Дисклеймер
Статья в разработке. Но кое-что прочитать уже можно ;) хотя потом всё будет переосмыслено и переписано :D
О чем статья
Пояснение явлений и терминов использующихся при описании звучания. Многие можно легко найти в интернете и они просты для понимания, поэтому часть я не буду пояснять тут, если на это нет запроса, но основные / интересные / неочевидные опишу простыми словами.
Основные категории описания звука
(кратко)
Для начала, разделим описание на несколько самых очевидных категорий:
- Окрас
Холодный звук - это общий баланс, где акцент на технической точности и аналитике, при недостатке низких частот ("тёплоты").
Яркий звук - акцент конкретно на высоких частотах, их больше чем просто в холодном звуке. Это создаёт ощущение "искристости" звука, или избыточной резкости (тут уже кому как).
Тёплый звук - акцент на низких и средних частотах, звучит мягко, часто такая подача вызывает больше эмоций, но сбалансирован.
Тёмный звук - приглушены высокие частоты, звук менее детализирован и "воздушен".
- Высокие частоты (ВЧ, High Frequencies). Диапазон: 2000–5000 Гц
Это звуки ближе к звучанию скрипки и ударных инструментов, они яркие, искристые, причём есть нижние ВЧ (Upper Midrange) и верхние (Treble). И если первые - это вокал, скрипки, акустическая гитара во всей её звонкости и "блеске звучания", то вторые это тарелочки, маракасы, шейкеры, треугольники, в общем, всё, что звучит максимально пронзительно, кристально. Этот диапазон добавляет музыки "воздушность". - Средние частоты (СЧ, Midrange) Диапазон: 500–2000 Гц. Что там играет? Это основной диапазон для вокала (как мужского, так и женского), Гитара: Мелодическая часть звучания, Мелодика фортепиано (В этом диапазоне звучит большинство мелодий), Ударные: Верхняя часть том-томов. Этот диапазон самый важный для восприятия большинства инструментов и вокала.
- Низкие частоты (НЧ, Бас, Low Frequencies)
a/ Средне-низкие частоты (Upper Bass, Mid-Bass) Диапазон: 250–500 Гц. Что там играет? Ритм-гитара: Основной "тело" звучания электрогитары. Фортепиано: Ноты нижнего регистра. Скрипка: Некоторые глубокие ноты, например, нижняя часть диапазона альта и виолончели. Этот диапазон отвечает за "теплоту" звучания.
b/ Низкие частоты: Диапазон: 20–250 Гц (там ещё есть суббас, это самый низ, 20-60 Гц). Что играет в НЧ? Бас-гитара: Основные ноты бас-гитары звучат именно в этом диапазоне. Большой барабан (kick drum): Генерирует глубокий и мощный удар в области 40–100 Гц. Контрабас: Его самые низкие ноты. Синтезаторы: Многие басовые партии синтезаторов охватывают нижние частоты. Эти звуки добавляют музыке ощущение "тяжести" и "глубины". Этот диапазон отвечает за "теплоту" звучания, задаёт ритм и наполняет музыку глубиной. - Сцена Она же воображаемая сцена - воспринимаемое пространство, где размещены инструменты и вокал. Широкая и глубокая сцена позволяет точнее почувствовать расположение звуков и в разных наушниках сцена ощущается по-разному. Почему сцена в наушниках не реальная, а воображаемая - читайте в этой статье ниже.
- Динамика
Способность воспроизводить разницу между тихими и громкими звуками. Придаёт музыке эмоциональность и энергичность. - Атака
Передача начального импульса звука, например, удара по барабану. Отвечает за резкость и выразительность звука. - Громкость
Разные наушники очень разные не только по уровню максимальной, но и по уровню минимальной громкости на которой их можно слушать не имея сильных искажений. Есть наушники, которые теряют детали при тихом прослушивании, а есть такие, которые "ловят" искажения если сделать погромче. - Микроконтраст:
Это способность наушников воспроизводить тончайшие детали, мельчайшие изменения в громкости и текстуре звука, шелест, дыхание, послезвучия, в общем, все, даже едва-едва слышимые моменты.
Это то, что автор вложил в своё произведение и когда что-то из этого теряется в музыке, она звучит уже не так насыщено, богатство её восприятия страдает. Существует не так много TWS наушников, которые в полной мере могут это передавать. Хороший микроконтраст подразумевает:
a/ Хорошую детализацию
Способность воспроизводить мельчайшие нюансы звука, такие как дыхание вокалиста или шорох щеточек по барабану.
b/ Передачу текстуры
Углубленный аспект детализации, передающий материальность инструмента, ощущение, что вы слышите фактуру струны, трение смычка, движение пальцев по грифу, поверхность барабанной мембраны. Я не знаю как описать это лучше.
c/ Хорошее разделение инструментов
Способность системы четко выделять отдельные инструменты в общей музыкальной сцене. Это делает звук прозрачным: в идеале, ничто не мешает разобрать каждый нюанс, инструменты не мешают друг другу, звучат отдельно и звуки каждого насыщены деталями.
Воображаемая сцена / Акустическое пространство / Объём звука
Сцена в IEM (внутриканальных наушниках, или "затычках") действительно воображаемая.
Физически её существовать не может, так как звук поступает с одного направления — прямо в уши. Это значит, что реальных источников звука всего два: левый (L) и правый (R) и с этой точки зрения она достаточно плоская.
Однако не всё так плохо, ведь наш мозг - это чудесный суперкомпьютер, который способен "достраивать" недостающую информацию, создавая иллюзию сцены.
Например, если в записи звук какого-то инструмента громче в правом наушнике, а тише в левом, мозг интерпретирует это как расположение инструмента справа. Чем больше разница в громкости между L и R, тем "правее" этот инструмент будет ощущаться. Именно так и создаётся объём звучания. Правда это больше справедливо для низких частот. Для высоких лучше работает эффект сдвига фазы, а ещё лучше работают оба этих эффекта в комбинации.
На эту воображаемую сцену также влияют такие факторы, как уровень детализации и способность наушников разделять инструменты. Если звуки смешиваются в "кашу", сцена неизбежно страдает и становится менее выразительной. Поэтому детализация и качество разделения инструментов напрямую определяют, насколько "объёмной" будет эта воображаемая сцена и часто на то сколько удовольствия будет получено от прослушивания.
Статья в работе, продолжение следует...
Полезные ссылки
- Кому интересно узнать как "сталкивались в битве" лучшие из лучших, что для меня TWS-эталон, как он звучит и почему я вообще тестирую звук - смотрите большую с итогами: Тестирование лучших по звуку беспроводных наушников в сравнении с референсными
- Остальные выложенные на текущий момент тесты тут: Тесты Аудио и Всё о Звуке
Связанные ссылки
- Если хотите узнать как в "битве" сталкивались лучшие из лучших, какие наушники, в моём понимании, TWS-эталон и почему я вообще тестирую звук - смотрите большую статью с промежуточными итогами тут: #1: Лучший звук в беспроводных наушниках (TWS) 2024 - начала 2025.
- Остальные аудио тесты тут: Тесты Аудио и Всё о Звуке
- Методика тестирования: Методика Тестирования Аудио