330-й (Ту-330, Ту-204-330) грузовой самолёт (проект)
Хорошо известно, что две трети территории России не имеют транспортных систем, обслуживающих отдалённые регионы — северную часть страны, Сибирь и Дальний Восток, — в которых сосредоточены природные ресурсы страны, но которые труднодоступны. Эти регионы в значительной степени зависят от наличия у России современной транспортной системы. В силу географических, природных и исторических факторов Советский Союз уделял большое внимание развитию системы воздушного транспорта, особенно в отдалённых регионах, а также повышению мобильности вооружённых сил. В общей сложности к концу 1990-х годов авиационная промышленность СССР/СНГ построила 1162 турбовинтовых транспортных самолёта Ан-12, более 900 Ил-76 и около 2000 транспортных самолётов других типов. Эти универсальные самолёты широко использовались как в гражданских, так и в военных целях и до сих пор служат в России и других республиках СНГ, а также в зарубежных странах, куда они были экспортированы. Сегодня ситуация такова, что большинство этих самолётов, в том числе Ан-26, Ан-12 и Ил-76, были выпущены в период с 1960-х по 1980-е годы и устарели. Многие из них подходят к концу срока службы, в то время как другие экономически неспособны соответствовать требованиям современности. Использование грузовых версий больших авиалайнеров, как российских, так и западных, может лишь частично решить проблему, поскольку по условиям их первоначальной конструкции они не подходят для перевозки крупногабаритных грузов как в гражданских, так и в военных целях.
Для АНТК «Туполев» проектирование грузовых самолётов для вооружённых сил и для гражданских целей было постоянной задачей на протяжении семидесяти лет его существования.
Общим фактором является то, что все они были разработаны на основе авиалайнеров или бомбардировщиков ОКБ. В некоторых случаях два очень похожих самолёта имели два разных назначения: бомбардировщик и военно-транспортный самолёт или пассажирский самолёт и грузовой транспортный самолёт. В 1930-х годах на базе бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3 были созданы грузовые самолёты Г-1 и Г-2, а в 1950-х годах несколько сотен бомбардировщиков Ту-4 были переоборудованы в военно-транспортные самолёты Ту-4ТД. В 1950 году ОКБ создало свой первый экспериментальный транспортный самолёт Ту-75, который стал первым военным транспортным самолётом в СССР, с самого начала спроектированным с задней погрузочной рампой и бортовым погрузочно-разгрузочным оборудованием для перевозки крупногабаритной колёсной или гусеничной техники. Во второй половине 1950-х годов были созданы экспериментальные самолёты Ту-107, Ту-115 и
Транспортные самолёты Ту-114Т были созданы на базе Ту-104 и Ту-114, а в 1970-х годах были разработаны проекты грузовых версий Ту-134 и Ту-154. Грузовая версия Ту-154 была выпущена небольшими сериями и успешно эксплуатировалась «Аэрофлотом». В последние годы эта тенденция продолжилась, и почти все новые самолёты Туполева имеют грузовые или конвертируемые версии.
Оценив ситуацию в стране в отношении грузовых самолётов и проанализировав собственный опыт и опыт российских авиационных конструкторских бюро за многие годы, в середине 1990-х годов Туполевское конструкторское бюро разработало программу под названием «Грузовые самолёты для России». Она была направлена на замену существующих устаревших самолётов новыми и более совершенными конструкциями. Её ключевыми пунктами были:
• расход топлива сократится вдвое;
• затраты на перевозку грузов сократятся на 40-50%;
• самолёты будут соответствовать более высоким техническим стандартам;
• повысится безопасность полётов;
• повысится конкурентоспособность на внутренних и международных маршрутах;
• значительно снизится воздействие на окружающую среду;
• широкое использование самолётов для удовлетворения особых потребностей, включая создание целого семейства самолётов специального назначения на основе базового самолёта.
Программа предусматривала создание новой линейки грузовых самолётов, каждый из которых, помимо коммерческого применения, должен был выполнять специализированные задачи на службе в Вооружённых силах России. (Таким образом, старая поговорка о том, что ««С чего бы ни начали — все время получается автомат Калашникова»», по-прежнему актуальна!) В настоящее время наиболее продвинутым проектом является Ту-330, созданный на основе Ту-204/Ту-214. Разработка была официально начата в соответствии с директивой № 369, принятой Правительством Российской Федерации 23 апреля 1994 года. Конструкторская документация была передана Казанскому авиационному производственному объединению, выпускающему Ту-214. Ту-330 на 75% состоит из тех же деталей, что и Ту-204, что должно сократить время, необходимое для запуска в производство и сертификации. Ту-330 предназначен для замены устаревших Ан-12 и, в некоторой степени, Ил-76ТД. Он обладает следующими преимуществами по сравнению со своими конкурентами, в том числе Ан-70 и европейским Airbus Industrie A400M:
• минимальный технический риск;
• сокращение запланированного времени проектирования/разработки и расходов на создание прототипа и серийное производство в два-три раза;
• лёгкое встраивание в систему управления воздушным движением в рамках существующей российской системы для грузовых самолётов;
• стандартизация кабин пилотов и авионики с современными авиалайнерами с возможностью модернизации;
• относительно простое введение в эксплуатацию благодаря использованию тех же лётных и проектных характеристик, что и у Ту-204-330
Двигатели 2xПС-90А
Тяга 2x16 000 кг
Длина 42,0 м
Размах крыльев 43,5 м
Высота 14,0 м
Взлётная масса 103 500 кг
Максимальная грузоподъёмность 35 000 кг
Дальность полёта
с 20-тонной полезной нагрузкой 5600 км
с 35-тонной полезной нагрузкой 3000 км
Крейсерская скорость 830 км/ч
Крейсерская высота 12 000 м
Требуемая длина взлётно-посадочной полосы 2200 м
Минимальная прочность грунтовой взлетно-посадочной полосы 6,0-7,0 кг/об/мин
Топливная экономичность 138-140 г/тонно-км
Грузовой отсек (ДхШхВ) 19,5х4,0 м x 3,55-5,0 м
Грузовой люк (ДхШ) 4,0 x 4,0 м
Срок службы 45 000 часов
Конкретный период технического обслуживания и ремонта не более 07 часов на каждый лётный час. Время подготовки к вылету 30 минут.
