Введение
«Я знал... и надеялся, что он придет, тот, кто должен стать совершенным представителем эпохи, тот, чье мастерство не прорастет из земли робкими побегами, а сразу расцветет пышным цветом. И он появился, светлый юноша, в чьей колыбели росли грации и герои. Его имя - Иоганнес Брамс».
Этими пророческими словами Роберт Шуман прославил доселе совершенно неизвестного художника в своей пламенной статье «Новые пути», от октября 1853 года.
Детство композитора
Иоганнес родился 7 мая 1833 года в гамбургском районе Шлютерсхоф, где семья жила в квартире, состоявшей из одной комнаты с кухней и крошечной спальни. Спустя некоторое время родители переехали на Ультрихштрассе, которая была печально известна множеством борделей.
Мальчик проявлял интерес к игре на фортепиано, и в возрасте семи лет отец отвел его к известному пианисту Отто Фридриху Виллибальду Косселю. В десять лет Брамс уже выступал в престижных концертах, в которых играл партию фортепиано, что дало ему возможность отправиться в Америку. К счастью, Коссель сумел отговорить родителей Иоганнеса от этой идеи и убедил их, что мальчику лучше продолжить обучение у педагога и композитора Эдуарда Марксена.
В возрасте четырнадцати лет Иоганнес Брамс окончил частную гимназию. После окончания школы его отец стал нанимать Брамса на вечернюю работу в различные заведения, помимо продолжения его музыкального образования. Иоганнес был слаб здоровьем и часто страдал от головных болей. Возможно, виной тому было долгое пребывание в душных, прокуренных помещениях и постоянное недосыпание, вызванное ночной работой.
Жизнь после совершеннолетия
Уже в двадцатилетнем возрасте Брамс производил впечатление эгоцентричного и интровертного «аутсайдера», как он сам себя впоследствии называл. Он предпочитал отказываться от новых знакомств и жить в мире собственного творчества.
Знакомство с известным композитором
По рекомендации своего друга, скрипача Йозефа Иоахима, Брамс получил возможность лично познакомиться с Робертом Шуманом. 30 сентября 1853 года Шуман уговорил Брамса сыграть одну из своих композиций и после нескольких тактов вскочил со словами: «Клара должна это услышать!». Уже на следующий день среди записей в расходной книге Шумана можно найти следующую фразу: «Брамс - гений - был в гостях». Клара Шуман также отметила свою первую встречу с Брамсом в дневнике: «Этот месяц принес нам чудесное явление в лице двадцатилетнего композитора Брамса из Гамбурга. Это настоящий посланник Божий! Очень трогательно видеть этого человека за роялем, видеть, как светится его красивое молодое лицо, когда он играет, видеть, как его прекрасная рука с легкостью овладевает самыми трудными пассажами, и слышать эти необыкновенные произведения...».
Сам Брамс видел в Кларе нечто впечатляющее и возвышенное: она была женой знаменитого Шумана, матерью шестерых детей, прекрасной пианисткой, красивой и культурной женщиной. В семье Шуманов его приняли не только как ученика, но и как сына. Иоганнес оставался с ними долгое время, вплоть до смерти Роберта Шумана в июле 1856 года.
Постоянное пребывание с Кларой Шуман создало конфликтную ситуацию, определившую всю его дальнейшую жизнь, ведь Иоганнес поддался чарам этой необыкновенной женщины - жены человека, которого он очень уважал.
Для молодого, неопытного и несколько неуклюжего Брамса Клара стала символом необычайно нежной, красивой и, что немаловажно, знающей и опытной женщины, которая вскоре стала объектом его романтической страсти.
Парадоксально, но Брамс решил прекратить их отношения после смерти мужа Клары. Это положило конец тяжелому кризисному периоду для Иоганнеса - его «вертеровскому периоду». Он понял, что ему нужна творческая свобода. Инстинкт гения указал ему путь самопожертвования и печального одиночества.
