Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Онлайн-консультирование: преимущества и ограничения

Я начинала консультировать онлайн в 2015 году. Специфике онлайна нигде не обучалась, опиралась лишь на свой опыт и чувства. Когда в 2020 возникла необходимость перехода в онланй формат, то многие психологи были к этому не готовы. А я уже была в онлайне как рыба в воде. Сейчас такой формат занимает 100% моей психологической практики.

Этот формат работы предлагает новые возможности как для клиентов, так и для специалистов, но также имеет свои ограничения. В этой статье я поделюсь своим мнением об основных преимуществах и недостатках онлайн-консультирования, а также дам рекомендации для его эффективного использования.

Что такое онлайн-консультирование?

Когда я говорю что работаю онлайн, я имею ввиду что оказываю психологическую помощь в интернете через видеосвязь: мне важно не только слышать, но и видеть клиента. Я никогда не работала на телефоне доверия.

Преимущества онлайн-консультирования

1. Доступность

- Географическая независимость: я живу в небольшом городе, а работаю с людьми из разных городов страны. Ближайший город, в котором есть психологические центры находится за 100 км от меня. С таким ограниченным доступом к специалистам онлайн формат единственное решение.

- Экономия времени: у меня и моих клиентов нет необходимости тратить время на дорогу. Они даже могут выйти на связь из салона автомобиля (когда автомобиль не в движении), или парка. Главное условие: отсутствие посторонних. Я всегда выхожу на связь из своей комнаты в доме.

2. Комфорт и безопасность

-Мои клиенты находятся на своей территории. Могут не тратить силы на адаптацию к обстановке. Так между нами легче формируется достаточный уровень доверия для создания терапевтического альянса.

- Для людей с ограниченными физическими возможностями или социальной тревожностью онлайн-формат может быть более комфортным.

3. Гибкость

-у меня есть возможность предложить клиентам удобное время для сессий, включая вечерние часы или выходные дни.

4. Конфиденциальность

-В небольших городах люди опасаются ходить к психологу из-за разглашения информации. Неприятно столкнуться перед дверью кабинета психолога с кем-то знакомым. Или просто с другим клиентом. Клиенты могут сохранять анонимность, что особенно важно для тех, кто опасается стигматизации.

Ограничения онлайн-консультирования

1. Технические проблемы

- Нестабильное интернет-соединение или неполадки с оборудованием могут нарушить процесс консультирования. В случае невозможности подключиться из-за неполадок с моей стороны я переношу сессию и следующую провожу бесплатно.

- Не все клиенты обладают необходимыми техническими навыками для использования онлайн-платформ. Поэтому я работаю на простых площадках типа скайпа или видео чатов ватс ап или телеграм.

2. Ограниченность невербальной коммуникации

- Психолог может упустить важные невербальные сигналы (жесты, мимику, позу), которые играют ключевую роль в понимании состояния клиента. Поэтому я стараюсь интерпретировать полученную от клиента информацию в комплексе, а не отдельно каждое действие.

- Видеосвязь может искажать эмоции и выражения лица из-за задержек или плохого качества изображения. Со своей стороны я предоставляю качественную интернет связь: перед каждой консультацией проверяю работу инрнета, камеры и микрофона. это моя ответственность. Ответственност клиента - проверить у себя то же самое.

3. Сложности в установлении доверия

- Некоторым клиентам сложнее установить эмоциональную связь с психологом через экран. Действительно, если у человека нет опыта общения по видео связи ему первое время будет сложно. Думаю, такие люди сейчас редкость.

- Отсутствие физического присутствия может снизить ощущение поддержки. Поэтому я периодически делаю акцент на своем присутствии. На том, что я вижу состояние клиента, слышу интонации голоса. Говорю о своих чувствах, когда это терапевтично.

4. Ограничения в работе с кризисными состояниями

- Я не работаю с людьми в случаях острого кризиса (например, суицидальные мысли или психотические состояния).

- Психолог не всегда может оперативно организовать помощь в экстренной ситуации. Если такие ситуации возникают, я стараюсь помочь клиенту придти в равновесие и не отключаюсь сразу как вышло время работы если вижу что клиент находится в остором переживании.

5. Конфиденциальность и безопасность данных

- Я не публикую какую-либо информацию о своих клиентах, не прошу у них отзывы. Не веду с клиентами переписок в чатах.

-Ответственность клиета в том, чтобы организовать себе безопасное пространство без посторонних людей. Я даже прошу убрать животных на время консультаций.

Рекомендации для эффективного онлайн-консультирования

1. Выбор подходящей платформы

- Используйте платформы, которые обеспечивают защиту данных и стабильную связь.

2. Подготовка клиента

- перед первой встречей совместно с клиентом обсуждайте правила конфиденциальности и создание комфортной обстановки для сессий.

3. Адаптация методов работы

- Корректируйте и выбирайте техники, которые эффективны в онлайн-формате

- Уделяйте больше внимания вербальной коммуникации и уточняющим вопросам.

4. Оценка рисков

- Проводите предварительную оценку состояния клиента, чтобы убедиться, что онлайн-формат подходит для его запроса.

- Имейте план действий на случай экстренных ситуаций (например, контакты родственников).

5. Постоянное обучение

- Повышайте свои навыки работы в онлайн-формате, изучая новые методы и подходы.

- Участвуйте в супервизиях и обмене опытом с коллегами.

Автор: Марина Смагина
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru