Найти в Дзене
История культуры СССР

Судьба "царского села" или история одной статусной улицы на окраине Москвы

Малая Филевская улица, дома с 68 по 36. В народе этот квартал называли "царское село" или "ондатровый заповедник". Мы же, между собой, просто "село". Мы - это молодые жители Малой Филевской восьмидесятых годов. Молодости свойственно сокращать и упрощать. Черные лимузины типа "Чайка" здесь никого не удивляли, а скорее бодрили на фоне засилия однообразных черных "Волг".

Виктор Афанасьев / Слава Зайцев
Виктор Афанасьев / Слава Зайцев

Удивлял, скорее, Слава Зайцев, субботним утром спешащий куда-то вглубь квартала. Никто из моих приятелей не слышал, чтобы законодатель советской моды жил здесь. Куда же шустирил Слава? - спрашивали многие сами себя.

Тайна раскрылась в середине 90-ых. В доме N 40 проживал главный редактор газеты "Правда" Виктор Григорьевич Афанасьев. Член ЦК КПСС, имевший прямую телефонную связь (не из дома) с Генеральными Секретарями от Брежнева до Горбачева, сибарит и друг Пьера Кардена. Конечно он и был интересен законодателю моды СССР. Не удивлюсь если и Дом моды Славы Зайцева был открыт благодаря Виктору Григорьевичу. Но не будем отвлекаться на проспект Мира.

В доме N38 по Малой же Филевской обитал Геннадий Михайлович Гусев. К нему "на огонёк" заезжала Александра Николаевна Пахмутова с мужем-поэтом Николаем Добронравовым. Гусев в то время работал помощником члена Политбюро и Председателя Совета министров РСФСР Виталия Ивановича Воротникова. Затем, по наследству, перешел к его преемнику Александру Владимировичу Власову. 

Александра Пахмутова / Геннадий Гусев
Александра Пахмутова / Геннадий Гусев

Заканчивал карьеру Геннадий Михайлович как заместитель главного редактора журнала "Наш современник". Но было это уже в постсоветское время. Литературному изданию самому была нужна господдержка. Само собой, пути-дороги композитора и экс-чиновника разошлись. Однако сошлись его дороги с Ильей Глазуновым. Маститому художнику импонировали и взгляды Гусева и его манера письма. Мой сосед имел прямое отношение к написанию спичей все еще загадочного Глазунова.

В самом начале "Перестройки", Илья Сергеевич был замечен с другой стороны Малой Филевской, той что ближе к метро Кунцевская. В доме 66 жила секретарша члена Политбюро ЦК Егора Кузьмича Лигачева. Свежеизбранный и фактически ставший вторым Секретарем ЦК Лигачев, олицетворял собой новый курс в идеологии страны. (Сам он жил в арбатских переулках). 

А молва привела Илью Сергеевича на День рождения секретарши Егора (Юрия) Кузьмича. Говорят он приехал за рулем собственного Мерседеса. Что и произвело неизгладимое впечатление на местную молодёжь. Тогда только один "сельский" житель ездил на персональном Мерседесе, правда с водителем. Это был Председатель Госкомспорта СССР Марат Владимирович Грамов. Его иномарка смотрелась вообще анахронизмом после того как Горбачев с Рыжковым союзных министров ссадили с "Чаек" на "Волги" в 1989 году. Борьба с привилегиями приобретала фантасмагорические формы.

М. Грамов и Т.Тернер ( основатель и владелец CNN)
М. Грамов и Т.Тернер ( основатель и владелец CNN)

Еще ранее Михаил Сергеевич не пощадил своих помощников. Они практически с самого начала воцарения своего шефа довольствовались "Волгами". (Речь идет про 1985 год. ). Один из них совершенно точно жил на Малой Филевской. Звали его 

Анатолий Павлович Лущиков и отвечал он у Горбачева за сельское хозяйство. Ушел в отставку в 1990, когда Михаил Сергеевича потянуло от сельского хозяйства в философию.

Кстати, говорят, на Малой Филевской жил и другой помощник генеральных секретарей Виктор Шарапов.

