Найти в Дзене

Типы лодок

Оглавление

Канонерские лодки

Галеры, суть самые величайшие суда в гребном флоте; но они больше для перевоза войск нежели для сражения удобны. Существенную же силу сего флота составляют плавучие батареи, канонерские лодки и иолы, которых вооружение есть самое простое. На батареях и лодках бывает две, а на иолах одна мачта без бушприта. Сии мачты весьма удобно ставить и снимать можно. На каждой из них поднимается один прямой парус, и к ним прибавляется кливер.

Гамалея Платон Опыт морской практики - Санкт-Петербург : Морская типография, 1804. - Т. 1, стр. 238-239

Канонерская Лодка, имя сущ. жен. — Военное Гребное Судно, с одною, иногда и двумя пушками, 18-ти, 24-х, и 56-ти фунтового Калибра, весьма удобное для действия между островов, каменьев и для защиты берега, или, когда нужно для очищения оного от Неприятеля.

Шишков А. С. Морской словарь, содержащий объяснение всех названий, употребляемых в морском искусстве - Санкт-Петербург : Ученым комитетом главного морского штаба его императорского величества, 1832, стр. 58

Канонерская лодка. Военное гребное судно с одною или двумя пушками.

Второе отделение Императорской Академии Наук Словарь церковно-славянского и русского языка Т. 2 - Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии Наук, 1847, стр. 159

Канонерская лодка, военное гребное судно, с одною, двумя и тремя пушками 18-ти, 24-х и 36 ти-фунтового калибра, которыми действуют с носу и с кормы; весьма удобно для действия между островов, и для защиты берега.

Старчевский А. Справочный энциклопедический словарь Т. 5 - Санкт-Петербург : К. Крайя, 1847, стр. 484

Канонерская лодка или канонерка ж. гребное либо паровое судно, с одним, с двумя, тремя орудиями большого калибра.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка - Москва : тип. А. Семена, 1865. - Т. 2, стр. 701

Канонерская лодка, от слова канонер. — Гребное или паровое судно, вооруженное пушками большого калибра.

Михельсон Объяснение 25000 иностранных слов , вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней - Москва : Манухина А. И., 1865, стр. 260

Канонирская лодка, трехмачтовое, военное, вооруженное 24 пушками, судно, назначаемое для действия в реках, на мелководье и у берегов, для высадки десанта; может нападать на неприятельские суда, ходит и в открытое море. Ныне введены паровые К. л.

Клюшников В. Всенаучный энциклопедический словарь - Санкт-Петербург: Х. К. Небе, 1878. - Т. Часть I. А.—Л, стр. 851

Канонерские лодки, заменившие галеры, введены были известным шведским кораблестроителем Чампаном в 1760 году. На них ставили 2 и 3 большого калибра пушки на носу и корме. Вооружение состояло из двух съёмных мачт с четырёхугольными люгерными парусами. Лодки были палубные. Команда помещалась на палубе под тентами.

Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно - Москва : Типография Л. Ф. Снегирева, 1880. - Т. 2, стр. 118

