Найти в Дзене

#Q1: Как выбирать наушники и на что смотрю я?

Оглавление

Тестирование.
Тестирование.

Вопрос из комментов

"Я давно хотел узнать, на что вы обращаете внимание при выборе новых наушников? Для меня одним из важных критериев является громкость. В интернет-магазинах, где я, как и многие другие, покупаю товары вслепую, этот параметр почему-то называют чувствительностью. В моих последних TWS она составляла всего 92 Дб. Этого было достаточно для использования на компьютере и телефоне, но на телевизоре Samsung громкости явно не хватало. Возможно, причина в особенностях эквалайзера. Пришлось приобрести другие наушники, которые оказались более громкими, басы — просто отпад, но высокие — как железом по стеклу — режут слух, хотя предыдущие были идеально сбалансированы по звучанию."

Ответ

Привет, Лео!

Вопрос очень многогранный, но постараюсь ответить на него так, чтобы это было полезно. Не обещаю, что ответ будет всеобъемлющим, ведь всегда можно забыть что-то упомянуть да и не хочется перегружать статью деталями. Тем не менее, все основные моменты я, постараюсь добавить.

Кодек и соединение

Когда тестирую TWS, первое на что смотрю - это чтобы после коннекта источника и наушников был включён высший поддерживаемый кодек: LDAC / AptX и т.д. Можно и с приложением Bluetooth Codec Changer поиграть, если нужно.

В моём случае, источник (Vivo X100 Ultra) поддерживает все основные кодеки, так что проверяю настройки, чтобы убедиться, что лучший в плане качества режим включён. Часто для этого нужно поставить родное приложение.

Проверяю так же стабильность сигнала:

a/ Через зимнюю куртку

b/ Во время воспроизведения ухожу в другую комнату, оставляя телефон играть. Оцениваю есть, или нет заикания и в какой момент они возникают.

О громкости

После этого обращаю внимание как раз на громкость, её протестировать быстрее всего, поэтому проверяю и сразу выставляю оценку. 

О шкале оценки

Она используется не только для оценки громкости, но общая для тестов всех характеристик.

Тут всё довольно просто, шкала от 1 до 10. Если взять громкость как пример:

. Критично негромкие наушники имеют оценку 4-5 (тише не встречал)

. Средней громкости 6-7.

. Громкие 8-9.

10 - стараюсь не ставить почти никакогда, резервирую десятку под что-то экстраординарное... Единицы, в прочем, тоже не бывает.

Окрас звучания

Переходя к самому звучанию, в первую очередь обращаю внимание на окрас и то насколько хорошо наушники сбалансированы.

Бывает, что есть перекосы в сторону НЧ, или наушники "ярчат".

Отмечаю это, впоследствии пытаюсь исправить EQ, если это необходимо (см. пункт об эквализации).

Если это жёсткая V-шка, где басы бубнят, ВЧ пилят, а вокал загнан под плинтус, то так и пишу. Об окрасе и прочих параметрах о которых упомяну ниже, можно прочесть тут:

Критерии оценки ВЧ/СЧ/НЧ

Как я упоминал, главный критерий оценки в любом диапазоне - это натуральность подачи живых инструментов играющих там. Некоторые отклонения, конечно, могут быть, но какой у них должен быть звук в среднем (плюс-минус) может понять каждый, кто их слушал вживую.

Часто бывает так, что инструмент играет сразу в нескольких диапазонах и те же ВЧ/НЧ/СЧ, кстати, можно разделить ещё на суб-диапазоны (см. статью по ссылке выше).

Если это так, тогда характер звучания инструмента накладывает свой опечаток на оценку каждого затронутого им диапазона.

Например, если скрипка в ВЧ играет хорошо, но ей не хватает басовой составляющей для того, чтобы играть полностью натурально - это снижает баллы НЧ-диапазону.

Для оценки всего этого используются композиции, обычно в формате FLAC, и вкупе они охватывают основные жанры, звуки, инструменты: гитара, скрипка, перкуссии, рояль, разного рода ударные (от закрытого хай-хэта до педального, когда тарелки ударяются друг о друга только с помощью педали, без удара палочкой), волынка и другие.

Если вдруг обнаружится, что при хорошей игре в ВЧ той же скрипки, проблемы возникают при передаче тарелок - срезаются ВЧ-баллы. На мой взгляд, это честно.

Что дальше?

Если звук инструментов живой, звучит естественно, то всё в порядке - можно слушать дальше и вот тут уже начинается детальное сравнение претендента с референсом и поиск микро различий: что звучит лучше тут? А здесь? Как звучит вокал мужской и женский в том, или другом треке? А как воспринимается гитара? Одна, другая, третья, включая разные типы, как звучит бас бочка в том и этом треке в одних наушниках и в других и где её звук более похож на настоящий?

