Найти в Дзене
Марсель Македонский

9 фактов о том, как американцы снимают фильмы о войне

Оглавление

Здравствуйте, коллеги-киноманы. Советские солдаты терпели лишения, боль и потери, но победили немцев. Правда, сегодня у нас почти* разучились снимать военное кино. Американцы умеют снимать кино и (за неимением другого плацдарма) на съёмках демонстрируют боли и лишения. Миллионные гонорары, конечно, остаются за скобками.

В то время как военные фильмы славятся своим эпическим размахом, напряжённой драмой и реалистичным изображением боевых действий, многие истории, связанные с их созданием, могут быть такими же удивительными, как и сами фильмы. Будь то поразительные усилия, которые прилагали режиссёры, чтобы создать ощущение реалистичности, или череда почти катастрофических происшествий на съёмочной площадке, существует целый список невероятных фактов о военных фильмах, в которые трудно поверить.

Экстремальные темы, которые можно найти в фильмах о войне, означают, что съёмочной группе часто приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы убедительно воплотить те или иные сцены в жизнь.

От съёмок, которые были настолько масштабными, что их можно было бы назвать частной армией, до напряжённых моментов, когда несколько актёров оказались в реальной опасности, — эти закулисные истории подчёркивают усердие и внимание к деталям.

Шайа ЛаБаф порезал себе лицо на съёмках «Ярости»

«Ярость» — это жесткое изображение танковых боёв на фоне окончания Второй мировой войны. Фильм 2014 года, в котором без прикрас показана жестокость войны и неразрывные связи, возникающие между людьми во время боевых действий, — это один из лучших американских военных фильмов 2010-х годов.

Шайа ЛаБаф, актёр, сыгравший в «Ярости», не понаслышке знаком с юридическими проблемами и спорами в целом. Он не славится тем, что является самым уравновешенным человеком в мире. Несмотря на то, что стиль ЛаБафа хорошо известен, актёр вывел свои эксцентричные выходки на тревожный новый уровень в своей попытке сыграть наводчика танка.

кадр из фильма
кадр из фильма

Помимо того, что ЛаБаф отказался принимать душ и вырвал себе зуб, он привёл в ужас своих коллег по съёмочной площадке тем, что отказался от протезов со шрамами и порезал лицо ножом, чтобы придать своему персонажу убедительную травму. На протяжении съёмок актёр продолжал открывать рану, приводя в ужас всех вокруг, вплоть до того, что съёмочная группа договорилась о том, чтобы он жил от всех отдельно.

Кристофер Нолан использовал кадры с утопленной камеры IMAX для фильма «Дюнкерк»

«Дюнкерк» 2017 года, вдохновлённый реальной историей эвакуации войск союзников из Дюнкерка в 1940 году, получил восемь номинаций на премию «Оскар» и побил рекорды кассовых сборов среди военных фильмов на момент выхода.

Помимо того, что Нолан является одним из самых знаменитых и влиятельных режиссёров в мире кино, у него есть печальная репутация человека, который уничтожает камеры IMAX. Этот статус-кво не изменился и после «Дюнкерка». Разбив две дорогущие камеры во время съёмок трилогии «Тёмный рыцарь», Нолан привязал свою последнюю жертву IMAX к самолёту и сбросил его в море.

кадр из фильма
кадр из фильма

Неудивительно, что вскоре самолёт рухнул на дно Ла-Манша, из-за чего камера наполнилась водой. Хотя надежды Нолана на невероятный кадр, казалось, рухнули, запись удивительным образом сохранилась благодаря старомодной плёночной технике. Хотя отснятый материал в итоге был использован в финальной версии, камере повезло меньше — счёт Нолана по уничтоженным камерам IMAX пополнился третьей.

«Битва за Британию» воссоединила бывших противников

Хотя это не американское кино, я всё-таки о нём тоже скажу. Фильм «Битва за Британию» 1969 года, снятый Гаем Гамильтоном, рассказывает о битве за господство в воздухе между Королевскими военно-воздушными силами Великобритании и Люфтваффе на фоне Второй мировой войны. В фильме, в котором снялся международный актёрский состав, включая Майкла Кейна и Лоуренса Оливье, рассказывается о грандиозном сражении. Во время съёмок было задействовано более сотни исторических самолётов.

