9 февраля 1872 – день основания Исторического музея, одного из самых интересных и красивых московских музеев:
В этот день, 153 года назад, было получено высочайшее соизволение императора Александра II на создание Исторического музея имени цесаревича Александра Александровича, будущего императора Александра III. Супругой цесаревича была датская принцесса Дагмар, и они часто гостили у родственников в Дании. Посещая дворец Розенборг в Копенгагене, резиденцию датских королей, и изучая хранившиеся там древности, будущий император думал о необходимости создания в России подобного музея. Александр II идею одобрил.
Идея витала в воздухе, её поддержали многие крупные учёные. Но самый большой вклад в создание музея внесли два русских историка – Алексей Сергеевич Уваров и Иван Егорович Забелин. Оба – академики, оба – опытные археологи. Исторический музей был задуман ими как...
Главный музей страны, который помогает понять значение России в мировой истории
Главной целью музея было «служить наглядною историею главных эпох русского государства и содействовать распространению сведений по отечественной истории». Народ, желающий быть великим народом, должен хорошо знать свою историю.
Но от рождения идеи до её воплощения прошло долгих восемь лет. Над входом в музей мы видим две цифры: 1875 – начало строительства и 1883 – его завершение.
Место для музея выделили рядом с Кремлём, на Красной площади. Перед архитекторами стояла задача: гармонично вписать здание музея в существующий уже ансамбль Красной площади, уравновесить им храм Василия Блаженного:
В конкурсе победил проект архитектора Владимира Иосифовича Шервуда и инженера Анатолия Александровича Семёнова. Вдохновляясь древнерусским зодчеством, они создали грандиозное сооружение в русском стиле: дворей с высокими башнями, фасад из красного кирпича украшали традиционные для древнерусского зодчества арки, карнизы, шатровые конструкции.
Здание музея стало одним из первых примеров русского (или неорусского, или псевдорусского) стиля в архитектуре и настоящим храмом истории, в котором можно многое увидеть и постичь:
Интерьеры оформлял архитектор А.А. Попов. Внутренние помещения украсили лепными деталями и орнаментами, заимствованными с археологических находок разных эпох. В работах принимали участие лучшие художники того времени: Виктор Васнецов, Иван Айвазовский, Валентин Серов, Генрих Семирадский, Илья Репин. Их работы являлись фоном для экспонатов музея.
Первыми посетителями музея стали император Александр III и его супруга Мария Фёдоровна в мае 1883, после завершения коронационных торжеств. На литографии 1883 года на Красной площади уже возведено здание Исторического музея:
С Красной площади посетители сразу попадали в великолепные парадные сени, центральной композицией которых стало родословное древо российских царей:
В основании древа стоят князь Владимир и княгиня Ольга и символически поливают его корни. На вершине древа – Александр III и Мария Фёдоровна, при которых был открыт музей.
В 1883 для осмотра открыли 11 залов на первом этаже, от древности до конца 12 века. Планировка Шервуда отражала реальные исторические процессы: язычество и христианство шли параллельными путями и объединялись в Киевской Руси. Затем шёл период феодальной раздробленности и новое слияние под властью Москвы.
В 1894, после кончины Александра III, музею присвоили его имя.
В 1917 было открыто уже 16 залов, которые охватывали время до периода Смуты.
Сегодня об истории России нам рассказывают 35 залов на двух этажах музея.
Залы 1−4: Каменный век и эпоха бронзы
Эти залы украшены лепниной и орнаментами, которые копируют рисунки с археологических находок: гончарных изделий, украшений, оружия, ритуальных предметов. Здесь можно увидеть первые орудия древних людей, реконструкцию их внешности, образцы древней наскальной живописи и даже бивни мамонта:
Зал в форме ротонды (он находится в юго-восточной башне) украшен настенным фризом Виктора Васнецова «Каменный век» со сценами из жизни древних людей:
А это гордость ГИМа, одно из древнейших плавательных средств в мире, лодка-долблёнка, сделанная из единого ствола исполинского дуба:
Мне кажется, что она уже окаменела. Современница египетских пирамид, она была найдена археологами на берегу Дона под Воронежем.
Посреди зала, посвящённого бронзовому веку, стоит огромный дольмен «Колихо», сооружённый из плит песчаника, весом около 7 тонн:
Посетители принимают его за дом, загон для скота, туалет и даже гильотину. На самом деле, это не так. Слово «дольмен» происходит от бретонского taol maen – «каменный стол». Так называют древние сооружения, служившие гробницами либо алтарями.