Новый этап композитора
С 1857 по 1859 год он был учителем музыки и хоровым дирижером при детмольдском дворе, где смог обрести покой, которого так жаждал после дюссельдорфских лет, характеризовавшихся беспокойством и неугомонностью. Этому веселому, беззаботному состоянию духа мы обязаны двумя оркестровыми серенадами ре мажор и си-бемоль мажор.
В конце июля или начале августа 1858 года Брамс встретил в Геттингене Агату фон Зибольд, дочь профессора. Он был очень сильно влюблен в эту девушку, но и здесь сыграла свою роль «готовность к побегу», и их отношения не привели к браку.
Триумфальное исполнение концерта для фортепиано с оркестром ре минор 24 марта 1859 года ознаменовало начало «гамбургского периода» в жизни Брамса. Годы, проведенные в Гамбурге, придали его творчеству мощный импульс, не в последнюю очередь благодаря возможности исполнить с женским хором сочиненные им в Детмольде произведения. Позднее, когда он отправился в Австрию, он взял с собой большой музыкальный багаж: Квартеты, трио си-бемоль мажор, три фортепианные сонаты и множество скрипичных пьес.
Впервые Брамс приехал в Вену 8 сентября 1862 года. Его радости не было предела. Вот что он писал в то время: «...Я живу здесь в десяти шагах от Пратера и могу выпить стакан вина в пабе, где часто сидел Бетховен». Соль-минорный квартет он впервые показал известному в то время пианисту Юлиусу Эпштейну. Восхищение было столь велико, что скрипач Йозеф Хельмесбергер, присутствовавший на премьере, написал это произведение «наследника Бетховена» в свою концертную программу и 16 ноября исполнил его в концертном зале Общества музыкальных товарищей. Брамс с восторгом рассказывал родителям, как тепло его приняли в Вене.
Осенью 1863 года ему удалось получить место хормейстера в Венской певческой академии. Его работа в качестве хормейстера продлилась всего один сезон, отчасти из-за интриг, а отчасти потому, что Брамс предпочитал не связывать себя обязательствами и творить свободно.
Возвращение домой
В июне 1864 года он снова отправился в Гамбург. Отношения между его родителями были очень сложными, и вскоре после возвращения сына произошел окончательный разрыв. Иоганнес предоставил матери и сестре собственную квартиру, помогал им материально и всячески поддерживал.
Вскоре после этого мать Брамса умерла от инсульта. Иоганнес тяжело переживал ее смерть. В Трио для валторн ми мажор он попытался выразить свое горе и горечь от утраты, особенно в средней части. В это же время он начал разрабатывать план сочинения Немецкого реквиема.
Немного о «Немецком реквиеме»
О генезисе «Немецкого реквиема» известно лишь то, что этот проект занимал композитора более десяти лет и что Брамс, потрясенный трагической судьбой Шумана, хотел сочинить похоронную кантату вскоре после его смерти. Смерть матери, возможно, стала последним толчком к продолжению и завершению Реквиема. Брамс закончил шестую часть Реквиема только в 1868 году и написал на титульном листе: «В память о матери».
Премьера незаконченного произведения состоялась 10 апреля 1868 года в Бремене и потрясла публику. Реквием продолжал получать восторженные отзывы. Например, газета Новая евангелистская церковная газета писала после исполнения произведения в Лейпциге 18 февраля 1869 года: «И если мы ожидаем гения..... Брамс действительно заслужил это звание после этого Реквиема».
Жесткий удар композитора
Одним из самых больших удач в жизни Иоганнеса Брамса стало его знакомство с известным хирургом Теодором Биллротом, приглашенным в Венский университет в 1867 году. Биллрот, большой любитель музыки, стал для Брамса другом, критиком и покровителем одновременно.
В январе 1871 года Иоганнес получил от мачехи известие о том, что его отец тяжело болен. Когда в начале февраля 1872 года Брамс приехал в Гамбург, он понял, что положение его безнадежно. Его отец умер на следующий день. Сын тяжело воспринял его смерть.