Канонерская лодка — небольшое военное судно, мелко сидящее в воде, вооруженное орудиями большого калибра и назначенное для обороны берегов и военных действий в реках и озерах. Впервые введены французами в XVII стол., при бомбардировании Дюнкирхена, в виде 30-40-вес. шлюпок с 2-3 большими пушками; затем приняты англичанами, голландцами и др. В 1805 г. Наполеон I велел построить несколько сот К. лодок, чтобы сделать нашествие на Англию, но возникшая в это время континентальная война не дала ему окончить предприятие. Представляя незначительную цель для неприятельских выстрелов, К. лодки могли нанести большой вред своими большекалиберными орудиями, а небольшое углубление позволяло им скрываться в такие места, куда большие корабли не имели доступа. В России К. лодки были введены в начале XIX стол.; сначала это были гребные суда дл. 60-80', с 1-2 тяжелыми пушками. По введении парового двигателя во флот их стали делать паровыми (винтовыми), увеличили их размеры, артиллерию ограничили одним носовым орудием большого калибра (до 12") и несколькими скорострелками. Корпус К. лодки сперва строился из дерева, затем из железа или из того и другого вместе (смешанная постройка). Машины ставились горизонтального типа, сперва одновинтовые, затем везде двухвинтовые. В настоящее время этого типа имеются следующие К. лодки: "Щит" (1856 года, деревянный); "Ерш" (1874); "Бурун", "Туча", "Вихрь", "Дождь", "Град", "Снег" (учебное судно для воспитанников технического учил. морск. ведом.), "Гроза", "Буря" (1879-1881 г., смешанной постройки). Длина их 100' — 120', шир. 22' — 38', водоизмещение — 200-400 тонн; скорость хода 7-9,5 узла (узел = 1 ¾ в.) в час. Все 10 принадлежат к Балтийскому флоту и наз. "К. лодками береговой обороны". Другой тип — "мореходные К. лодки". Из них в 1884-85 гг. построены "Бобр" и "Сивуч" (Сибирской флотилии); длина их — 187 ½', шир. — 35', угл. — 9 ½', водоизмещ. — 950 тон. Артиллерия: одно 9" орудие в носу, одно 6" в корме, шесть — 9-фунтовых и пять скорострельных пушек; скорость = 12 узл. Жизненные части защищены 1" броневой выпуклой палубой. Вооружение бриговое, с подъемным бушпритом. В 1886-87 гг. построены для Сибирской флотилии "Кореец" и "Маньчжур", для Черноморского флота — "Запорожец", "Уралец", "Донец", "Терец" и "Кубанец". Эти лодки — дл. 210', шир. 35', угл. 11', водоизмещ. 1224 тонн., скорость 13-14 узл. Артиллерия: два 8" орудия в носу, на бортовых выступах, 1-6" в корме и 6 или 7 скорострельных пушек. Вооружение трехмачтовой шхуны, с прямыми парусами на фок-мачте. Броня такая же, как и у предыдущих К. лодок. В 1890-1892 г. для Балтийского флота построены три К. лодки с более совершенной защитой: "Грозящий", "Гремящий" и "Отважный". Водоизмещение увеличено до 1492 тон., дл. — 223', шир. 41½', угл. — 11', скорость хода ок. 13 узлов. Парусность снята. По грузовой ватерлинии расположен по борту пояс брони толщин. 5". На ¼ длины в носу нет бортовой брони, а подводные части защищены от снарядов и осколков, падающих сверху, выпуклой броневой палубой толщ. 1½". Артиллерия состоит из одного 9" орудия в носу, одного 6" в корме и 8-10 скорострелок. Строящаяся в настоящее время в СПб. новая К. лодка имеет подобную же конструкцию, за исключением носового 9" орудия, которое заменено 2-мя 8" орудиями на бортовых выступах. Минное вооружение у К. лодки типа "Кореец" и "Грозящий" состоит из одной минной пушки, стреляющей в нос. Речные и озерные К. лодки отличаются от морских: 1) еще меньшим углублением, вследствие чего винт большей частью заменен кормовым колесом; 2) артиллерией, состоящей исключительно из скорострелок. Имеются: в России — 1, на Аральском озере(в распоряжении военного ведомства); в Англии, Франции и Германии — в колониях.

Брокгауз и Ефрон Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Спасательная лодка

Спасательные лодки бывают различных величин и различных конструкций, смотря потому какого свойства берега, около которых им суждено исполнять свою многотрудную службу. Каждая лодка, как бы хорошо ни была она устроена, может быть опрокинута громадным и весьма неправильным прибрежным волнением, почему их устраивают большею частью таким образом, чтобы запрокинувшись они могли сами собой принимать первоначальное свое положение; это достигается посредством приличной ширины и соответствующего размещения внутри лодки воздушных ящиков и балласта, последним служит железный фальшкиль, а ящики располагаются таким образом, чтобы по возможности уменьшить внутренне пространство, доступное для внешней воды и удалением ее от бортов и оконечностей. Такие лодки называются самовыпрямляющимися или самовозстановляющимися. … Длина лодок от 28 до 46 фут. Такую длину им дают нарочно для более просторного размещения гребцов, так как они сидят на банках в непромокаемой одежде и непременно с надетыми плавательными пробковыми поясами. Гуттаперча зимою скоро портится, почему и не употребляется.

Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно [Книга]. - Москва : Типография Л. Ф. Снегирева, 1880. - Т. 2, стр. 357

Спасательные лодки строятся преимущественно из красного дерева, не для роскоши, а для прочности, с двойной обшивкой, положенной диагонально на крест, т. е. если внутренняя идёт от оконечностей к миделю, то наружная кладется в обратном направлении. Ящики бывают деревянные и из гальванизованного железа. Число нижних или трюмных ящиков бывает до 14, а бортовых до 6. Такое большое число ящиков делается потому, что они подвержены частой порче, а потому лучше, чтобы испортился один или два маленьких, чем один большой.
Прилагаемый рисунок 59 снят с лодки, получившей на Лондонской выставке премию. Длина ее 33.8 ф., ширина 9.2, осадка в воде 2.2 ф. при том условии, что в ней будут сидеть 30 человек, в том числе 12 гребцов и рулевой. Лодка вся деревянная, кроме киля, он железный. Для балласта устроены внизу глухие водяные ящики, обозначенные на рисунке горизонтальными чертами и железный фальшкиль. Чрез ящики проходят сквозные трубки, при помощи которых вода, попадающая в лодку, вытекает в наружу, после чего клапан закрывается давлением внешней воды; для непотопляемости и самовыпрямления устроены воздушные ящики, оттененные на рисунке вертикальными штрихами и по бортам пробковый пояс. На лодке, при благоприятных ветрах, ставятся две мачты с шпринтовными парусами.
Там, где морское или озерное прибрежье и реки замерзают, нередко случается, что ветром ломает лёд и люди, попавшие в это время на оторванные льдины, уносятся в море, либо озеро, либо, как напр. на реках, увлекаются течением и гибнут. Для спасения людей, подвергшихся таким несчастиям, на спасательных станциях содержатся особые лодки с подделанными под ними полозьями, как на санях. Такие лодки, для легкости в их перевозке делаются величиною не более 15 ф. в длину, 5 ф. ширины и 1 ½ ф. глубины. Заметя людей, терпящих бедствие, лодку везут к месту происшествия на полозьях, полыньи переплывают на ней и добираются таким образом до места бедствия.

Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно [Книга]. - Москва : Типография Л. Ф. Снегирева, 1880. - Т. 2, стр. 358-359

Спасательная лодка черт. 4, стр. 18
Спасательная лодка черт. 4, стр. 18
Помимо обычных спасательных шлюпок применяются также спасательные лодки полускладные с откидывающейся верхней частью бортов. Такие шлюпки состоят из построенной обычным образом (с диагональной обшивкой) нижней части и поднимающейся верхней части—рам с натянутой на них парусиной или сплошных рам легкого дерева. Они занимают в сложенном виде очень мало места на палубе, где устанавливаются друг на друга. Поднимающиеся борта их делаются совершенно водонепроницаемыми.
Помещаем чертеж (черт. 4) подобной шлюпки, имеющей водонепроницаемые поперечные переборки и воздушные ящики.
Длина 8,00 м.
Ширина наиб. 2,4 м.
Высота 0,42 м.
Общая высота с поднятыми фальшбортами 1,02 м.

