Цыгане шумною толпою шли по пыльной дороге. Крытые кибитки тяжело тащились, оставляя после себя небольшие островки пыли. Молодые цыганки брели рядом с бричками, держась за короб, в котором сидели старые пхуромны. Ребятишки, голопузые, тут же носились друг за другом, вереща и дразнясь. Матери, уставшие от долгой дороги, не обращали внимание на своих отпрысков. Самой последней, замыкающее обоз, двигалось яркое вардо старой шувихани Вадомы. Старая ведьма восседала на подушках внутри кибитки и дымила трубкой, не произнося ни звука. Хоть и была дорога длинной и тяжелой, но старая Вадома выглядела бодрой, будто и не прошла она этот путь со своими ромалэ. Только недавно успокоилась старая шувани, перестав чувствовать за табором погоню. Долго пришлось старой ведьме зашептывть и путать дорогу тем, кто гнался за ними.
-- А все этот непутевый Роман, сын барона, и что ему втемяшилось достать нож и ударить деревенского сына старосты? -- Размышляла старая Вадома. -- Ох, наделает он немало еще бед, слишком горяч парень, нет на него управы. Отца не слушает, старых не уважает, -- размышляла она, затягиваясь старой трубкой, как и она сама, выпуская кольца дыма.
-- Надо что-то делать...
Вдали показалась небольшая деревенька под названием Кугей. Старый барон Василь, ехавший вначале обоза, остановил свою повозку.
-- Данило, сбегай к старой Вадоме, пусть посмотрит, подходящее ли место, чтобы здесь остановиться?
Молодой мужчина, передав вожжи Василю, ловко спрыгнул с козел и легкой походкой отправился в конец обоза.
-- Дадо, почему остановились? -- Молодой парень двадцати лет от роду вылез из подушек и тряпья, которыми был накрыт, спрятан от гнавшихся за ними мужиков.
-- Чего вылез? Спрячься, не ровен час, нагонят гаджо...
-- Вадома сказала: здесь останавливаемся, чисто, нет погони. Сейчас она выберет место, и там разобьём табор, -- передал Василь слова шувани.
В село въезжали цыгане шумно. Старые дуккереры, отделившись от обоза, пошли по улицам, пытаясь выклянчить что-нибудь съестное, или погадать молодицам, с интересом выглядывающим со дворов. Те, кто посмелее, выходили на улицу и с интересом глядели на цыганский табор. Старые и молодые цыганки весело и задорно шли по улице.
-- Красавица, ай чаюри, давай погадаю, всю правду расскажу, как есть. Что тебя ждет, когда замуж выскочишь, какой замуж будет, - - напевно выкрикивали дуккереры, приставая к молодым девчатам.
Те шарахались от назойливых цыганок и жадным взглядом провожали молодых парней цыган. Те же показывали себя во всей красе, гарцуя на лошадях без седла. Старая Вадома с интересом разглядывала дома, проплывающие мимо.
-- Богатое село, значит, безбедно проживем до заморозков, если ничего не помешает, -- она кинула злой взгляд в сторону кибитки барона. Хотела она наказать его отпрыска, что, не думая, подвел под виселицу многих цыган, да барон не дал, в ноги кланялся. Пожалела она тогда, нет, не Романа, отца пожалела, Василя. И теперь не верила старая цыганка, что непутевый образумится и не натворит дел и в этом селе.
-- А где же Рубина?
Она не видела уже часа три свою внучку. Та, как слезла с брички, так и пошла с молодыми цыганками.
-- Чирикли, ну-ка, чаюри, подойди ко мне, найди Рубину и скажи: я ее зову, -- приказала старая ведьма девочке, идущей за кибиткой.
Свою внучку Рубину старая Вадома очень любила. Воспитала ее сама. Девочка рано осталась без родителей. Война забрала многих рома из табора, в их числе были и родители Рубины. Осталась девчонка сиротой в три года.
-- Пхуромны, звали? -- Молодая красавицы ловко запрыгнула в кибитку, подобрав свои широкие юбки.
-- Звала, а ты что же ушла и к бабушке глаз не показываешь?
-- Так я не просто ушла, я травы по пути собирала, вот, посмотрите какие, у нас еще нет таких.
Девушка выудила узелок из своих юбок и подала старой цыганке. Та с любопытством стала развязывать. В узелке лежали стебли расторопши, листья мать-и-мачехи, а рядом цветочки желтенькие, мохнатенькие.
-- Где же ты цветов мать-и-мачехи нашла, они в это время не цветут еще, -- спросила старуха.
-- Там, на пригорке, солнышко сильно там припекало, вот они и распустились.
-- Молодец, чаюри, порадовала свою бабушку. Но я не за этим тебя позвала, -- убирая узелок в свою необъятную корзину, сказала Вадома.