В витринах – изделия и украшения из глины и бронзы: посуда, бусы, ожерелья, пряжки для одежды, булавки, перстни. И трогательная бронзовая фигурка лошадки из далёких-далёких времён:
Плита из песчаника с изображением древнего солнечного божества:
На лбу божества – т.н. третий глаз, символ сверхъестественной зоркости, связанный с космосом. Поперечная черта, отделяющая нижнюю часть лица от верхней, связана с делением мирового пространства на две сферы, небесную и подземную. Окаймляют лик расходящиеся линии-лучи, выбитые широкими желобками.
Залы 5−7: Железный век и Великое переселение народов
Здесь представлены оружие и украшения в скифском зверином стиле, античные сосуды из металла и керамики, детали конской упряжи племён, которые населяли некогда Восточную Европу:
В этих залах также сохранилось историческое оформление: вдоль стен – карнизы с узорами, которые скопированы с археологических находок в Сибири, Приволжье и Прикубанье:
Дверные проёмы обрамляют изображения фантастических животных и птиц:
А оконные наличники украшают орнаменты со средневековых бронзовых украшений.
Первые янтарные и прочие бусы:
И зеркала – их делали из бронзы:
Залы 8−11. Домонгольская эпоха
Здесь находятся экспонаты, которые связаны с основанием и крещением Руси, её отношениями с сопредельными государствами и кочевыми племенами. Здесь можно увидеть древние рукописи:
Половецкие изваяния:
В степях, где обитали кочевые племена половцев, археологи обнаружили множество изваяний, которые называют «каменными бабами», хотя они изображали как женщин, так и мужчин. Это изображения предков, рядом с которыми устраивали пиры и обряды.
Половцы жили у границ Руси около двух веков. Они вели кочевой образ жизни и поклонялись силам природы: солнцу, луне, огню. В разные периоды то враждовали с русскими князьями и устраивали набеги, то объединялись с ними и участвовали на их стороне в междоусобных войнах.
Вдохновением для мастеров, которые оформляли Владимирский зал-ротонду (№10), послужили прекрасные древние владимирские храмы:
Это зал, находящийся в угловой северо-восточной башне. Барельефы зала являются слепками Дмитриевского собора Владимира, а росписи стен и мозаика скопированы из Успенского собора.
В следующем зале тройные арочные окна – точная копия окон Софийского собора в Киеве, а настенные росписи повторяют фрески новгородской церкви Спаса на Нередице, созданные в 1199 году (большая их часть погибла во время Великой Отечественной войны):
Залы Исторического музея, в которых хранятся произведения искусства и бесценные сокровища, и сами являются произведениями искусства и бесценными сокровищами.
Копия огромных ворот западного портала Новгородского Софийского собора со сценами из Ветхого и Нового завета:
Они сделаны в Западной Европе в 12 веке, привезены на Русь в разобранном виде, доработаны новгородскими мастерами. Копия сделана специально для ГИМа в 1880-х.
Кузница в Смоленске 12-13 веков:
Печь, кузнечные инструменты, а также изделия древнего кузнеца: ключи, замки, ножи, ножницы, цепи...
Дом новгородца 12-13 века:
Венцы сруба дома, предметы обихода, кухонная утварь: рукомойник, горшки, миски, инструменты, украшения, ключи-замки... Рассматривать очень интересно!
Залы 12−14: От монгольского нашествия до объединения
Здесь мы знакомимся с историей Золотой Орды, узнаём, из-за чего происходили междоусобицы русских князей и как разрозненные княжества объединились в единое государство под эгидой Москвы.
Своды и оконные проёмы Московского зала (№13) расписаны по мотивам шапки Мономаха:
На западной стене - панно «Московский Кремль в начале 15 века.
Украшения из Симферопольского клада Золотой орды 13-14 в., найденного археологами в Крыму:
Интересный артефакт: пайцза, знак ханской власти, верительная бирка из золота, выдавалась монгольскими правителями как символ делегирования власти и наделения особыми полномочиями:
Пайцза, как грамота Ришелье, выданная Миледи, могла предоставлять её обладателю любые полномочия. Иногда от имени правителя лаконично указывалось: «Считайте, что еду я сам». Пайцза сопровождала ярлык на княжение. Носили пайцзу при помощи шнура или цепи на шее или на поясе, она довольно увесистая.
Карта России из книги Сигизмунда Герберштейна, австрийского дипломата, посла при дворе Василия III «Путешествие по Московии»:
Он побывал в России дважды, в 1516 и 1526, и подробно описал свои путешествия в книгах.
Залы 15−21: Россия в 16 — 17 веках
Экспозиция рассказывает об эпохе правления Ивана Грозного. О том, как жили купцы, ремесленники, крестьяне и горожане в 16-17 веков, из кого состоял и чем занимался «государев двор», как казачий атаман Ермак покорял Сибирь.
