Грузовой самолёт «230» (Ту-230) (проект)
Проект регионального грузового самолёта Ту-230 занимает второе место в программе грузовых самолётов Туполева. Ту-230 с двумя турбовентиляторными двигателями Д-436Т2 был разработан как модификация Ту-334, Ту-204 и Ту-330 для замены Ан-26, Ан-32 и Ан-72/Ан-74, которые в настоящее время находятся в эксплуатации. С аэродинамической и конструктивной точек зрения Ту-230 по сути аналогичен Ту-330 и имеет до 70% общих конструктивных элементов с Ту-334. Это позволяет начать производство примерно через полтора-два года после начала испытаний Ту-334 при условии соответствующей финансовой поддержки. Помимо Д-436Т2, могут быть установлены и другие двигатели, в том числе иностранные. В конце 1999 года было составлено технико-экономическое обоснование для самолёта и эскизный проект, а также строился макет.
Ту-130 и Ту-136
Проект Ту-130 был разработан в 1990-х годах как грузовой/пассажирский самолёт для местных и магистральных авиалиний.
Он может быть переоборудован в различные грузовые/пассажирские варианты во время эксплуатации и независимо от инфраструктуры аэропорта
При необходимости он может служить пассажирским самолётом на вылетном рейсе и грузовым самолётом на обратном рейсе. Это повышает его коммерческую эффективность, а большая вместимость грузового отсека должна облегчить перевозку грузов низкой плотности. Рассматривались чисто пассажирские и грузовые варианты. Ту-130 предназначен для замены Ан-28.
Ту-130 — это самолёт с высокорасположенным крылом и двумя турбовинтовыми двигателями Климова ТВ7-117С мощностью 2500–3000 л. с.
Также была подготовлена версия с двигателями, работающими на сжиженном природном газе, с баками для СПГ, расположенными над хвостовой частью фюзеляжа. Эта версия получила обозначение Ту-136 (Ту-130ГАЗ). Предполагаемые характеристики обеих версий представлены на противоположной странице. В настоящее время ни проект Ту-130, ни проект Ту-136 не получили дальнейшего развития.
Ту-136, грузовой самолёт (проект)
Во второй половине 1990-х годов компания «Туполев» АНТК сосредоточился на аналогичном проекте самолёта, но с оригинальной конструкцией «дубль-самолёт», которая во многом соответствует требованиям использования СПГ в качестве топлива. Этот новый проект, как и предыдущая версия Ту-130 на СПГ, получил обозначение Ту-136. Ту-136 разрабатывается в АНТК «Туполев» как региональная система воздушного транспорта с использованием криогенного топлива. Основное назначение самолёта — использование на внутренних воздушных маршрутах с небольшими турбовинтовыми самолётами, работающими на криогенном топливе, для обслуживания северных районов европейской части России, Сибири и Дальнего Востока. Ту-136 предназначен для перевозки 53 пассажиров (с шагом кресел 810 мм) или 5 тонн груза на расстояние до 2000 км. Основные характеристики Ту-136:
• высокоэффективный и конкурентоспособный самолёт для региональных авиаперевозок;
• использование как криогенного топлива (СПГ), так и керосина;
• безопасность и комфорт при эксплуатации и техническом обслуживании;
• высокая топливная экономичность и экологическая приемлемость;
• максимальное использование существующей инфраструктуры для эксплуатации и технического обслуживания;
• быстрая конвертация из пассажирской в грузовую версию;
• широкий спектр опций в соответствии с требованиями оператора.
Компания «Туполев» изучила следующие варианты применения и рекомендует их потенциальным операторам:
• пассажирские и грузовые перевозки на маршрутах протяженностью до 2000 км;
• эксплуатация с аэродромов любой категории, в том числе грунтовых;
• использование на маршрутах, связывающих столицы регионов России;
• использование на пассажирских или грузовых маршрутах, обслуживающих центры добычи природного газа;
• мониторинг основных газопроводов на севере России и в Сибири;
• использование в других странах с развитой инфраструктурой добычи природного газа (Ближний и Средний Восток);
• использование в качестве дешёвого экспериментального самолёта для исследования возможности использования в будущем альтернативных видов авиационного топлива, таких как метан и водород.
Проектные характеристики Ту-136
Двигатели 2xТВ7-117СФ
Мощность 2 x 3260 л. с.
