поражающие элементы ракет ЗРК «Панцирь»
Власти Казахстана опубликовали предварительный отчет по расследованию крушения лайнера Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines в Актау. Из документа следует, что самолет, упавший 25 декабря, был поврежден «внешними объектами».
В отчете также представлены фотографии «посторонних металлических объектов», извлеченных из различных частей самолета. Военные эксперты, с которыми поговорил «Вот Так», говорят, что они похожи на поражающие элементы ЗРК «Панцирь».
В отчете Минтранса Казахстана содержится 53 страницы. В нем уточняется, что расследование, проведенное в рамках отчета, «не предполагает установления доли чьей-либо вины или ответственности». Специалисты выяснили, что борт, летевший из Баку в Грозный, дважды пытался приземлиться в столице Чечни, но после неудачных попыток решил вернуться в Азербайджан. В процессе возврата «были потеряны основные системы управления самолета», поэтому пилоты выбрали аэропорт Актау для аварийной посадки, где тот и потерпел крушение.
Из отчета и опубликованной части расшифровки переговоров экипажа с диспетчером следует, что проблемы начались в 5:13 по местному времени, когда был зафиксирован «звуковой удар», произошло отключение автопилота и начались отказы гидравлической и других систем. В эту же минуту произошел второй «звуковой удар». Бортпроводник по внутренней связи доложил командиру воздушного судна, что «взорвалось два сидения» и в салоне началась паника: он пытался рассадить пассажиров.
Сначала экипаж решил, что произошло столкновение самолета с птицами, но в отчете информация об этом не подтверждается. Командир воздушного судна сначала хотел посадить самолет в Минеральных Водах, в Махачкале и Баку, но, запросив метеоданные, решил сажать самолет именно в Актау, сразу же попросив предоставить спасательные и пожарные службы.
Приведенный текст расшифровки в целом совпадает с тем, что 15 января опубликовал телеграм-канал Baza. После его появления власти Казахстана говорили о «большом отличии» слитого документа от содержимого черных ящиков.
«Такие детали обычно сами по себе в воздухе не летают»
Из отчета следует, что в хвостовой части фюзеляжа, киля, стабилизатора и рулей обнаружены множество «сквозных и несквозных повреждений разной величины и формы». Они также замечены на левом крыле, левом двигателе и других компонентах самолета. Эти элементы попали в самолет извне до столкновения судна с землей. Их извлекли и направили на дополнительную экспертизу. Власти Казахстана пока не делают никаких выводов из полученных данных.
Действующий пилот и капитан Airbus A320 Михаил Парканский отметил, что представленные фрагменты точно не относятся к деталям самолета.
,,«Такие детали обычно сами по себе в воздухе не летают. Плюс, если в отчете говорится, что эти элементы были переданы на судебную экспертизу, то это точно означает внешнее воздействие, а не проблемы с деталями самолета», — объяснил он «Вот Так».
Военные эксперты Ян Матвеев и Кирилл Михайлов, которым «Вот Так» показал фотографии «посторонних металлических объектов», извлеченных из различных частей самолета, допустили, что они могут быть похожи на поражающие элементы снарядов российского зенитно-ракетного комплекса «Панцирь».
«Да, это могут быть поражающие элементы ракеты ЗРПК "Панцирь", однако справочных материалов по их внешнему виду в открытом доступе, насколько мне известно, нет. В то же время из открытых источников известно, что боевая часть ракет "Панциря" имеет стержневые поражающие элементы, а на фотографиях действительно представлено что-то похожее на обломки стержней», — прокомментировал «Вот Так» Кирилл Михайлов.
Источник в правительстве Азербайджана, уже публикации отчета, заявил Reuters, что пассажирский самолет Embraer был сбит именно «Панцирем».
«У азербайджанской стороны есть фрагмент ракеты «Панцирь-С», который был извлечен из самолета и идентифицирован международной экспертизой», — сообщил источник.
Авиакатастрофа в Актау
Самолет Embraer-190 Азербайджанских авиалиний разбился 25 декабря при попытке зайти на посадку в аэропорту города Актау. Лайнер выполнял рейс J2 8243 Баку — Грозный. На борту находились 62 человека и пять членов экипажа. Выжить удалось двум бортпроводникам и 27 пассажирам.
Выжившие бортпроводники Зульфугар Асадов и Айдан Рагимли в беседе с журналистами отвергли версию о взрыве баллона на борту как о вероятной причине крушения. По словам Асадова, самолет не перевозил никакие баллоны, а если бы он действительно взорвался, то самолет разлетелся бы на куски еще в воздухе.
Основной версией крушения самолета называется «внешнее воздействие». Предположительно, самолет мог попасть под удар систем ПВО, которые работали в Чечне из-за атаки беспилотников, начавшейся в тот момент, когда азербайджанский лайнер находился над Грозным и планировал совершить посадку.