Найти в Дзене

Фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак и торговая марка – в чём отличия?

Оглавление

В российском законодательстве для предпринимателей и компаний есть несколько вариантов для обозначения своих названий и брендов. Постараемся простым языком разобраться в этих вариантах и понять, чем они отличаются друг от друга.

Фирменное наименование

Фирменное наименование – это название компании. Согласно п.4. ст.54 ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются гражданским кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII гражданского кодекса.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) при государственной регистрации юридического лица. То есть фирменное наименование – это то название компании, которое указано в уставе организации.

Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке.

Пример: Общество с ограниченной ответственностью «ЮФИС» — это полное фирменное наименование. ООО «ЮФИС» — это краткое фирменное наименование.

Также юридическое лицо вправе иметь одно полное фирменное наименование и/или сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и/или иностранном языке.

В идеале фирменное наименование должно быть уникальным. Согласно п.3. ст.1474 ГК РФ, нельзя использовать аналогичные или похожие фирменные наименования, если фирмы осуществляют аналогичную деятельность и если уже кто-то ранее занял это наименование. Также закон предусматривает требования к содержанию фирменного наименования. Например, оно обязательно должно содержать указание на организационно-правовую форму компании (например, слова «Общество с ограниченной ответственностью»); кроме того, есть список того, что нельзя включать в фирменное наименование. Этот список содержится в п.4. ст.1473 ГК РФ.

Коммерческое обозначение

Коммерческое обозначение – это еще одно средство индивидуализации, которое предприниматели и компании могут использовать для индивидуализации своих предприятий. В отличие от фирменного наименования, коммерческое обозначение не включается ни в какие документы и реестры. Государственной регистрации коммерческое обозначение также не подлежит.

Коммерческое обозначение может включать в себя фирменное наименование, а может быть и совершенно другим. Также коммерческое обозначение может использоваться в товарном знаке (ст.1541 ГК РФ).

Пример: Обществу с ограниченно ответственностью «ЮФИС» принадлежит юридическая консультация «Документы строго в срок». Это название указано на вывеске, на сайте, визитках и бланках. Название «Документы строго в срок» может считаться коммерческим обозначением.

Верховный суд в п.177 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019г. №10 отмечал, что в качестве коммерческих обозначений подлежат охране как словесные, так и изобразительные или комбинированные обозначения. То есть коммерческим обозначением может быть слово, словосочетание, картинка или сочетания слов и картинок.

Так как коммерческое обозначение не подлежит какой-либо регистрации, нужно позаботиться о доказательствах того, что выбранное обозначение действительно может считаться коммерческим обозначением. Право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия.

Чтобы иметь доказательства начала использования коммерческого обозначения можно издать на предприятии приказ о начале такого использования; также допускается выпуск внутреннего положения о коммерческом обозначении. Иногда брендбук компании оформляется как приложение к такому положению. Если у компании будет подобный пакет документов, доказать свои права на коммерческое обозначение будет гораздо проще.

Товарный знак

Товарный знак – это средство, используемое для индивидуализации товаров и услуг. Часто можно встретить понятия «Товарный знак» и «Знак обслуживания».

  • Товарным знаком называют знак, относящийся к товарам.
  • А знаком обслуживания называют знак, относящийся к работам и услугам.

Однако на деле и товарные знаки и знаки обслуживания для простоты называют товарными знаками, ведь согласно п.2. ст.477 ГК РФ правила Гражданского кодекса о товарных знаках применяются и к знакам обслуживания.

Таким образом, товарный знак – это бренд. И он служит не для того, чтобы обозначить название компании или предприятия, а для того, чтобы обозначить определенный продукт, работу или услугу. Хотя закон допускает включение фирменного наименования в товарный знак (п.2. ст.1476 ГК РФ).

Пример: обществу с ограниченной ответственностью «Яндекс» принадлежит как товарный знак «Яндекс», идентичный фирменному наименованию, так и множество других товарных знаков, предназначенных для индивидуализации отдельных товаров и услуг: Яндекс Афиша, Яндекс Карты, Яндекс Маркет и др.

Регистрация товарного знака – дело долгое и порой затратное. Раньше товарными знаками могли владеть только индивидуальные предприниматели и юридические лица. Но сегодня товарный знак может зарегистрировать и обычное физическое лицо, включая самозанятых.

Согласно п.13. Административного регламента предоставления государственной услуги по регистрации товарного знака, общий срок регистрации товарного знака может составлять 18 месяцев и 2 недели. Причем срок может быть увеличен в случае необходимости представления дополнительных материалов и доводов и их проверки. За дополнительную плату можно ускорить регистрацию.

В моей практике самая быстрая регистрация товарного знака (без услуги по ускорению) произошла за 232 календарных дня. У коллег, с которыми я сотрудничаю, был кейс регистрации за 120 дней.

К товарным знакам предъявляются строгие требования по уникальности. Товарный знак должен быть не просто уникальным, он даже не должен быть схожим до степени смешения с другими знаками. Если вы задумываетесь о регистрации товарного знака, рекомендую вам сначала проверить товарный знак по базам Роспатента. Это можно сделать онлайн за пару секунд.

Торговая марка

Часто в статьях, рекламе или публичных выступлениях можно встретиться с термином «торговая марка». В российском законодательстве этот термин не используется. Торговая марка – это перевод английского термина «trademark». По сути своей товарный знак и торговая марка – это одно и то же. Это подтверждается, в частности, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.05.2023г. №Ф03-1860/2023 по делу №А51-10899/2022. Суд отметил, что создание торговой марки преследует те же цели, что и создание товарного знака, в связи с чем к термину торговая марка применимо понятие товарного знака в том значении, в котором оно дано в ст.1477 ГК РФ.

Однако для избежания путаницы и в целях правильного использования терминологии российского права я рекомендую использовать именно понятие «товарный знак», а не «торговая марка».

© Андрей Макаров, 2025г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав. Использование статьи и/или ее частей допускается только в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.