Сепарация начинается не в подростковом возрасте, когда ребёнок впервые хлопает дверью и требует, чтобы его перестали контролировать. Не тогда, когда он уезжает учиться в другой город. Этот процесс начинается в самом начале жизни, в момент появления на свет, когда малыш впервые оказывается вне материнского тела.
Психика человека строится на фундаменте раннего опыта, и именно в первые месяцы и годы жизни закладывается его способность к автономии. Психоаналитики и исследователи привязанности изучали, как младенец проходит через фазы приближения и отдаления, формируя чувство себя, границы своего «я» и базовое доверие к миру.
Маргарет Малер предложила одну из наиболее детализированных моделей ранней сепарации. Я хочу в ближайших текстах рассмотреть несколько теорий от основных авторов, описывающих процесс сепарации. Маргарет описала этот процесс как постепенное движение от симбиоза к отдельному существованию, а затем – к осознанию своей автономии.
Сепарация начинается ещё в младенчестве.
Симбиотическая фаза (0-5 месяцев)
В первые месяцы жизни младенец и мать – единая система. Восприятие мира идёт через неё: она – его защита, тепло, питание, само существование. Он не осознаёт, что мать – отдельная фигура, он просто есть в ней. Это состояние глубокой зависимости, которое даёт ощущение безопасности, но если оно затягивается, может привести к трудностям с автономией в будущем.
Дифференциация (5-10 месяцев)
Младенец начинает осознавать, что мать – это не часть него, а отдельный человек. Он следит за её перемещениями, пытается дотянуться, проверяет, можно ли контролировать её присутствие голосом или движением. В этот момент впервые возникает тревога разлуки: исчезновение матери воспринимается как угроза исчезновения мира.
Практика (10-16 месяцев)
Ребёнок активно исследует пространство, делает первые шаги – и это уже физическое подтверждение его автономии. Он возвращается к матери за поддержкой, но всё больше пробует быть отдельно. Это важный этап: если мать слишком контролирует или, наоборот, эмоционально недоступна, ребёнок может либо бояться проявлять самостоятельность, либо научиться подавлять свою потребность в близости.
Ре-аппроксимация (16-24 месяца)
Это сложный этап. Ребёнок уже чувствует себя отдельным, но при этом сталкивается с осознанием своей уязвимости. Он начинает проверять, насколько мать принимает его индивидуальность. Появляются вспышки гнева, требовательность, стремление то сблизиться, то оттолкнуть. Здесь формируется базовый опыт отношений: будет ли его автономия принята без наказания? Разрешено ли быть собой, если это не совпадает с ожиданиями?
Если эти стадии пройдены корректно, человек в будущем может легко балансировать между близостью и независимостью. Он не боится ни своих потребностей в привязанности, ни потребности в автономии. Но если процесс пошёл со сбоями, сепарация во взрослой жизни может быть болезненной: это может проявляться как страх одиночества, постоянное слияние в отношениях или, наоборот, избегание глубокой эмоциональной близости.
Если в детстве автономность воспринималась как угроза, взрослый человек может бояться самостоятельности, испытывать постоянное чувство вины за свою независимость. Если же в младенчестве не было ощущения надёжного контакта, он может бессознательно искать партнёра, который компенсирует это чувство защищённости, или наоборот – убегать от близости, боясь новой травмы разлуки.
Хорошая новость в том, что психика пластична. Даже если сепарация прошла с искажениями, её можно прожить заново – осознавая свои страхи, прорабатывая границы, разрешая себе быть отдельным, но не одиноким. Для этого есть личная и групповая психотерапия.
_________
Больше о психологии и внутреннем мире я рассказываю в своем 👉 Telegram-канале