Сегодня в сети только ленивый, наверное, не высказывается о недавней премьере –историческом фильме «Злой город».
Ну, и, как водится, все мнения делятся на хвалебные и ругательные.
Поскольку являюсь поклонником исторического кино, данную премьеру не могла пропустить. Посмотрела на большом экране в прошлые выходные. И скажу честно, мнение у меня неоднозначное.
Вначале о плюсах.
А их немало.
Я уже писала как-то, что всей душой – за призыв Владимира Мединского: побольше снимать фильмов о нашей истории, особенно об ее малоизвестных и нередко славных страницах.
Вот в связи с этим и первый жирный плюс – создателям «Злого города» ставлю. Потому что эта героическая история, запечатленная в летописях, нигде и никогда на экране не возникала. Как, впрочем, и, в целом, история Древней Руси – редкий гость на наших экранах.
А история с градом Козельском, напомню, такая.
В 1238 году город этот стал на пути полчищ хана Батыя. Монголы в течение семи недель (!) не могли захватить маленький городишко. Для примера сказать: крупные Рязань и Ростов пали за несколько дней.
И вот когда все-таки Козельск монголы захватили, то Батый понял, что для него это Пиррова победа. Потому что и сын родной погиб под стенами непокорного города, и воинов монгольских несметно полегло. Да и не взял бы крепость кровавый завоеватель, если б родственная подмога не подоспела с камнеметными орудиями.
И приказал Батый стереть Козельск с лица земли. Уничтожить всех жителей. И город называть «Злым».
А вот в памяти русской бесстрашные, погибшие в страшной сечи козельчане навсегда остались символом несгибаемого, беспримерного мужества….
Как вы понимаете, сама историческая первооснова «Злого города» определяет его патриотический посыл. И этот пафос очень даже чувствуется практически в каждом кадре, в каждой сюжетной перипетии. Кто смотрел фильм, со мной согласится.
Кстати, от исторической достоверности создатели фильма в основном не отступают. Этому способствуют натурные съемки. Известно, что для фильма были построены полномасштабный деревянный город со стеной высотой 12 метров и рвом пятиметровой ширины, мост через реку. Много внимания было уделено идентичности костюмов, оружия, интерьеров. Конечно, кое-где присутствует и компьютерная графика. Но она не навязчива, в глаза не бросается.
Весьма достоверны монголы. Для массовых сцен привлекали людей с характерной монголоидной внешностью из Якутии, Калмыкии и Казахстана.
Очень хорошо, что по-русски они не говорят в кадре (как это бывает во многих фильмах). Да и лица актеров подобраны убедительно. Фактурные персонажи. Особенно хорош и колоритен кипчакский князь, побратим воеводы.
А вот теперь о недостатках.
Что бы там не говорили критики и зрители насчет «совсем не тех кольчуг», «сценарных дыр» и плохих диалогов – все это мелочи. Печалит другое. В «Злом городе» слабый актерский состав. (Повторяю, к монголам лично у меня претензий нет).
Не могу понять, по какому принципу подбирали актеров на роли защитников Козельска. Потому что, по моему скромному мнению, герои исторического фильма должны быть как минимум харизматичны.
А по части запоминаемости могу выделить я в фильме только малоизвестного Максима Белбородова в образе лесного душегуба Улыбы, превратившегося в финале в народного мстителя.
Да еще впечатлил меня юный Митя Махонин – князь Василий. Просто святой отрок с древнерусских икон.
Повторяю: я как зритель требую в историческом фильме именно харизматичности актерских лиц. Таких, чтоб я, как бывало в лучших исторических кинолентах советского периода, – проваливалась в эпоху.
Меня могут спросить: «А как же опытный и небездарный Алексей Гуськов, сыгравший одну из главных ролей?». Отвечу: «А, никак». Не холодно мне и не жарко ни от его недавнего Кротова из «Противостояния», ни от его героического Ратши из «Злого города».
Так что, вот так. Неоднозначно все.
Но первые блины, как известно, комом. И хочу верить, что еще будут выходить у нас хорошие, крепкие исторические фильмы. И среди них будут встречаться даже выдающиеся.
По крайней мере, при всех претензиях к «Злому городу» нельзя не заметить, что он куда солидней и приличней, чем, скажем, «Легенда о Коловрате» 2017года. Вот уж где сплошные недоразумения и нелепая сумятица. И, вообще, как сейчас говорят, испанский стыд.
А вы, что об этом думаете, дорогие читатели?
Фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.