Фильм также основан на опыте реальных участников Битвы за Британию, которые выступали в качестве консультантов во время съёмок. Среди этих ветеранов были польский лётчик-ас Болеслав Дробинский и генерал Люфтваффе Адольф Галланд. Хотя эти бывшие враги работали над одним фильмом, они на самом деле уже встречались во время войны.

кадр из фильма
кадр из фильма

Это была явно не дружеская встреча — два пилота столкнулись в небе во время ожесточённого воздушного боя в 1941 году. Дробинский одержал верх в их схватке, серьёзно повредив самолёт Галланда и вынудив немецкий истребитель совершить аварийную посадку. Прошло двадцать восемь лет, и эти двое удивительным образом снова оказались лицом к лицу.

Брэдли Купер носил ботинки Криса Кайла во время съёмок фильма «Американский снайпер»

В то время как любой хороший актёр должен в буквальном смысле встать на место персонажа, которого он играет, Брэдли Купер вывел это чувство на совершенно новый уровень во время съёмок фильма «Американский снайпер». Этот драматический биографический фильм легендарного режиссёра Клинта Иствуда 2014 года рассказывает историю Криса Кайла — снайпера ВМС США, на счету которого более 150 подтверждённых убийств во время войны в Ираке в 2003 году.

кадр из фильма
кадр из фильма

Набрав мышечную массу и подражая техасскому акценту, чтобы придать правдоподобность своему образу грозного командира, Купер очень постарался воплотить его в жизнь. В интервью актёр рассказал, что надел на съёмки ту самую обувь, в которой Кайл ходил во время четырёх командировок в Ирак.

Актёр продолжал носить обувь стрелка ещё долгое время после окончания съёмок фильма. Купер размышлял о том, что его решение продолжать носить обувь Кайла, вероятно, было связано с его глубокой эмоциональной связью с этим персонажем, и с грустью заметил: «Может быть, я не хочу отпускать его».

Элай Рот и Омар Дум чуть не сгорели на съёмках «Бесславных ублюдков»

Фильм Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» — это демонстрация уникального режиссёрского стиля, хаотичная жанровая деконструкция. Фильм 2009 года, в котором присутствует фирменный тарантиновский коктейль из отсылок к популярной культуре, остроумных диалогов и шокирующе жестоких сцен.

Примечательно, что нашумевший фильм Тарантино мог закончиться трагедией из-за безумного инцидента на съемочной площадке. Элай Рот рассказал, что температура пламени, использованного в эпизоде «адского кино», была сильно занижена во время производства. Хотя по прогнозам температура должна была достичь всего 400 градусов по Цельсию, на самом деле огонь разгорелся при температуре около 1200 градусов по Цельсию.

кадр из фильма
кадр из фильма

Неудивительно, что Рот и его партнёр по сцене Омар Дум чуть не «сгорели» в бушующем аду. Пламя было таким сильным, что расплавило стальные тросы, удерживающие свастику на кинотеатре. Момент в фильме, когда нацистский символ падает, не был прописан в сценарии. Пожарная служба сообщила съёмочной группе, что если бы пожар продолжался ещё 15 секунд, сцена, скорее всего, обрушилась бы и убила всех, кто работал над культовым эпизодом.

Для создания «Уцелевшего» не использовали компьютерную графику

В фильме «Уцелевший» рассказывается реальная история главного героя, Маркуса Латрелла, единственного члена элитного отряда «морских котиков», оставшегося в живых после провальной разведывательной миссии во время войны в Афганистане. Фильм Питера Берга 2013 года, в котором безоговорочно показана жестокость происходящего, является обязательным к просмотру для любого поклонника жанра.

Главной жестокостью, лежащей в основе «Уцелевшего», является реалистичность сцен падения в фильме. В фильме показано множество случаев, когда «морские котики» скатываются по крутым склонам каменистых гор в попытке скрыться от преследователей-талибов, и каждый момент, когда они ударяются о землю, показан с тошнотворной реалистичностью.