Шедлиг Ф. Постройка шлюпок. (Гребные, парусные и моторные судовые шлюпки...). Часть I - [б.м.] : Центральное бюро по морскому судостроению Главметалла, стр. 18

Кусовая лодка

Астраханские жители с давних времен занимаясь почти одним только рыболовством, весьма сведущи в построении сих вообще судов, тем паче, что им предоставлена в строении свобода для поспешествования рыбному промыслу. Они выдумали, между прочими судами, морские, легкие, палубные суда, известные под именем кусовых лодок (На сих судах обыкновенно ловят белугу посредством снасти с большими многочисленными крючками, на которые насаживаются куски той же рыбы или целую мелкую рыбу, от чего и получили название кусовых лодок. Длиною бывают они от 36 до 56 футов и нередко употребляются для переходов к тюленьим островам вообще), которые, будучи порожни, хотя и кажутся быть валкими; но когда положен будет в них надлежащий груз, пока углубятся от 3 до 4 ½ футов: то получают достаточную остойчивость, лучший ход при всех случаях, хорошо слушаются руля и легко восходят на валы. Они могут назваться первыми ходоками на Каспийском море.
На сих судах обыкновенно ловят белугу посредством снасти с большими многочисленными крючками, на которые насаживаются куски той же рыбы или целую мелкую рыбу, от чего и получили название кусовых лодок. Длиною бывают они от 36 до 56 футов и нередко употребляются для переходов к тюленьим островам вообще.

О затруднениях плавания на Каспийском море - Санкт-Петербург : Свиньин Павел, 1820 г.. - №6 Октябрь : Т. Часть 3, стр. 174

Кусовая Мангышлакская лодка

Кусовая Мангышлакская лодка получила свое название потому, что, отправляясь на ловлю рыбы, промышленники забирают с собою наживу, разрезая ее на куски, что называется ловить на кус, отсюда и произошло слово кусовая, а Мангышлакская зовется потому, что ходит также в Мангышлак с товарами. Длина 50 — 60 фут, ширина 12—16 ф., вышина 8—9 ½ ф., с грузом сидит в воде 4—5 ф. и может поднять его 3—7 тысяч пудов. Такие лодки строят и в Астрахани, и по Волге в Балахне и Нижнем. Кусовые лодки, как описываемая, также живодные и свойские, имеют общий тип отличный от сейчас перечисленных по своим хорошим мореходным качествам. Обводы линий корпуса имеют согласную и довольно правильную кривизну, оконечности более остры чем на предыдущих, нос несколько вздёрнут. Они хорошо лавируют; в бакштаг ходят до 10 узлов и очень спокойны на волнении. Рыболовы называют их почему-то богопротивницами. В набор этих судов входят поворотные шпангоуты, вставляемые, впрочем, после того как на судно положена наружная обшивка. Вообще, в скреплении членов заметно более тщательности и сноровки, хотя печь такая же кирпичная. Корма не имеет навеса. Якорей два по 25 пуд. и с канатами в 100 и 120 с аж. Рангоут состоит из двух мачт однодеревок. Передняя (большая) гораздо выше задней (бизань); гафели иногда на обоих, а иногда только на бизань-мачте, на передней поднимается большой парус (топ), привязанный к топ-рею, который бросопится таньгами (брасы). Сверх топа поднимается брам-топ. На бушприте поднимается кливер, на переднем гафеле, а иногда и на штаге поднимается грот, а на заднем—бизань. Людей бывает 5—8 человек. К числу особенностей этих лодок следует прибавить, что к внешней части форштевня прикрепляется ледорез, — брус, идущий от киля на 2/3 высоты форштевня. Он оканчивается или завитком, или фигурой лошади, либо дракона. Наружная обшивка покрывается смолою. При кусовых лодках имеются шлюпки для сообщений с берегом.

Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно [Книга]. - Москва : Типография Л. Ф. Снегирева, 1880. - Т. 2, стр. 537-538

Живодная кусовая лодка

Богопротивница ж. астрх. шутч. кусовая лодка, которая ходит круто, против ветра.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Книга]. - Москва : тип. А. Семена, 1863. - Т. 1, стр. 93

Кусовая лодка, кусовая ж. кусовое (судно) ср. касп. быв. трех родов: морская кусовая, дл. 10—13 саж. в разносе (шириной) 3 саж. подымает до 25 т. пуд. Ловецкая, дл. 3—4 саж. шир. 1 ½ саж. Живодная, от коей и самое названье кусовой, потому что в ней возят живую воблу, для ловли белуг на кус, кусовою снастью, для этого вся средина ее занята чаном, садком, со сквозными прорезами, и лодка держится на воде только кормою и носом. Эта кусовая с закроем (с палубой), под закроем трюм, носовая половила канфуз, кормовая кормушка, тут палуба делает уступ вниз, для рулевого, руль привешен на отлете; нос вздернут выше; мачта одна, большой прямой парус топ (по морск. грот), над ним брамтоп (морс. марсель), впереди косой грот (морс. гротстаксель), на носу кливер, на корме бизань (море. то же).

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Книга]. - Москва : тип. А. Семена, 1865. - Т. 2, стр. 830

-2
Живодная кусовая лодка (ф. 90). Общий характер этого судна сейчас был объяснён. Размеры их 36—40 ф. в длину, 8 —10 ф. в ширину и 5 — 6 ф. в вышину. Грузу поднимает от 900 — 2000 пудов, углубляясь при том 2 ½— 3 ½ ф. Суда этого рода, строящиеся на Безпутинской ватаге, считаются лучшими по прочности и мореходным качествам, они обходятся от 400 — 600 рублей и служат 12—20 лет. Палуба, начинаясь с кормы не доходит до форштевня на 5 ф., на этом пространстве устраивается рундук, служащий помещением для разных судовых запасов. На таком же расстоянии устраивается глухая проконопаченная переборка поперёк судна, от которой до трюма, дно посыпается землей и на ней сложен кирпичный очаг для варки кушанья. В это отделение входят через люк; оно же служит и для помещения команды. В палубу над трюмом врезывается большой чан (садок); в нём держится мелкая живая рыба, для насаживания на крючья. Способ такого лова называется: ловить на живодь, от чего и лодка получила название живодной. Вода в чану меняется, старая выкачивается помпой, а новая впускается из за борта чрез трубу. Пойманная рыба хранится в трюме на земле, насыпанной на дно. Если же трюм полон, то рыбу сажают в чан.
Кусовая лодка в безветрие ходит на вёслах, выкидывая их по 2 и 4; руль навесный. На кусовых лодках охотятся также и на тюленей. Стада этих животных выползают в известное время дня на береговые отмели. Промышленники, завидя стадо, спешат к нему, бьют сколько успеют; затем торопятся к другой отмели чтобы застать на ней другое стадо и т. д. Понятно, что для такой поспешной работы требуются суда большой скорости, —мастера старались друг перед другом в их совершенствовании и выработали удовлетворительный тип этого рода судов, которые в настоящее время известны под местным именем реюшек, о них будет сказано ниже.

Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно [Книга]. - Москва : Типография Л. Ф. Снегирева, 1880. - Т. 2, стр. 539-540

Свойская лодка

Свойская-лодка, касп. вобще рыболовп. лодка поболее эмбенской, длн. 11 арш., шир. 3 ½, вышн. 10 четвертей, подымает до 300 пуд., с крытым баком, полупалубой, закроем на носу.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Книга]. - Москва : тип. т. Рис, 1866. - Т. 4, стр. 139

Свойская лодка тоже что и живодная кусовая, а название свойской получила в отличие от кусовых потому, что кусовые принадлежат крупным рыбопромышленникам, а свойские составляют собственность небогатых людей, работающих прямо на себя на собственной лодке, с собственными рыболовными снарядами! Все отличие в том, что они несколько меньше и потому обходятся дешевле, около 30—70 рублей. Не имеют сплошных палуб, а только крытые ют и бак. При всех вообще лодках держатся небольшие лодочки для сообщений с берегом. Так как улов на этих лодках больше производится по прибрежьям, то кроме весел они имеют несколько шестов чтобы толкаться по мелководьям. Сидят они в воде в грузу не более 1 ½ фут, ходят очень быстро и имеют всего два рейковых паруса, поднимаемых на двух мачтах однодеревках. На них не бывает более 4 человек, в том числе один калмык в роде чернорабочего.
Здесь кстати сказать, что маломерные расшивы, живодные кусовые и свойские лодки, плавая более в виду северных берегов Каспия, называются вообще эмбенскими судами.

Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно [Книга]. - Москва : Типография Л. Ф. Снегирева, 1880. - Т. 2, стр. 540-541

Свойская лодка — большое беспалубное судно, употребляемое на Каспийском море при лове красной рыбы в "чернях", т. е. в прибрежных частях моря и близ островов.

Брокгауз и Ефрон Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Шкоутная судовая лодка

Шкоутная судовая лодка есть обыкновенная, беспалубная лодка, длиною 18—30 ф. с плоской кормой. Строится в Астрахани и Баку, имеет от 8—14 весел и три съёмные мачты однодеревки; парусность состоит из рейковых парусов и кливера, похожа на люгерную (ф. 11). Подводная часть смолится, а надводная и весла красятся преимущественно зеленой краской.
-3

Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно [Книга]. - Москва : Типография Л. Ф. Снегирева, 1880., стр. 542

Косная лодка (коснушка)

Косная — небольшая выездная лодка при старинных судах, сохранившаяся теперь только при коломенках.

Брокгауз и Ефрон Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

…строится 18—30 ф. длины и есть самая большая по размерам; остальные же не превышают 28 ф. Поднимают грузу 25—100 пуд. и сидят при этом не глубже 2 ф.; ценность от 10—70 руб. с полной оснасткой.

Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно [Книга]. - Москва : Типография Л. Ф. Снегирева, 1880., стр. 542

-4
Косная лодка, коснушка (ф. 92) устроена также, как и свойская лодка и разнится только внутренним размещением, состоящим в том, что в корме поставлена переборка, отделяющая помещение для кормщика длиною в 2 ½ ф., а по бокам его устроены рундуки для провизии и клади; в средине кормы от переборки к носу лодка накрывается навесом для пассажиров. Далее идут банки для 4—12 и более гребцов. На малых лодках гребцы работают двумя веслами, а на больших по одному, более из калмыков. Кормщики более русские или татары. На лодке ставят две мачты со шпринтовными парусами. Лодки эти очень легки на ходу, как на вёслах, так и под парусами ж употребляются ватажными смотрителями для наблюдений за правильным уловом, так как нередко случается, что промышленники ловят рыбу в чужих участках или обирают чужие сети, и т. п. злоупотреблениями. В народе существует предание, что быстроходные коснушки ведут свое начало от времён Стеньки Разина, впервые им построенные для быстрых и нечаянных набегов, а между жителями южного волжского прибрежья есть поверье, что будто около Шареного бугра (в 7 верстах от Астрахани) зарыты Стенькой три косных лодки с золотом, серебром и разным драгоценным оружием. В некоторых поволжских песнях о Стеньке упоминается, как «снаряжал он во Царицыне косну-лодочку».

Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно [Книга]. - Москва : Типография Л. Ф. Снегирева, 1880, стр. 544-545