-- Роман не пристает к тебе? -- Она испытывающие смотрела на молодую девушку.
-- Пристает, я уже не знаю, как от него отбиваться.
-- А что, не люб он тебе? -- Спросила старуха, затянувшись трубкой.
-- Нет, бабушка, не люб он мне. Слишком заносчив, а я не люблю таких, -- девушка тряхнула своей волнистой копной волос.
-- Ты, дочка, будь осторожнее с ним, этот парень -- дылено. От него не знаешь, чего ожидать. Держись от него подальше. А есть в таборе, кто нравится тебе? -- Она заглянула внучке в глаза и долго смотрела, пытаясь прочитать, правду ли говорит ее чаюри .
-- Нет, бабушка, мне никто не нравится в таборе. Видно, не пришло еще мое время, -- сказала молодая цыганка и обняла старуху.
Табор разбили у подножия большого кургана рядом с речкой Куга, полноводной и рыбной. Куга несла свои воды медленно и лениво. Цыгане тут же распрягли своих лошадей и пустили в реку освежиться и напиться воды, так как путь они проделали долгий и длинный. Молодые цыганки тут же разожгли костер, и уже на нем закипал огромный чайник. Рядом на земле два цыгана разделывали молодого кабанчика. Василь вышел из просторного шатра и окинул свой табор добрым взглядом.
-- А где же старая Вадома? -- Спросил он у рома, не найдя ее взглядом.
-- Она к кургану пошла, -- ответили ему.
-- Подождем...
Вадома, поддерживаемая Рубиной, тяжело поднималась к кургану.
-- Бабушка, зачем мы идем сюда?
-- Здесь, дочка, место силы, я это чувствую. Надо поклониться и попросить у духов безопасности. Пусть охраняют нас, пока мы находимся здесь.
Старая Вадома вышла на полянку, где раскинулась шелковая трава ковыль. Ветер тихо перебирал нежные листочки, которые не успели выпустить пушистые метелки.
-- Послушай, дочка, как земля стонет, -- старуха села на нежную траву и замерла. Рубина присела рядом.
-- Слышишь, чаюри?
-- Слышу, бабушка, -- ответила внучка.
Вадома, как только забрала к себе девчонку, оплакав дочку и зятя, стала обучать малышку своему знахарскому делу. Три года она билась над девчонкой, и увидела -- будет толк с малышки. Девочке исполнилось шесть лет, а она знала все травы, и что они лечат. Да, готовила старуха Рубину своей преемницей. Но за девчонкой тоже нужен был глаз да глаз. Семнадцатилетняя внучка выросла в жгучую красавицу. Своей красоты девушка не замечала, а вот окружающие не могли от нее глаз оторвать. Волнистые черные волосы локонами спускались ниже колен. Тонкий стан и высокий рост делали ее стройной как кипарис. Огромные глаза, темные как ночь, и вишневый маленький ротик дополняли неотразимость Рубины. Не даром старая шувани беспокоилась о внучке.
-- Не хорошо это, когда будущая шувихани так красива, -- думала Вадома.
Когда внучке исполнилось тринадцать лет, она прошла инициацию и получила имя Рубина. Три года чайори носит это имя, с честью. Старуха, закрыв глаза, сидела и вспоминала, как ее маленькую обучала матушка:
... отец у Вадомы был известный конокрад. Очень отчаянный был человек. Знал потаенные слова, которые говорил лошади на ухо. Понравится какая лошадь, подойдёт, пошепчет и пошел дальше, а лошадь как привязанная за ним. Хозяин бежит за лошадью, за вожди ее тянет назад, а лошадь ни в какую. Так и уходила за цыганом...
Вадома, открыв глаза, встрепенулась:
-- Пойдем, дочка, нас, поди, уже ждут. Не будем заставлять весь табор ждать нас. Да еще, милая, сегодня не пой, хоть и будут просить.
-- Почему, бабушка? -- Спросила Рубина.
-- Сегодня полная луна, посмотри, как покраснела, не обойтись без поножовщины. Не хотелось бы, чтобы ты была виновницей этому. Многие, дочка, парни на тебя заглядываются, многие хотят жениться на тебе. Если бы не боялись моего цыганского проклятия, то давно бы умыкнули тебя. Это я их сдерживаю. Беспокоит меня Роман. Ты держись от него подальше. В общем не пой сегодня, как придем в табор, я дам тебе настой выпить, потеряешь голос на сутки....
- Пхуромны -- бабушка
- Чайори -- девушка
- рома -- одна из ветвей цыган
- дылено -- дурак
- дуккереры -- обычные уличные гадалки не имеющие знаний ведьмы
Спасибо что дочитали главу до конца. Кому понравилось Пишите комментарии Ставьте лайки Подписывайтесь на канал