В самом сердце "села", в соседних домах, проживали два министра-горбачевца: Михаил Федорович Ненашев и Леонид Петрович Кравченко. Дома 44/42. Соседи-чиновники прославились тем, что сменили друг друга на посту Председателей Гостелерадио СССР. Хотя Ненашев пришел на этот пост с должности Председателя Госкомиздата, а Леонид Петрович из вечно живого ТАССа. Конечно, это не единственный след в истории, который они оставили. Ненашев возглавлял "Советскую Россию" в лучшие ее годы. Кравченко же в своем "Труде" влип в историю с "летающими тарелками". Главлит тогда не приветствовал статьи про НЛО и пришлось Леониду Петровичу совершить свой первый, но не последний, переход в Гостелерадио. Однако речь в статье про дома, а не людей.

Л. П. Кравченко / М. Ф. Ненашев
Л. П. Кравченко / М. Ф. Ненашев

Леонид Кравченко оказался соседом первого и последнего вице-президента СССР Геннадия Ивановича Янаева. Интересно, что после его утверждения в должности второго человека в иерархии Советского Союза, консьержке дома пришлось потесниться. Небольшое помещение в подъезде заняли бравые, но скромные ребята из КГБ. Семью вице-президента пришлось ограждать от ходоков-просителей. 

Кстати, ранней весной 1991 супруга вице-президента возглавила нечто вроде бабьего бунта в филиале Новоарбатского гастронома. Время то запомнилось страшным дефицитом товаров первой необходимости и их укрывательством продавцами. В тот день очередь и взбунтовалась. До погрома не дошло, всё-таки вокруг жили люди степенные. 

Часть Малой Филевской улицы
Часть Малой Филевской улицы

Но нет больше ни Геннадия Ивановича, ни его мужественной жены, ни Гастронома. Здание снесли в прошлом году. Говорят будут строить "элитную недвижимость" в 35 этажей. Место-то элитное. Тем более, что, как говорится, дурной пример заразителен. Дело в том, что в 2009 на месте нашего теннисного корта возвели элитный 22-этажный небоскреб. Места на парковке, правда, не всем жильцам хватает. (Застройщик, по слухам любимый депутат экс-мэра Лужкова, немного пожадничал с местами в подземном гараже). Вот пару лет назад наши новые соседи решили подмять под свою стоянку еще часть сквера. По закону, нужно было провести онлайн голосование с участием всех жителей микрорайона. Жители района объединились и спасли сквер, прозванный между собой "восьмеркой".

Владельцам же двухэтажного гастронома согласовывать стройку с соседями не надо. Удобство и комфорт последних их не касается. Как, впрочем, и покупателей их будущих "элитных" квартир. Алчность правит бал в современной Москве. Посмотрим сколько будут стоить машиноместа в 35-этажном небоскребе, которые кто-то метко окрестил вертикальными гробами. 

Г. Янаев / И. Глазунов
Г. Янаев / И. Глазунов

С историей снесенного гастронома связана одна занятная история. В его роскошном винном отделе одно время не продавали водку. Совсем. Почему? По легенде, в доме N 50 жил один большой любитель выпить. Специализировался он именно на водке. Ни один другой напиток так не радовал его. Но отец выпивохи был человеком настолько влиятельным, что запретил продажу "белой воды" в нашем гастрономе. А затем и переселил сына в несколько другой район, где и этаж у него был выше, да и от гастронома много дальше. Сам этот высокопоставленный чиновник, кстати, жил на соседней улице и считал себя преемником Леонида Ильича Брежнева. А может и не считал, но часть партийно-государственного аппарата думала именно так. Возможно по этой причине он и присоединился к большинству, едва достигнув пенсионного возраста.

Не хотелось бы заканчивать историю на алкогольной теме. Тем более, что сотни жителей моей улицы были ходячей историей моей великой страны. О каждом из них можно писать отдельную статью под общей темой "о доблестях, о подвигах, о славе". Кто знает, может когда-нибудь напишу.

Буду благодарен читателям, если в комментария они вспомнят своих замечательных соседей с Малой Филевской, дома 36-84. Знаю среди них были и учёные и даже Герой Российской Федерации.

Кстати, до недавнего времени в клубе "Огонёк" , дом 48, был небольшой краеведческий музей. Не знаю, сохранился ли он сегодня. 

Статьи по теме: