Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Обычно я начинаю подобные статьи со слов «наверняка вы видели, слышали, бывали...» (нужное подчеркнуть). Однако, в том, что каждый из вас бывал на железнодорожной станции - я не сомневаюсь. В этой статье поговорим про станционные пути - какие они бывают и для каких целей служат.
Что такое вообще станция?
На всякий случай, напомню, что станция - это раздельный пункт железных дорог, имеющий путевое развитие (то есть боковые пути) и обеспечивающий работы по приёму, отправке, скрещению и обгону, а также приёму и выдаче грузов (а ещё багажа и грузобагажа). Помимо этого, на станции может производиться обслуживание пассажиров и маневровая работа.
Таким образом, если говорить про двухпутные участки железных дорог, то вот это, например, всё что угодно, но только не станция (в данном случае - остановочный пункт):
На однопутных участках аналогично - если есть только платформа у единственного (главного) пути, то это также остановочный пункт, а не станция:
Чем отличается станция от разъезда, либо обгонного пункта?
Также вы, скорее всего, знаете, что на железной дороге ещё бывают такие раздельные пункты, как разъезды и обгонные пункты. Первые нужны для скрещения, то есть встречного разъезда поездов на однопутных участках, а вторые устраиваются на двухпутных участках с целью, соответственно, обгона попутного поезда. В обоих случаях, чаще всего, строится два боковых пути, вот схемы (листайте галерею):
Также, на разъездах может производиться и обгон, который на однопутных участках все равно никто не отменял.
Тем не менее, в настоящее время, практически все обгоны и разъезды относятся к станциям IV класса.
Какие на станциях есть пути?
Ну, в первую очередь, конечно же - главные. В большинстве случаев, главный путь на станции либо один (если она расположена на однопутной линии), либо два (соответственно если расположена на двухпутной). Количество главных путей может быть больше двух в следующих случаях:
- Станция расположена на линии, которая сама по себе многопутная, то есть имеет три и более пути
- Станция узловая, то есть через которую проходит несколько отдельных линий (например две двухпутных и одна однопутная), тогда, соответственно, на станции будет пять главных путей. Однако, в таком случае совсем необязательно, что они будут идти одним «пучком» - могут быть разнесены по ширине станции
Как не трудно догадаться, главные пути нужны для сквозного пропуска поездов без остановки, либо смены направления движения. Далее переходим к боковым путям.
Приёмо-отправочные пути
На небольших станциях - самая многочисленная категория. Эти пути предназначены для, соответственно, приёма, отправления, а также временной стоянки поездов. Вдоль приёмо-отправочных путей могут располагаться пассажирские платформы для посадки и высадки пассажиров. Например, когда вы на вокзале садитесь на поезд, либо электричку - этот поезд, либо электричка стоит на приёмо-отправочном пути.
Также приёмо-отправочные пути используются при формировании и расформировании поездов при маневровой работе. А ещё могут быть использованы для скрещения (если станция на однопутной линии), либо для обгона.
Сортировочные пути
Встречаются, очевидно, на сортировочных станциях. Правда, словосочетание «сортировочные пути» можно увидеть, либо услышать, весьма редко. Связано это с тем, что сортировочных путей всегда много, а несколько путей одного назначения объединяют в парки, и, соответственно, вот это:
...Это сортировочный парк. Про сортировочные станции можно посмотреть здесь:
К слову, на сортировочных станциях, в большинстве случаев, есть отдельные пути (а точнее парки путей) для приёма (парк приёма) и отправления (парк отправления, соответственно).
Погрузочно-разгрузочные пути
Как нетрудно догадаться - предназначены для погрузочно-разгрузочных операций, возможны вариации:
- Путь на эстакаде, либо ином искусственном возвышении для разгрузки сыпучих грузов
- Путь у грузовой платформы, для погрузки/загрузки контейнеров (вагоны-платформы), либо поддонов (крытые вагоны)
- Вдоль пути оборудование для погрузки, либо разгрузки наливных грузов, либо погрузки сыпучих
Выставочный путь
Вот здесь из названия понятно не так много. У выставочного (другое название - приёмо-сдаточного) пути может быть несколько назначений. Во-первых, часто к станциям примыкают подъездные пути предприятий, которые обслуживаются частными компаниями, которые, в том числе, могут иметь свои собственные локомотивы.
Так вот, локомотив, принадлежащий частной компании может поставить состав с готовой продукцией на выставочный путь. Дальнейшие операции по прицепке его к тому или иному поезду/составу будут производиться силами «РЖД». Точно также и в обратную сторону - «РЖД» ставит вагоны на выставочный путь, локомотив частного предприятия их оттуда забирает и везёт на погрузку на предприятие.
Во-вторых, выставочный путь может использоваться для вагонов, ожидающих погрузочно-разгрузочных операций (а также посадки или высадки пассажиров), либо те, работы с которыми уже закончены. Короче говоря, выставочный путь может являться промежуточным этапом между приёмо-отправочным путём, погрузочно-разгрузочным путём, либо путём отстоя.
Пути отстоя
Как такового определения «пути отстоя», либо «отстойные пути» - не существует. Как правило, это парки путей, имеющие соответствующее название - парк стоянки пригородных составов, парк стоянки пассажирских составов, парк локомотивного хозяйства и так далее.
Из названия следует, что это пути, предназначенные для отстоя тех или иных подвижных единиц: локомотивов, грузовых или пассажирских вагонов, а также моторвагонных поездов. На бумаге могут являться не частью станции, а площадкой того или иного линейного предприятия - локомотивного депо, например.
Вытяжной путь
Также иногда именуется маневровой вытяжкой. Путь, предназначенный для выполнения маневровой работы без выезда на главные пути, либо вовсе на перегон:
Ну и также ещё есть термин соединительные пути, которые, соответственно, используются для соединения различных парков в границах станции.
Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!