По мере тестирования делаю заметки сразу, чтобы потом не забыть: что понравилось / что нет, какие проблемы имеются в каждом треке. Далее расставляю оценки ВЧ, СЧ, НЧ.

Другие параметры звучания

Начинаем смотреть другие важные моменты:

. Детализацию, богатство обертонов голоса и инструментов (как правило это всё-таки идёт попутно с тестом выше).

. Разделение инструментов - слушаю не теряется ли что-то в сложных сценах: разделяются ли всё ещё звуки, или начинают смешиваться в кашу, рождая какофонию?

. Проверяю Атаку и Динамику. Некоторые драйверы недостаточно быстрые и не успевают отыгрывать динамические партии, при этом возникает ощущение, что звук "размазывается".

. Потом, проверяю Виртуальную сцену: на некоторых треках можно хорошо протестировать только глубину сцены, где-то - её ширину, а где-то всё сразу.

Тест с эквалайзером (EQ)

Если в целом наушники звучат неплохо, но где-то слегка не дотягивают до эталона, то часто пробую дотянуть их за уши с помощью EQ.

Если получается - славно, тогда делаю эквализацию эталона (там всё готово, просто включаю эквалайзер) и битва повторяется: претендент с EQ борется с эталонном со включённым EQ.

А есть ли удовольствие?

Да, это очень важный момент. Бывает, что всё по отдельности воспринимается неплохо, но когда начинаешь просто слушать музыку, то что-то не нравится, нет нужного эффекта. Иногда это что-то неуловимое и чтобы разобраться что именно нужно хорошо подумать.

В любом случае, в хороших (а точнее подходящих для Вас) наушниках должно хотеться слушать музыку и если при всех достоинствах этого нет - это такой же проходной вариант, во всяком случае для вас лично.

Поэтому в качестве предфинального текста я просто откидываюсь в кресле, или ложусь на кровать и стараюсь понять насколько больше или меньше удовольствия (в сравнении с прослушиванием через текущий референс) я получаю от известных мне композиций. Если всё хорошо по отдельности, плюс музыка в новых мне нравится ещё больше - это победа! Значит, мы нашли жемчужину...

Рождение нового референса.
Рождение нового референса.

Кстати, сразу делать выводы не стоит, нужно походить с этой жемчужиной как минимум пару недель. В идеале, стоит проделывать это и с наушниками, которые "не зашли".

Амбушюры и посадка

Кстати, первый тест происходит с использованием наиболее подходящих под мои уши комплектных амбушюр для каждого экземпляра наушников (что логично, ведь тех амбушюр, которые есть у меня, может не быть у того, кто будет покупать эту модель, но у него точно будет всё то, что лежит в коробке).

Второй тест делается на одинаковых амбушюрах (обычно это "амбы" референса). Цель: сравнить сами наушники и понять какой звук они способны выдать в равных условиях. Если прирост имеется и он существенный - я отмечаю это в статье и тогда итоговые оценки расставляются с такой конфигурацией амбушюр, ведь логично, что ради звука человек сможет докупить хорошие амбы и если стоковые плохи - это не повод низко оценивать наушники, которые МОГУТ давать хороший звук, но не могут раскрыться из-за плохого комплекта.

В общем, это просто отмечается в статье, чтобы передать эту информацию. Часто наушники отбраковывают из-за таких мелочей как плохие амбушюры, а иногда они хорошие, но не подходят под ухо конкретного человека. Ставить крест на наушниках из-за этого - не дело.

Промежуточный итог (только звук)

Если всё хорошо и новые наушники превосходят референс именно в звуке (на этом этапе другие параметры не учитываются), то они могут стать новым эталоном звучания.

Тест дополнительных функций (ANC и Микрофон)

Если говорить о TWS, то штука это удобная и многофункциональная и звук тут хоть параметр для меня и главный, но он всё же не единственный.

Ради хорошего звучания люди со многим готовы мириться, но скажем, в TWS всегда хочется иметь как минимум две доп. функции:

. Комфортную работу микрофона при звонках.

. Хорошее шумоподавление (ANC).

Эти две функции являются очень важными для многих, поэтому, если наушники стоят внимания, я обычно тестирую их тоже.

Основной состав

Если все звёзды сошлись и выходит, что и звук отличныйт (лучше чем у текущего эталона) и всё остальное работает на достаточно приличном уровне, то отставляю такие наушники, заменяя ими предыдущий референс.

Так случилось, например, с Technics AZ60, которые были заменены победившими их Technics AZ80 и не случилось с Hifiman Svanar Wireless (при всех их достоинствах) и Technics AZ100. ВЧ обоих по результатам тестов оказались недостаточно детальными и натуральными.

На этом пока всё, если хочется узнать какие-то подробности - прошу в комменты.

Полезные ссылки

Всем лучшего звука.

ThePolarMan @ HiFi