Найти в Дзене

Как научиться подбирать мелодии на слух?

Оглавление
Юлия Кантонистова, музыкант, певица, продюсер, педагог по вокалу.
Юлия Кантонистова, музыкант, певица, продюсер, педагог по вокалу.

Скажу честно, дело это не простое. Но любое непростое дело можно разбить на части и все будет двигаться легче.

Если вы не знакомы с теорией музыки и как строится мелодия и гармония, то единственный способ - это "тыкание пальцем в небо" на основе слуха. Если он на данный момент есть. Дело это не очень-то благодарное, потому что от непонимания системы все происходящее теряет смысл, а уж если мелодия быстрее средней или там присутствуют мелизмы, пробежки по нотам или скольжения - то все становится еще более раздражающе-печальным.

Тем более что если и слух не развит так чтобы свободно повторять мелодию голосом, то тогда вообще руки опускаются. Еще и найти надо эту ноту на клавишах.

В общем, друзья, для полноценного и безболезненного подбора мелодий необходимо базовое знание теории музыки.

Итак, для подбора мелодий потребуется:

1. Простая песня.

Да именно простую песню надо взять для разбора. Не стоит хвататься за трудную джазовую мелодию, не нужно брать нагроможденную сложную мелодию. Простая мелодия всегда - повторяющаяся и в ней много одинаковых нот. И простая мелодия - не значит плохая песня или примитивная песня. Например легендарная соул-песня Била Уизерса "Aint No Sunshine" - очень простая. А детская песенка "От улыбки станет всем светлей" - очень сложная, не смотря на то что детская.

2. Минимальные основы теории музыки

Надо понять минимальные основы теории музыки - самую базу: построение мажорной / минорной гаммы, тональность, аккорд.

Сначала выясняем тональность. Допустим наша простая песня в тональности ля минор. Далее мы строим гамму в этой тональности и видим какие 7 клавиш мы будем нажимать. Остальные просто исключаем. Именно по этим семи нотам будет идти наша мелодия.

Не всегда, конечно. Поэтому я и говорю что нужно брать простую песню. Но могут быть и отклонения в простой мелодии тоже. Но это не важно. Все равно 90 процентов мелодии допустим, будет по известным нам клавишам. Это самое главное.

Гамма ля минор на пианино.
Гамма ля минор на пианино.

Итак, мы с вами исключили пять нот из нашей мелодии. Осталось семь. И вы знаете где искать вашу мелодию теперь.

Аккорды в этой тональности тож становятся очевидными, например ля-до-ми, си-ре-фа, до-ми-соль и так далее. Но это уже подбор гармонии. Если говорить о мелодии, то в принципе понимания гаммы для подбора вполне достаточно.

Итак мы уже не тыкаем ненужные ноты как попало, а знаем где искать.

3. Замедление песни и подбор

Замедляем песню достаточно сильно, можно даже на 0,5. Смотря какой изначальный темп песни. И начинаем слушать останавливать и искать нужную ноту на клавишах из той гаммы что у нас есть.

В мелодии наверняка будет встречаться первая нота - в нашем случае нота ля. Так как это тоника. Имейте это в виду.

Замечайте вот такие важные вещи:

1. Повторы. Где повторяются одинаковые фрагменты. Видьте их структуру. Так вы поможете себе не просто подобрать мелодию но и в принципе научиться подбирать, так как вы будете видеть паттерны.

2. Возвраты. Отмечайте где идет возврат, где вы снова начинаете слышать одну т ту же ноту, которую слышали ранее. Это распознавание знакомой уже вам ранее ноты поможет создать в мозге нужную нейронную связь, которая позволит вам в дальнейшем распознавать подобные возвраты быстрее.

3. Тоника. Я уже говорила про первую ноту. Замечайте когда мелодия приводит вас в нее. Когда вы словно по ощущениями приходите "домой".

4. Ощущайте движение вниз и движение вверх. Эта структурность поможет вам видеть мелодию в следующий раз быстрее.

4. Сделать подбор песен вашим регулярным занятием.

Подбор мелодий - это такой же навык как и многие другие и ему необходима тренировка. При ежедневных занятиях вы создаете более устойчивые соединения, по которым проходит электрический ток, вы просто напросто наращиваете себе навык в буквальном смысле. Клетки мозга растут и соединяются друг с другом. Поэтому через какое-то время вам становится легче, но не сразу.

И не торопитесь. Лучше что-то действительно понять как следует и на основе этого уже выстраивать свои умения, чем барахтаться в суете непонятного и переживать из-за этого. Всегда упрощайте задачу и идите вглубь, если что-то непонятно или пока еще трудно. Это в дальнейшем станет основой для легкости.

Вообще научиться слышать и воспроизводить мелодии голосом может каждый, кому-то это даётся сложнее, кому-то легче. У каждого свои слабые и сильные места.

Сделать свой слабый навык сильным можно при помощи тренировки. Все как в спорте. Тренировки мозга.

🟧 Именно это мы делаем на моей серии курсов «Интонирование». Учим свой мозг слышать звуки, петь чисто по нотам, ощущать строй и нестрой своего голоса - получая свободу в пении, не думая о том попал или не попал. Мелодии становятся вашими. Ознакомиться с курсом и отзывами моих учеников можно также здесь.

А базовую теорию музыки для начинающих я объясняю и мы тренируем ее на упражнениях в новом курсе 🟪 Курс “Теория музыки. Базовый”. Логично, просто и понятно мы подходим к базовым основам, которые дают вам понимание тональности, строения гамм, мажора, минора, аккордов и в конце курса вы можете уже даже самостоятельно понять состав песни и даже придумать свою. Уметь хорошо технически играть на пианино при этом не нужно. Достаточно понимания как все работает. Также с курсом можно ознакомиться здесь.

По вопросам курсов и индивидуальных консультаций пишите мне здесь.

💬 Какие у вас трудности при подборе мелодий и песен, друзья? Как обстоят дела с этим процессом? Пишите в комментариях! Будем разбираться вместе.

_______________
Школа вокала Юлии Кантонистовой
🔹
Телеграм канал
🔺
YouTube канал