить производство.
В 1920-1930-е годы промысел возрождается. Молодые художники перенимали опыт старых мастеров – Юзикова, Красильниковых, Распопина. Им удалось переосмыслить традиции, вдохнуть второе дыхание в привычные образцы. Появились оригинальные узоры, сочетающие разные варианты старинного письма, включали изображения птиц, содержание стало более эмоциональным и богатым.
С приходом ХХ века хохломской промысел начал угасать, но ненадолго – когда в Советском Союзе стали популярны артели, производство возобновилось.
После распада СССР хохломская роспись пережила трудные времена – сокращение числа мастеров. Если в советский период промыслом было занято 2500 человек, то к 2008 году – 1500, а в 2017 году – лишь 650. Как видно из этой динамики, менее чем за 10 лет (с 2008 по 2017 год) количество мастеров хохломской росписи уменьшилось более чем вдвое.
В настоящее время у хохломской росписи два центра: город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и деревня Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. «Хохломский художник» активно продвигает свою продукцию. В Сёмино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО «Промысел»).
В Семёнове школу хохломской росписи основал Г. П. Матвеев.
Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем на токарном или фрезерном станке придают заготовке нужную форму. Полученные изделия – резные ковши и ложки, поставцы и чашки, представляющие собой основу для росписи, – называются «бельё».
После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной – вапой. После грунтовки изделие 7–8 часов сушат и вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покрывают олифой 3–4 раза. Последний слой сушат до «небольшого отлипа» – когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.
Следующий этап – «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.
В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, – красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие – коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
Выделяют роспись двух видов: «верховую», когда по закрашенному серебристому фону красным и чёрным цветом наносят рисунок (криуль – основная линия композиции, на неё «насаживают» такие элементы, как осочки, капельки, усики, завитки и т. д.), и «под фон», при котором сначала намечают контур орнамента, а потом чёрной краской заполняют фон, тогда как рисунок листа или цветочка остаётся золотым).
Основа рисунка в хохломской росписи – растительный орнамент. Стебли, плоды, листья и цветы переплетаются на поверхности предметов и делают их нарядными. Некоторые орнаменты даже имеют свои названия:
– «Травка» – рисунок трав, стеблей и кустов, напоминающий знакомые нам растения. Например осоку или луговик.
Основу травной композиции составляют крупные мазки с острым концом. Они наносятся мастером в первую очередь, отличаются плавностью и мягкостью линий, определяют ритм и характер узора. Крупные мазки воспринимаются листьями. Они дополняются и мелкими мазками, среди которых можно выделить капельки, травинки, осочки или составленные из них кустики.
Травка – основной элемент верхового письма. Она гармонично заполняет поверхность изделия, создавая причудливую ажурную композицию из разных по значению мазков, которые только на первый взгляд кажутся одинаковыми.
Однако, они различаются и по величине, и по характеру исполнения. Все мазки выполняются легким движениями, часто с нажимом и поворотами. Это дает возможность придать им большое разнообразие.
Техника травной росписи достаточно сложна, требует от исполнителя на этапе изучения внимательности и терпения. Зато, освоив роспись, исполнитель получает истинное наслаждение от работы.
Травную роспись иногда оживляют приписками. Это дополнительные элементы росписи в виде усиков, колосков, мелких цветочков. Приписки отличаются легкостью, изяществом и придают всей композиции большую выразительность. Травная роспись относится к самым древним видам росписи, выполняется в основном черным и красным цветом по золотому или черному фону.
– «Под листок» или «под ягодку» – рисунок, в котором кроме травы присутствуют цветы, листья и плоды.
Часто травная роспись дополняется крупными листьями ягодных растений, например, крыжовника. Такую роспись называют росписью «под листок».
Если в травную роспись включаются листья, ягоды и цветы, роспись называют росписью «под ягодку».
Это еще одна разновидность верховой хохломской росписи. Создавая неповторимые по своей красоте изделия, русские мастера черпали вдохновение из природы, окружавшей их.
Они изображали виноград, землянику, смородину, клюкву, крыжовник, цветы ромашки и колокольчики, находя лаконичные декоративные формы стилизации. Этот вид росписи отличается от «травной» росписи более крупным мазком, большей декоративностью.
Он богаче травной росписи в цветовом отношении. Кроме красного и черного цвета здесь используются оттенки зеленого, коричневого и желтого цветов. Травные узоры в таких росписях выполняются красным, зеленым, коричневым цветом.
– «Пряник» – ромб или квадрат в центре посуды, украшенный солнечными лучами, плодами, цветами или травинками. Обычно используется внутри чашек.
– «Кудрина» – рисунок в виде листьев, цветов и ягод, которые образуют ковёр из завитков.
Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.
Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется.
Но какой бы выразительной ни была роспись – пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома». Расписанные изделия 4–5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3–4 часов в печи при температуре +150…+160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».