Государев двор представлен в зале №18, одном из самых красивых залов Исторического музея. Коробовый свод имеет растительный орнамент, напоминающий изящный сканный узор на ювелирных изделиях 16 века. Лепной карниз, проходящий по периметру стен, повторяет декоративные элементы одной из глав Покровского собора (Василия Блаженного):
Образцом для оформления арочных входов с прямоугольным обрамлением послужили порталы юго-западной площадки храма. Над входами помещены рельефы двуглавых орлов на основе рисунка Малой государственной печати Ивана IV:
В росписи над карнизом – ветви цветущей смоковницы (библейского дерева, символизирующего мир и благосостояние):
А по обеим сторонам от входа изображения сказочных птиц Сирина и Алконоста, сидящих на ветвях райского древа:
По центру зала расположена копия-реконструкция царского моленного места Ивана Грозного, которое было установлено в 1551 в Успенском соборе Московского Кремля, где находится и сейчас:
Царственная книга, один из девяти сохранившихся томов 10-томного иллюстрированного лицевого летописного свода – хроники событий русской и мировой истории, составленной при дворе Ивана Грозного:
Книга открыта на миниатюрах, изображающих венчание на царство Ивана Грозного в 1547.
В следующем зале – множество интересных экспонатов, да и сам он прекрасен:
Крестовый свод украшает роспись по рисункам рукописей 16-17 веков. На каждой грани свода – стилизованные изображения цветов и плодов ананаса – символа богатства. Образцом оформления арочного проёма из зала 19 послужил восточный портал Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Выход в зал 21 и арочная ниша слева от него украшены рельефами Царь-пушки. Лепные карнизы выполнены по образцу фриза колокольни Ивана Великого.
Огромный глобус из Амстердама, уникальный памятник европейской картографии 17 века:
Диаметр глобуса – 171 см, вес – 450 кг. Изготовлен из медных пластин и установлен на деревянном станке. Глобус изготовили голландские мастера Блау по заказу королевы Швеции Кристины Августы. Королева не внесла предоплату, а в 1654 лишилась власти и не смогла его выкупить. Предприимчивые голландцы пытались продать глобус Петру I за 16 тысяч рублей. Пётр решил, что это слишком дорого и покупать глобус отказался (дом в Москве можно было купить за 10 рублей). Петровская выдержка принесла плоды: через несколько лет голландцы уступили Петру глобус всего за 1600 рублей. Чудо-шар привезли в Санкт-Петербург и установили в Кунст-камере.
Экзеппляр редкой карты России 1613 года с планом Москвы и видом Архангельска, с посвящением царю Михаилу Фёдоровичу:
Карта выполнена голландским картографом Гесселем Герритсом. Врезкой дан перспективный план Москвы, согласно подписи, изготовленный по чертежу царевича Фёдора, сына царя Бориса Годунова.
Астролябия (прибор для определения широт и долгот в астрономии) и солнечные часы:
А это... шагомер:
Зачем в 17 веке был нужен шагомер, как вы считаете?)
У этого маленького приборчика четыре циферблата: для подсчёта единиц, десятков, сотен и тысяч шагов. Шагомер крепился сбоку на поясе:
К его рычагу привязывался один конец шнура. Другим концом шнура обхватывалось противоположное колено. При каждом шаге шнур вытягивался во всю длину, дёргал рычаг и стрелка первого циферблата передвигалась на одну единицу. Когда она переходила с 9 на 0, то стрелка на циферблате десятков передвигалась на одну единицу. Когда стрелка десятков переходила от 90 до 0, то стрелка на циферблате сотен передвигалась на одну единицу. И т.д.
Модель печатного станка первой трети 17 века:
«Апостол» – первая русская печатная книга, которая вышла 1 марта 1564 в типографии Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца:
Книга включала в себя часть Священного Писания – Деяния апостолов – и предназначалась для богослужений в храмах. В коллекцию ГИМа «Апостол» попал в 1910.
Залы 22−35: Российская империя, 18 и 19 века
В залах второго этажа представлена история России от Петра I до Александра III. Здесь можно увидеть личные вещи монархов, очень много портретов, картины, иконы, музыкальные и прочие инструменты того времени, одежду разных сословий – множество интереснейших артефактов, и мы к ним обязательно вернёмся в одной из ближайших статей.
Сегодня экспозиция музея, как и в день его открытия, заканчивается 19 веком. И надо понимать, что в здании на Красной площади выставлено лишь 0,5% хранящихся в ГИМе сокровищ. Остальные время от времени экспонируются во время специальных выставок.
Каждый экспонат – настоящее сокровище. И этих сокровищ здесь великое множество.
- ГИМ занимает второе место в мире по числу единиц хранения – более 5 миллионов!
- Больше – лишь в Британском музее, в который англичане свезли из колонизированных ими стран 14 миллионов экспонатов.
- На третьем месте – Эрмитаж.
- На четвёртом – Лувр.