кадр из фильма
кадр из фильма

Что действительно безумного было в этих сценах? Они не были срежиссированы, и в них не использовались тросы. Чтобы добиться несравненного уровня реалистичности, актёрам-каскадёрам было приказано — в буквальном смысле — падать с высоты 6 метров на скалы. Эти фрагменты позже были смонтированы в один непрерывный спуск. Неудивительно, что во время съёмок несколько каскадёров получили травмы.

Актёрский состав «Взвода» употреблял наркотики, чтобы вжиться в роль

Фильм Оливера Стоуна «Взвод» (подробнее о нём я писал здесь), основанный на реальных событиях из жизни режиссёра во время войны во Вьетнаме, является одним из самых значимых фильмов в жанре военной драмы. Фильм 1986 года, получивший премию «Оскар», рассказывает об эпической битве между добром и злом на фоне жестокой войны во Вьетнаме. В главных ролях снялись Чарли Шин, Уиллем Дефо и Том Беренджер.

Примечательный факт, о котором зрители, скорее всего, не знают: во время психоделической сцены в фильме, где взвод напивается до беспамятства, актёры выглядят укуренными. В более позднем интервью Уиллем Дефо рассказал, что несколько актёров решили войти в образ для этой сцены, предварительно выкурив большое количество марихуаны.

кадр из фильма
кадр из фильма

Несмотря на то, что этот культовый момент навсегда увековечен на киноэкране и придаёт происходящему фирменную аутентичность Стоуна, на практике это решение обернулось не очень хорошо. Дефо рассказал, что к тому времени, когда съёмочная группа закончила снимать сцену, актёры протрезвели, но были слишком растеряны, чтобы принести хоть какую-то пользу.

Марлон Брандо переплюнул сам себя — «Апокалипсис сегодня»

Марлон Брандо вошел в историю кинематографа не только как талантливый актер, но и как один из самых капризных и сложных в работе артистов. На съемках культового фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» его поведение стало настоящим испытанием для всей съёмочной группы.

Брандо прибыл на съемочную площадку без подготовки: он не читал роман Джозефа Конрада «Сердце тьмы», который лёг в основу сценария, и даже не удосужился ознакомиться с текстом своей роли. Это вызвало шок у режиссера, который представлял Курца как высокого и худощавого персонажа, а вместо этого получил перед собой полного актёра (Брандо набрал около 40 кг). Чтобы скрыть недостатки внешности Брандо, Копполе пришлось полностью пересмотреть концепцию образа героя, сделав его более массивным и грозным.

Кроме того, Брандо отказался играть по оригинальному сценарию и сымпровизировал большинство своих диалогов и монологов. Он произнес 18-минутную речь Курца, лишь две минуты которой были использованы в финальной версии фильма. Несмотря на то, что часть монолога была бессвязной, большая его часть поразила всех присутствующих своим глубоким содержанием. Однако отношение Брандо к процессу съёмок оставляло желать лучшего: он заявил режиссёру, что «зашёл так далеко, как только мог», намекая, что может и покинуть площадку.

Помимо конфликтов с Копполой, Брандо плохо ладил с другими актерами. Особенно напряжёнными были отношения с Деннисом Хоппером — после их единственной совместной сцены, где Курц называет фотожурналиста «шавкой», Брандо категорически отказался работать с ним на одной площадке. В итоге эта сцена была снята в разные ночи.

Такое поведение вынудило Копполу передать руководство съемками эпизодов с участием Брандо своему помощнику Джерри Зисмеру. Кроме того, большинство сцен с участием Курца снимались таким образом, чтобы скрыть фигуру актера — камера часто находилась в тени или показывала лишь часть лица.

-8

Несмотря на все трудности, результат превзошел ожидания: образ Курца стал одним из самых запоминающихся в карьере Марлона Брандо и принес фильму международное признание. Однако работа над картиной оставила непростой след как в памяти участников съемок, так и в истории создания самого фильма.

Благодарю за внимание.

*из недавних отечественных фильмов на военную тему выделю только «Красный призрак» Андрея Богатырёва.