В ходе разработки ОКБ постоянно учитывало широкий спектр задач, которые мог выполнять самолёт как в гражданском, так и в военном применении. Рассматривалась идея оснащения ВТА самолётами Ту-330 и Ан-70 в соотношении 4:1, но анализ показал, что для массовых грузоперевозок предпочтительнее Ту-330, так как он обладает более высокой производительностью, более низкими эксплуатационными и производственными затратами и лучше совместим с системой управления воздушным движением благодаря более высокой скорости и большей крейсерской высоте по сравнению с Ан-70.
По оценкам экспертов, спрос на Ту-330 на российском внутреннем рынке гражданской авиации составляет 100-120 самолётов, с возможностью использования 25-30 самолётов на международных рейсах, продажи 15-25 самолётов в другие страны СНГ и ещё 40 самолётов за пределами СНГ, что в общей сложности составляет около 180-215 самолётов. Потребность Министерства обороны России составляет 150-200 самолётов плюс 70-80 для использования в военных целях за рубежом.
На основе анализа рынка и гражданских и военных потребностей были предложены следующие версии Ту-330:
• базовая гражданская грузовая версия;
• поисково-спасательная версия Ту-330ПС (поисково-спасательный) для использования над морем и сушей. Этот вариант также может использоваться для рыбной ловли и ледовой разведки (то есть для прокладки маршрутов судов во льдах), аэрофотосъёмки и экологического мониторинга;
• противопожарный вариант Ту-330П (пожарный);
• версия Ту-330RL дальнего радиоэлектронного обнаружения;
• ретрансляционный самолёт связи Ту-330R (ретранслятор);
• версия Ту-330K для перевозки СПГ с двигателями, работающими на СПГ;
• военно-транспортный самолёт Ту-330ВТ с современной системой связи WS, оборудованием для погрузки и разгрузки грузов и возможностью перевозки стандартной колёсной и гусеничной техники и личного состава;
• санитарный/медицинский эвакуационный самолёт Ту-330SE (санитарно-эвакуационный);
• самолёт-заправщик Ту-330TZ IFR (топливозаправщик);
• проектные характеристики Ту-230
Двигатели 2xД-436T2
Тяга 2x8200 кгс
Длина 30,95 м
Размах крыла 32,8 м
Высота 10,6 м
Площадь крыла 101,0 м!
Взлётная масса 52,8 тонны
Максимальная грузоподъёмность 18,0 тонн
Крейсерская скорость 800-850 км/ч
Крейсерская высота 11 000 м
Дальность полёта с 12-тонной полезной нагрузкой 3000 км
Размер грузового отсека (Д x Ш x В) 13,0 м x 3,15 м x 3,0 м
Размер загрузочного люка (Д x Ш) 3,0 м x 3,15 м • специальная VIP-версия с пассажирским салоном и местом для двух транспортных средств.
Позже Ту-330 был переименован в Ту-204-330 в маркетинговых целях, чтобы подчеркнуть его структурное и технологическое сходство с Ту-204. У него стреловидные крылья, установленные на шарнирах, и стреловидный Т-образный хвост. Крылья и части хвостового оперения позаимствованы у Ту-204, но фюзеляж новый и специально спроектирован с герметичным грузовым отсеком и задней погрузочной рампой. Два турбовентиляторных двигателя ПС-90А мощностью 16410 кгс для взлёта установлены на пилонах под крыльями. Благодаря высокорасположенным крыльям относительно легко установить более мощные двигатели (с более высоким коэффициентом избыточного давления, обеспечивающим большую тягу), и Туполевское конструкторское бюро уже подготовило замену ПС-90А на НК-93 с воздухозаборниками, а также на опциональную установку двигателей Rolls-Royce или Pratt & Whitney того же класса тяги, что и ПС-90А, что должно расширить возможности экспорта. В хвостовой части установлена вспомогательная силовая установка ТА12-60. Шасси состоит из двухколесного носового узла и шести независимых основных стоек, каждая из которых оснащена двумя тормозящими колесами, что позволяет взлетать с бетонных и грунтовых взлетно-посадочных полос. Управление осуществляется с помощью обновленной системы управления по проводам с центральными рукоятками управления вместо традиционных штурвалов. Кабина экипажа имеет плоское остекление, а в грузовом отсеке нет боковых дверей. Большой (330 м3) В герметичном грузовом отсеке есть встроенное погрузочно-разгрузочное оборудование и помещения для персонала, грузов и транспортных средств. Персонал или грузы также можно сбрасывать с помощью парашюта.
Продолжение следует…
Поддержите канал-поставьте лайк.