Работа в Вене
Осенью того же года Брамс приступил к работе в качестве художественного руководителя Общества музыкальных товарищей в Вене. Однако работа в обществе вскоре стала для композитора непосильной ношей, и он продержался всего три сезона. Затем он вернулся в Баварские горы, где в Тутцинге под Мюнхеном начал работу над большой симфонической формой. Там же были написаны два скрипичных квартета до минор, которые он посвятил Биллроту.
В конце января 1874 года Брамс дал концерт в Лейпциге, где в начале февраля вновь встретился со своей бывшей ученицей баронессой Элизабет фон Штокхаузен из Вены. Десятью годами ранее он внезапно перестал заниматься с ней, боясь «наделать глупостей» и влюбиться в эту талантливую, красивую и умную девушку. И вот он снова встретил ту, чья красота не померкла с годами. Элизабет уже давно была замужем за композитором Генрихом фон Херцогенбергом, которым Брамс очень восхищался. Теперь Иоганнес мог снова влюбиться в нее, не опасаясь за свою свободу и независимость, но эта любовь носила скорее платонический характер.
Тем временем финансовое положение Брамса настолько улучшилось, что в 1875 году он смог подумать о том, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Он, наконец, закончил Квартет до минор, который начал в доме Шумана. Квартет стал выражением внутренней борьбы между его любовью к Кларе и верностью Роберту Шуману. Кроме того, его первая симфония приобрела окончательную форму после двадцатилетнего процесса созревания.
Летом 1877 года в Пёртшахе-на-Вёртерзее появилась Вторая симфония, полная противоположность строгой Первой симфонии, которая в своей лучезарной жизнерадостности отражает спокойствие и уверенность, достигнутые в долгой борьбе. За симфонией в 1878 году последовали Скрипичный концерт ре мажор и Соната для скрипки соль мажор, которые стали известны как «Сонаты дождя». В том же году Брамс был удостоен звания почетного доктора университета Бреслау, по случаю чего отрастил пышную бороду, придававшую ему величественный вид. Его популярность росла.
В 1880 году Брамс отправился в Бад-Ишль, так как считал, что там его меньше будут беспокоить туристы и охотники за автографами. Там действительно было очень тихо, что способствовало его здоровью и прекрасному душевному состоянию. В это время началась дружба Брамса с Иоганном Штраусом. Брамс был очарован личностью и музыкой этого композитора.
На следующее лето Иоганнес переехал в Прессбаум, где завершил работу над вторым фортепианным концертом, жизнерадостный характер которого напоминает живописные пейзажи Венского леса.
Но лето 1883 года привело Брамса на берега Рейна, в места, которые связывали его с юностью. В Висбадене он нашел уют и приятную атмосферу, которые вдохновили его на написание Третьей симфонии.
Последняя, Четвертая симфония, была написана в 1884-1885 годах.
Премьера, состоявшаяся 25 октября в Мейнингене, вызвала единодушное восхищение. После успешной премьеры Четвертой симфонии Брамс пребывал в приподнятом настроении. Он стал приветливым и общительным. Следующие три лета в Хофштеттене (Швейцария) стали для него счастливым временем. Именно здесь он написал Вторую скрипичную сонату, «Сонату мейстерзингеров» и Третью скрипичную сонату. Он также сочинил фортепианное трио и великолепный концерт для скрипки и виолончели.
Брамс находился в зените своей славы. Помимо друзей и поклонников, специальные «центры Брамса» обеспечивали знакомство публики с его произведениями. Особенно почитали композитора в Вене, где большинство его произведений было исполнено впервые. Последний этап жизни Брамса был тихим и созерцательным. Он любил уютную атмосферу своей холостяцкой квартиры и свою независимость.
Брамс не переставал работать, в последние годы жизни он завершил цикл немецких народных песен. К сожалению, радость от творчества все больше омрачалась болезнью. Брамс умер утром 3 апреля 1897 года.