Лодка

Другой тип судна, плавающего по Днестру, — это лодка с острым носом и тупою кормой, имеющая в плане треугольное очертание; их плавает на Днестре до 100 штук.
Длина таких лодок от 6 до 10 сажен, ширина от 1 ½ до 3 сажен, высота бортов от 1 до 2 аршин, а осадка порожней лодки 2—3 вершка. При осадке в 14—16 вершков, такие лодки поднимают от 800 до 3.000 пудов груза.
Эти лодки плавают в верхней части реки, главным образом между Старой Ушицей и Могилевом. Иногда они поднимаются и до устья Смотрича, но сравнительно редко, а выше этой пристани плавают только 6 лодок, возящих гипс из Перебийвовцев.
Лодки спускаются вниз сплавом, при чем управляются шестами; для сплава их не требуется более 2-х человек. Вверх они поднимаются бичевою тягою, для чего счаливаются гусем по четыре штуки и тянутся четырьмя лошадьми.
Взводка лодки от Могилева до Старой Ушицы производится в 2 дня. Обратно для сплава требуется, смотря по воде, от одного до двух дней.
В последнее время па Днестре стали строить большие лодки с тупою кормою, имеющие длину 32 аршина и ширину 12 аршин; подъемность их с полным грузом до 5 тысяч пудов. Эти лодки предназначаются для плавания в средней части реки и сплавляются вниз таким же образом, как и паромы, а вверх взводятся счаленные по две кормами.
Они выстроены как бы с целью улучшения типа судна, но перед паромом ни в отношении передвижения, ни в отношении прочности, никаких преимуществ не представляют, между тем груза принимают меньше. Таким образом, в смысле прогресса, они значения не имеют.

Пузыревский Нестор Платонович Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий. Днестр, его описание и предложения об улучшении. - Санкт-Петербург : Типо-литография С. М. Муллер, 1902. - Т. Вып. I., стр. 115-116

Лодия, лодья, см. ладья, ладить. Лодка ж. —дочка, лодченка, гребное судно вообще, небольшое судно для речного и прибережного плаванья, см. косная, кусовая, ловецкая. Канонерская лодка, военное мелкое судно, с одною или двумя пушками большого калибра. Набойная лодка, с набоями, насадами, поднятыми бортами.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Книга]. - Москва : тип. А. Семена, 1865. - Т. 2, стр. 863

Полулодок

Полулодок. Озёрные суда этого тина строятся в уездах: Петрозаводском, Пудожском и Повенецком. Длина по палубе от 110 до 120 футов, а ширина от 14 до 30 ф. Грузу поднимает от 15,000 до 35,000 пуд., имея углубление при полном грузе от 5 до 9 футов. Стоимость с полным вооружением от 2,500 р. до 6,000 р. Полулодки строятся также, в Лодейнопольском уезде, длиною от 98 до 126 фут., а шириною 21—28 фут. При осадке в 4-8 фут. поднимают грузу от 10,000 до 25,000 пуд. и обходятся с полным вооружением от 1,500 до 4,000 р.

Иванов А. И. Материалы для статистики судостроения, судоплавания и пароходства [Книга]. - Петрозаводск : Олонецкие губернские ведомости, 1877, стр. 65

Полулодки и межеумки имеют грузоподъёмность до 30.000 пудов. Район их плавания исключительно нижний Волхов до порогов и назначение—служить для перевозки плиты с карьеров и ломок, расположенных ниже порогов.

Палицын Е. А. Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий. Озеро Ильмень и река Волхов, в связи с проектом шлюзования и использования энергии падения воды. [Книга]. - Санкт-Петербург : Типография Министерства Путей Сообщения, 1912. - Т. Выпуск XXIX, стр. 161

Озерная лодка

Озерная лодка. Построено было две, в Петрозаводском и Повенецком уездах. В первом — одна, длиною 135, шириною 33 ф., поднимающая грузу до 45,000 пуд. и стоящая 8,500 р. и во втором — одна, длиною 88 и шириною 21 фут. Последняя предназначена была для плавания по озеру Пальезеру, для перевозки материалов для вновь строящегося там частного горного завода.

Иванов А. И. Материалы для статистики судостроения, судоплавания и пароходства [Книга]. - Петрозаводск : Олонецкие губернские ведомости, 1877, стр. 65

Морская лодка

Лодки морские были липовые однодеревки до 7 l/2 саж. длины. На них для возвышения бортов набивались доски, называвшиеся ошивенными досками.

