Те, кто любят баню, знают, что хорошая мочалка – вещь незаменимая. А самая лучшая из всех – это пенополиуретан из топливного бака самолёта! Сейчас такие мочалки уже можно купить в магазинах, но в начале 90-х о них и не слышали. Нам этот секрет открыл лётчик-испытатель из Луховиц.
Кооператоры — авиаторы
Было это в непростые времена, когда под присмотром американцев мы резали собственное вооружение, а военные заводы массово перепрофилировались на гражданские рельсы. В Луховицах, где до этого выпускали МиГ-23, а потом МиГ-29, вместо кастрюль решили попробовать выпускать самолёты для малой авиации.
И вот наши предприимчивые кооператоры, тогда их ещё не называли бизнесменами, прикупили парочку таких машин – для опыления полей гербицидами, в пользу сельскому хозяйству, а вернее зарождающемуся классу фермеров.
Я видел эти полёты – жуть! Самолётик биплан несётся на высоте одного метра, с огибанием рельефа, причём не на автомате, за ним тянется облако химии. В конце поля – свечкой метров на 20–30, разворот, и снова в атаку. У меня мурашки по коже, а ребята из бывшего ДОСААФ летают и даже не потеют.
Я спросил, как они так низко держатся. Отвечают:
— Да мы на воздушной подушке!
Прям как экранопланы, но те то над водой, там ровно, а поля не всегда ровные.
Я сам не летал с огибанием рельефа. На МиГ-23, правда, стоял «увод с опасной высоты». Как то раз я почувствовал его действие. Это ещё на Сахалине было. Дали мне маршрут на 100 метров для проверки средств ПВО. Я поставил «увод» на 70. И когда пересекал реку Поронай, он у меня сработал, «выбросил» вверх. Я так понял там, как обычно на реках, один берег был низкий, а другой высокий, вот и сработало.
Эксперимент с опыление на самолётах, правда, продлился не долго. Пару сезонов поработали, но один самолёт, всё же зацепил землю, кувыркнулся. Машина – в хлам, лётчик, слава богу, отделался лёгким испугом. Второй самолёт просто выработал свой ресурс и, видимо, так и закончил потом свой век где-то в ангаре. Малую авиацию начали зажимать, летать стало сложнее, и тема сама собой сошла на нет.
Ну а теперь про мочалки
Когда кооператоры купили самолёты, из Луховиц приехал лётчик-испытатель – учить, выдавать допуска и всё такое. Хотя бесстрашные парни из ДОСААФ уже вовсю летали, но положено – значит, положено.
Встретили его как полагается: баня, шашлыки, всё по классике. И вот в бане он достаёт свою мочалку – полоску пенополиуретана из бака самолёта. Тогда таких в магазинах не продавали. Дал нам попробовать – зараз мировых, которые к нам позже пришли, тогда не боялись.
Ощущения – огонь! Дерёт отлично, смывает всю грязь за раз. И главное – у него с собой была двухметровая лента шириной сантиметров десять. Видимо, припас специально. Ещё даже керосином пахла! Нам он её и презентовал. Мне достался кусочек сантиметров пятнадцать – долго я им пользовался, пока не истёрся в труху.
Вместо матраса в бак
Почему вспомнил? Недавно читал про Су-25 – говорят, на нём впервые начали использовать пенополиуретан в баках, чтобы предотвратить образование паров керосина. Если в такой бак попадает снаряд, топливо не воспламеняется. Проверено – керосин через него стекает полностью. Я пробовал на воде: мочалка просто мокрая, но ничего не впитывает!
Интересно, что в СССР пенополиуретан тогда не производили – закупали через подставные фирмы за границей, якобы для производства матрасов, которые тогда тоже в моду входили вместо ватных.
Попробуйте сами! Мочалка похожа на поролоновую, только с крупными дырками. Воды не впитывает, зато грязь сдирает будь здоров!
Потом напишите, как вам – понравилось или нет.
Советую прочитать ещё: