Найти в Дзене

Объяснение Аудио Терминов (Словарь Аудио) [ЧЕРНОВИК]

Оглавление

The Book of Sound
The Book of Sound

Дисклеймер

Статья в разработке. Но кое-что прочитать уже можно ;) хотя потом всё будет переосмыслено и переписано :D

О чем статья

Пояснение явлений и терминов использующихся при описании звучания. Многие можно легко найти в интернете и они просты для понимания, поэтому часть я не буду пояснять тут, если на это нет запроса, но основные / интересные / неочевидные опишу простыми словами.

Основные категории описания звука
(кратко)

Для начала, разделим описание на несколько самых очевидных категорий:

  • Окрас

Холодный звук - это общий баланс, где акцент на технической точности и аналитике, при недостатке низких частот ("тёплоты").

Яркий звук - акцент конкретно на высоких частотах, их больше чем просто в холодном звуке. Это создаёт ощущение "искристости" звука, или избыточной резкости (тут уже кому как).

Тёплый звук - акцент на низких и средних частотах, звучит мягко, часто такая подача вызывает больше эмоций, но сбалансирован.

Тёмный звук - приглушены высокие частоты, звук менее детализирован и "воздушен".

  • Высокие частоты (ВЧ, High Frequencies). Диапазон: 2000–5000 Гц
    Это звуки ближе к звучанию скрипки и ударных инструментов, они яркие, искристые, причём есть нижние ВЧ (Upper Midrange) и верхние (Treble). И если первые - это вокал, скрипки, акустическая гитара во всей её звонкости и "блеске звучания", то вторые это тарелочки, маракасы, шейкеры, треугольники, в общем, всё, что звучит максимально пронзительно, кристально. Этот диапазон добавляет музыки "воздушность".
  • Средние частоты (СЧ, Midrange) Диапазон: 500–2000 Гц. Что там играет? Это основной диапазон для вокала (как мужского, так и женского), Гитара: Мелодическая часть звучания, Мелодика фортепиано (В этом диапазоне звучит большинство мелодий), Ударные: Верхняя часть том-томов. Этот диапазон самый важный для восприятия большинства инструментов и вокала.
  • Низкие частоты (НЧ, Бас, Low Frequencies)
    a/ Средне-низкие частоты (Upper Bass, Mid-Bass) Диапазон: 250–500 Гц. Что там играет? Ритм-гитара: Основной "тело" звучания электрогитары. Фортепиано: Ноты нижнего регистра. Скрипка: Некоторые глубокие ноты, например, нижняя часть диапазона альта и виолончели. Этот диапазон отвечает за "теплоту" звучания.
    b/ Низкие частоты: Диапазон: 20–250 Гц (там ещё есть суббас, это самый низ, 20-60 Гц). Что играет в НЧ? Бас-гитара: Основные ноты бас-гитары звучат именно в этом диапазоне. Большой барабан (kick drum): Генерирует глубокий и мощный удар в области 40–100 Гц. Контрабас: Его самые низкие ноты. Синтезаторы: Многие басовые партии синтезаторов охватывают нижние частоты. Эти звуки добавляют музыке ощущение "тяжести" и "глубины". Этот диапазон отвечает за "теплоту" звучания, задаёт ритм и наполняет музыку глубиной.
  • Сцена Она же воображаемая сцена - воспринимаемое пространство, где размещены инструменты и вокал. Широкая и глубокая сцена позволяет точнее почувствовать расположение звуков и в разных наушниках сцена ощущается по-разному. Почему сцена в наушниках не реальная, а воображаемая - читайте в этой статье ниже.
  • Динамика
    Способность воспроизводить разницу между тихими и громкими звуками. Придаёт музыке эмоциональность и энергичность.
  • Атака
    Передача начального импульса звука, например, удара по барабану. Отвечает за резкость и выразительность звука.
  • Громкость
    Разные наушники очень разные не только по уровню максимальной, но и по уровню минимальной громкости на которой их можно слушать не имея сильных искажений. Есть наушники, которые теряют детали при тихом прослушивании, а есть такие, которые "ловят" искажения если сделать погромче.
  • Микроконтраст:

Это способность наушников воспроизводить тончайшие детали, мельчайшие изменения в громкости и текстуре звука, шелест, дыхание, послезвучия, в общем, все, даже едва-едва слышимые моменты.
Это то, что автор вложил в своё произведение и когда что-то из этого теряется в музыке, она звучит уже не так насыщено, богатство её восприятия страдает. Существует не так много TWS наушников, которые в полной мере могут это передавать. Хороший микроконтраст подразумевает:

a/ Хорошую детализацию

Способность воспроизводить мельчайшие нюансы звука, такие как дыхание вокалиста или шорох щеточек по барабану.

b/ Передачу текстуры
Углубленный аспект детализации, передающий материальность инструмента, ощущение, что вы слышите фактуру струны, трение смычка, движение пальцев по грифу, поверхность барабанной мембраны. Я не знаю как описать это лучше.

c/ Хорошее разделение инструментов
Способность системы четко выделять отдельные инструменты в общей музыкальной сцене. Это делает звук прозрачным: в идеале, ничто не мешает разобрать каждый нюанс, инструменты не мешают друг другу, звучат отдельно и звуки каждого насыщены деталями.

Воображаемая сцена / Акустическое пространство / Объём звука

Фантазия на тему звуковых картин.
Фантазия на тему звуковых картин.

Сцена в IEM (внутриканальных наушниках, или "затычках") действительно воображаемая.

Физически её существовать не может, так как звук поступает с одного направления — прямо в уши. Это значит, что реальных источников звука всего два: левый (L) и правый (R) и с этой точки зрения она достаточно плоская.

Однако не всё так плохо, ведь наш мозг - это чудесный суперкомпьютер, который способен "достраивать" недостающую информацию, создавая иллюзию сцены.

Например, если в записи звук какого-то инструмента громче в правом наушнике, а тише в левом, мозг интерпретирует это как расположение инструмента справа. Чем больше разница в громкости между L и R, тем "правее" этот инструмент будет ощущаться. Именно так и создаётся объём звучания. Правда это больше справедливо для низких частот. Для высоких лучше работает эффект сдвига фазы, а ещё лучше работают оба этих эффекта в комбинации.

На эту воображаемую сцену также влияют такие факторы, как уровень детализации и способность наушников разделять инструменты. Если звуки смешиваются в "кашу", сцена неизбежно страдает и становится менее выразительной. Поэтому детализация и качество разделения инструментов напрямую определяют, насколько "объёмной" будет эта воображаемая сцена и часто на то сколько удовольствия будет получено от прослушивания.

Статья в работе, продолжение следует...

Полезные ссылки

Связанные ссылки