Боголюбов Н. История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно [Книга]. - Москва : Типография Л. Ф. Снегирева, 1880, стр. 410

Багровая лодка

Багровая лодка, касп. (бугровая?) прибережная рыбацкая, дл. 12 арш., шир. 3 арш.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - Москва : тип. А. Семена, 1863. - Т. 1, стр. 31

Канавная лодка

Канавная лодка, ходит по Тихвинс. каналу, подымая до 2000 пудов.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - Москва : тип. А. Семена, 1865. - Т. 2, стр. 700

Кедовская лодка

Набоина, Набойна, Осиновка, Осинка, Кедовская лодка — употребляемая на морских звериных промыслах (первых четырех названий на Устьинском, а последняя на Кедовском промысле) выдолбленная из осиновой колоды лодка 2 ¾ — З ½ сажени длины и в 2—3 аршина ширины, с набитыми на бортах, для возвышения их, одною или двумя досками, называемыми: набои, набойна, нашва, пришва, и с прибитыми снизу, для удобнейшего перетаскивания по льду, тремя креньями. Мез.

Подвысоцкий Александр Словарь областного Архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении. - Санкт-Петербург : Императорская Академия Наук, 1885, стр. 95

В Кедовских лодках прибивают к креньям так называемую ладыгу — полосу листового железа длиною около аршина и 10-ти вершков, а шириною в два дюйма. Помор.

Подвысоцкий Александр Словарь областного Архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении. - Санкт-Петербург : Императорская Академия Наук, 1885, стр. 74

Пентур — прикрепляемая поперег Кедовской лодки к бортам палка, за концы которой, при перетаскивании лодки по льду, промышленники поддерживают ее, чтобы не опрокинулась. Мез.

Подвысоцкий Александр Словарь областного Архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении. - Санкт-Петербург : Императорская Академия Наук, 1885, стр. 118

Распашная лодка

Распашная лодка, шлюбка, гичка, у коей оключины расшиты вразноряд, вразносад, вразбежку, через весло направо и налево; по одному гребцу рядом, с долгим, разносным, распашным веслом.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - Москва : тип. т. Рис, 1866. - Т. 4, стр. 57

Салмовая лодка (салмовка)

Салмовка или кусовая лодка — рыболовное килевое двухмачтовое судно длиною 3—5 саж., шириной до 1½ саж., глубины от палубы до киля 6 фут.; поднимает 700—12000 пд. Строится преимущественно в Балахнинском уезде Нижегородской губ., а также в Астрахани. Употребляется на Каспийском и Азовском морях.

Брокгауз и Ефрон Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Салмовая лодка и салмовка астрх. поменьше ловецкой, в роде косной или эмбенской.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - Москва : тип. т. Рис, 1866. - Т. 4, стр. 117

Стрельная, стрелебная, понойская лодка

Стрельная лодка — легкая лодка, которую удобно могут нести на плечах два человека; употребляется для стрелебного промысла (бой крупных морских животных (моржей, тюленей и пр.) из винтовок).

Брокгауз и Ефрон Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

стрельная, стрелебная (также: Понойская) лодка — легкая, в роде челнока, лодка в 4 ½ аршина длиною и в 1 аршин 9 вершков шириною, а весом не более 1 ½ — 2 ¼ пудов. Лодки эти, для удобнейшего перетаскивания по льду, снабжены крёньями и употребляются для стрелебного во время наледицы промысла у Терского берега. Повойскими называются они от с. Поной на том же берегу, где впервые были введены в употребление. Помор.

Подвысоцкий Александр Словарь областного Архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении [Книга]. - Санкт-Петербург : Императорская Академия Наук, 1885, стр. 166

Рыболовная лодка на Каспии

Рыболовная лодка почти то же самое, что известный у нас гальот. Построение оной со всеми принадлежностями стоит от 1250 до 1500 рублей, а длина оной от 4 до 7 сажен, ширина от 4 до 5 аршин, вышина от 2 до 3 аршин; она ходит в воде от 6 до 9 четвертей и поднимает груза от 300 до 600 пуд; лодка служит ловцам вместо дома, и помещает в себе все их имущество и все рыболовные орудия.

Отечественные записки 1828 г. № 36 стр. 222-223