Найти в Дзене
Живое обучение

Как выучить иностранный язык и как мотивировать себя учиться?

Оглавление

Мне кажется, что изучение иностранного языка это такая большая болевая точка в обучении взрослых. Мы начинаем, бросаем, снова начинаем и обязательно в какой-то момент приходит к выводу, что нам это дело просто не дано. При этом есть какие-то особенные люди, у которых все получается, и они магическим образом начинают говорить, читать и даже писать на иностранным.

Я поговорила об изучении языков с мастером этого дела - с Еленой Кочевой, автором прекрасной книги "Лингво хаккинг" (кстати, эта книга вам нужна даже если вы не собираетесь учить язык, но хотите посмотреть на очень системный подход к личному обучению). Поговорили с Еленой не только про языки, но и про обучение в целом, как себя мотивировать, как вернуться, если забросили или отвлеклись. Получился очень содержательный разговор.

Какая главная ошибка в изучении иностранных языков?

Самая большая ошибка — учить язык просто потому, что “все должны знать иностранный язык”. Тогда изучение превращается в бесконечное топтание на месте. Мы ходим на курсы, нанимаем преподавателей, но в итоге часто получаем разочарование, потому что нет конкретной значимой цели.

Мозг осознанно или подсознательно просто не выделяет время и силы на такое занятие, и все это заканчивается очередным разочарованием.

Но если определена конкретная и значимая для нас цель – например, “понимать фильмы Тарантино без субтитров”, “пройти собеседование в международную компанию”, “сдать экзамен на уровень B2” – появляется вектор движения. Можно разложить процесс на конкретные шаги: что мне нужно, как я туда приду. И есть понятные критерии прогресса.

  1. Можно ли выучить иностранный язык за 5 минут в день через популярные приложения?

Приложения вроде Duolingo скорее просто создают иллюзию прогресса за счёт геймификации. Они дают ощущение, что мы что-то учим, но на деле этого недостаточно для полноценного освоения языка.

Эти приложения помогают запомнить отдельные слова и фразы, но не дают системных знаний и не дают навыка реального общения. Они могут быть полезным дополнением, но не заменят полноценного изучения языка через говорение, чтение, слушание.

Что значит "выучить иностранный язык"?

Это понятие очень субъективное и зависит от целей человека. Для одного «знать язык» — это уметь читать лекции в университете и писать статьи, для другого — общаться с носителями в бытовых ситуациях, для третьего — просто гуглить рабочую информацию.

Объективные ориентиры существуют — те же уровни CEFR (от A1 до C2), которые описывают определённые языковые компетенции. Но какой уровень считать достаточным, зависит от конкретной задачи. Для кого-то B1 — это уже «выученный язык», а кому-то и C1 может быть недостаточно. Главное — понимать свою цель и исходя из неё определять, что для вас это значит.

Как мотивировать себя учить язык (и вообще учиться)?

Я разделяю мотивацию для изучения на два уровня:

  1. Общая мотивация — это ваш ответ на вопрос «Зачем мне этот язык?». Если у вас есть конкретная цель (работа, эмиграция, чтение литературы в оригинале), то язык становится инструментом для её достижения. Если такой цели нет, то, как мы уже обсудили, мотивация будет слабой. Важно не пытаться насильно себя мотивировать, а понять, какую реальную пользу знание языка принесёт вам лично.
  2. Мотивация в моменте — это поддержание интереса в процессе изучения. Даже если цель есть, учить язык может стать скучно. Чтобы этого избежать, важно:
  • Делать процесс интересным через подкасты, книги, фильмы, которые вам и на родном языке было было бы приятны.
  • Разбивать большие задачи на маленькие: не учите язык по огромной толстой книге, начните с коротких текстов, чтобы чувствовать завершенность прогресс.
  • Периодически менять инструменты: даже самый любимый сериал со временем может наскучить. Используйте разные источники, подбрасывая дров в костер мотивации.

Если работать на обоих уровнях, то проблемы с мотивацией можно свести к минимуму. Но важно не забывать, что они испытывать их и даже порой останавливать обучение – совершенно нормально, это случается абсолютно со всеми.

3 совета тем, кто сейчас изучает иностранный язык

1. Развивайте все четыре навыка, делая упор на самом важном для вас. Каждый из навыков – говорение, письмо, чтение и аудирование – требует отдельной проработки. Но какой из них наиболее важен для вас?

Представьте ситуацию: что самое важное, что вы хотели бы делать на иностранном языке? Если ваша цель — смотреть фильмы в оригинале, делайте упор на аудирование. Если важно свободно общаться на конференциях, тренируйте говорение. Обязательно уделяйте внимание активным навыкам (говорение, письмо), чтобы избежать частой ситуации “все понимаю, а говорить не могу”.

2. Выбирайте преподавателя осознанно.
Преподаватель — важный проводник в изучении языка, но это не раз и навсегда. Если вам некомфортно, вы не видите прогресса или преподаватель не учитывает ваши пожелания, не бойтесь искать другого специалиста, который вам подойдет лучше.

3. Не бойтесь делать ошибки.
Ошибки — это не признак неудачи, а часть процесса обучения. Важно не отсутствие ошибок, а то, что каждая из них помогает вам тренироваться и находить правильные решения. Как и в освоении других навыков, прогресс идет через попытки и исправления.

Что лично вас мотивирует учиться?

Меня мотивируют две вещи:

  1. Конкретная задача – если я понимаю, что мне нужен навык для работы или жизни, я учусь, чтобы закрыть этот пробел. Например, если хочу писать статьи, но чувствую, что не хватает компетенции, я иду на курс, сразу применяю знания на практике и развиваю навык.
  2. Интерес и удовольствие – иногда я учусь без чёткой цели, просто потому что мне это любопытно и приносит радость. Это можно назвать хобби, но в долгосрочной перспективе такие знания тоже могут пригодиться. Например, когда я начинала изучать языки, не думала, что это приведёт к новой профессии, но в итоге так и случилось.

В разные периоды приоритеты меняются: иногда обучение необходимо для практических задач, иногда можно позволить себе обучаться чему-то просто для удовольствия.

Что сильнее всего демотивирует и сбивает с толку? Как вы возвращаетесь?

Самое сложное – это когда что-то не получается и непонятно, почему. Это может происходить по разным причинам:

  • Возможно, сам студент не делает достаточно: не повторяет материал, не делает домашку, не закрепляет знания.
  • Возможно, что-то не так с процессом обучения – например, преподаватель объясняет, но прогресса нет. Тогда важно разобраться, в чём причина: может, программа не подходит, или методика преподавания неэффективна.

Чтобы не терять мотивацию, важно замечать маленькие успехи:

  • Первая правильно построенная фраза.
  • Первое общение с носителем, пусть даже с ошибками, но вас поняли.
  • Первое слово, которое вы узнали в новой среде (например, в музее или на улице).

Нужно не оценивать себя по глобальной и часто недостижимой цели («разговаривать свободно»), а отмечать небольшие достижения, которые показывают движение вперёд.

Если же я забросила учебу, что конечно же, тоже случается, возвращаюсь через анализ. Спрашиваю себя:

  • Что пошло не так?
  • Почему я забросила?
  • Что мне не понравилось?

После этого меняю подход. Например, если занятия с преподавателем не зашли, пробую курсы, смену метода или даже просто меняю учебные материалы. Важно не бросать цель, а искать новые способы её достижения.