Длина 22,75 м
Размах крыла (переднее крыло) 8,638 м
Размах крыла (основное крыло) 21,776 м
Высота 8,15 м
Площадь крыла (передние крылья) 19,97 м2
Площадь крыла (основные крылья) 41,85 м2
Общая площадь крыла 61,82 м2
Максимальная взлетная масса 20 тонн
Максимальная полезная нагрузка 5 тонн
Максимальная загрузка СПГ/LH2 3680/606 кг
Максимальная загрузка керосином 4320 кг
Крейсерская скорость 500 км/ч
Крейсерская высота 7200 м
Дальность полёта с 5-тонной полезной нагрузкой 2000 км
Требуемая длина взлётно-посадочной полосы 1800 м
Пассажировместимость 53 человека
Расход топлива при 53 пассажирах 20 г/место-км
Аэродинамическая компоновка Ту-136 учитывает особенности системы криогенного топлива, что привело к нетрадиционной конфигурации самолёта с тандемным расположением крыльев или «двухпланной» конфигурации, которая логично включает в себя баки для СПГ большой ёмкости. Впервые такая конфигурация была применена в проекте C-Prop для самолёта, похожих по функциям на Ту-136, но гораздо меньших размеров. Базовая конструкция планера освобождает крылья и фюзеляж от воздействия аэродинамической и весовой нагрузки. Топливные баки и гондолы двигателей имеют одинаковое поперечное сечение и опираются на одни и те же пилоны, образуя единое аэродинамическое целое. Все это способствовало достижению максимальной скорости 0,45 Мах и максимального соотношения подъемной силы к лобовому сопротивлению 14,5 (эти показатели подтверждены расчетами и испытаниями в аэродинамической трубе).
Двери для трапа облегчают эксплуатацию Ту-136, а его универсальное пассажирское/грузовое применение требует наличия задней погрузочной рампы, а также багажного отсека. Рампа может использоваться для погрузки стандартных поддонов, колесных транспортных средств и других крупногабаритных грузов. Ту-136 оснащен двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ мощностью 3260 л. с., которые могут работать на керосине или на криогенном топливе.
В качестве альтернативы могут быть установлены двигатели Pratt & Whitney Canada PW 150/2 мощностью 3600 л. с.
Эффективная аэродинамика и система двойного топлива делают Ту-136 очень экономичным самолётом с заметно более низкими эксплуатационными расходами по сравнению с самолётами, использующими обычное топливо. В дополнение к этому, Ту-136 также обладает преимуществами, заключающимися в снижении токсичных выбросов и стоимости криогенного топлива. АНТК "Туполев" провел анализ рынка региональных грузовых самолетов грузоподъемностью около 5 тонн на дальность полета 2000 км на примере Ту-136. Потребность в замене устаревших авиалайнеров Ан-24, потенциальный рост объёмов авиаперевозок и экспорта за рубеж в связи с развитием региональных перевозок означало, что будет востребовано 500 таких самолётов. ТАНТК имени Туполева проанализировал Ту-136 и всю систему воздушного транспорта, модели были испытаны в аэродинамических трубах, и подготовлен материал для дальнейшей разработки проекта.
Грузопассажирский самолёт C-Prop (проект)
Работе над Ту-136 предшествовал проект криогенного грузового/ пассажирского самолёта, похожего на Ту-130 и Ту-136, но вдвое меньшего размера и веса. Обозначение ОКБ для этого проекта было C-Prop (C — «криогенный»).
Технические характеристики C-Prop
Длина 17,0 м
Размах крыльев 20,0 м
Высота 6,3 м
Площадь крыла 40,3 м2
Взлётная масса 8600 кг
Полезная нагрузка 2500 кг
Крейсерская скорость 450 км/ч
Дальность полёта (с 18 пассажирами) 1200 км
Требуемая длина взлётно-посадочной полосы 620 м
Ту-20, Ту-2000 региональный авиалайнер и бизнес-самолёт (проект)
В начале 1990-х годов руководство АНТК «Туполев» проанализировало перспективы гражданской авиации в России и решило обратиться к совершенно новому для России классу самолётов. Его целью было создание сравнительно небольшого бизнес-самолёта, способного перевозить около 20 пассажиров на расстояние до 2000 км. Это может объяснить первоначальное обозначение Ту-2000, которое позже было перенесено на совершенно другой проект. Под руководством главного конструктора В. М. Дмитриева, который возглавил эту новую программу, посвящённую региональным и бизнес-самолётам, сотрудники не теряли времени и подготовили эскизный проект и
такая машина, которая в итоге получила обозначение Ту-20. Предлагался сравнительно небольшой самолёт с размахом крыльев 18,25 м, длиной фюзеляжа 18,3 м и взлётной массой 9000–9500 кг. У него были низко расположенные крылья умеренной стреловидности, и он должен был оснащаться двумя двигателями мощностью 1500 л. с. Турбовентиляторные двигатели PT6A-67 с толкающими винтами, установленными на пилонах, прикреплённых к задней части фюзеляжа. Ту-20 должен был выпускаться в 8-местной версии VIR, 11-местной представительской и 19-местной региональной версиях и оснащаться самыми современными интегрированными цифровыми системами авионики.
Продолжение следует…
Поддержите канал-поставьте лайк.