Сразу скажу, что речь не про квартиру с большими окнами на улице Щусева, к которой позднее присматривался Генсек Константин Черненко, а занял Руслан Хасбулатов. Речь про совсем другую квартиру с зимнем садом и камином.
Но все по порядку. В начале 70-х, на заседаниях Политбюро, Леонид Ильич Брежнев начал ворчать. Мол, уйду я, что без меня будете делать? В принципе основания для этого у него были. Только что разрулили две арабо-израильские войны и события в Чехословакии. А там, простите, пахнуло ядерной войной. Наладили отношения со стратегическим противником США. Десятая пятилетка показывала рекордные цифры ВВП и, в итоге, стала самой успешной в истории Союза.
Однако, стенания Брежнева показались слишком навязчивы члену Политбюро Дмитрию Полянскому. Он и сказал в ответ:
- Леонид Ильич. Свято место пусто не бывает. Уйдешь ты, придёт другой.
Сказал он это не назидательно, и не зло, а так, впроброс. Но "слово не воробей, вылетит не поймаешь". Ошибку свою Дмитрий Степанович осознал очень скоро. Дело в том, что в 60-ые годы он считался одним из вероятных преемников Генсека Брежнева. Не самим Леонидом Ильичем, конечно. А частью партгосаппарта, для которых Брежнев казался слабоватым лидером.
После этой фразы, помощники явно нашептали Леониду Ильичу, что вот Вам и подтверждение амбиций Первого зама. главы правительства СССР.
Полянский ринулся исправлять ошибку. В его подчинении находилось министерство строительства СССР. Именно по его поручению оно построило новое здания театра на Таганке. Объект культуры. Чтобы успокоить фрондирующую интеллигенцию Москвы. Вертикаль власти сработала безукоризненно.
Теперь нужен был дом на 12 квартир только для руководителей СССР. Проект разработал сам Посохин. Квартиры в 8-9 комнат, включая небольшой зимний сад и камины. В одном варианте камин находился в зале, а во втором - в небольшой комнатке метров 12-14, где вполне уместно было поставить шахматный столик с диваном и креслами. Сиди себе, играй в шахматы с внуками и вспоминай добрым словом товарища по Политбюро.
Итак, дом построен. Сам Дмитрий Степанович уже начал ремонт в своей квартире. Он был абсолютно уверен в успехе предприятия. Брежневу должно было все понравиться. Не угодить ему было просто невозможно. А, значит, он бы снял все подозрения о тайных замыслах соратника.
Настал день приезда Генерального Секретаря. Говорят, Леонид Ильич осмотрел одну квартиру, ту самую, с камином в уютной комнате и вышел ничего не сказав. Странно. Это уже наводило на неприятные мысли.
На следующий день проходили выборы в Верховный Совет. Леонид Ильич, как всегда, проголосовал в детском клубе своего дома по Кутузовскому 26. ( В 90-ые клуб закрыли, отдав банку). После голосования Генерального секретаря обступили соседи. Многие из них были товарищами по работе ЦК и на других участках государственной службы. Давно не виделись. Вспомнили. Леонид Ильич расстрогался и признался:
- Мне тут другую квартиру предложили. Но куда я от вас поеду?
Сентиментальность была свойственна Генеральному. Что правда, то правда.
Но думаю, здесь сработал еще один фактор. Для лидера государства рабочих и крестьян новая квартира была слишком буржуазна. Зачем она ему, если и в 5-комнатной на Кутузовском проспекте он не жил, а был только прописан. Кортеж с мигалками, за 10 минут доносил Генерального секретаря ЦК КПСС из Кремля в Заречье, в ближнее , тогда, Подмосковье. Ну и на кой ляд ему новые хоромы? Пыль собирать?
Полянскому пришлось срочно сворачивать ремонт и дожидаться достройки соседнего дома. И вот только-только он завершил ремонт, обмыл новоселье, как... Политбюро ЦК приняло решение освободить товарища Полянского от занимаемой должности, направив послом в Японию.
Интрига окружением Брежнева была разыграна филигранно. Она должна войти в учебники аппартной борьбы, если, конечно, такие есть. Не буду писать о ней, так как подробности рассказывал ранее. ( Для желающих - ссылка внизу).
Конечно, для Дмитрия Степановича этого была катастрофа. Марина Влади, в своих мемуарах "Владимир или прерванный полет", вспоминает как встретила на улице дочь Полянского и на той не было лица. Впечатление такое, что ее отца отправляют не послом в Японию, а чуть ближе - в места поселения декабристов. Увы, дружба пар Высоцкий-Влади и Дыховичный-Полянская сошла на нет.
Кстати, несколькими годами ранее, Ольга Полянская чуть не вышла замуж за.... Никиту Михалкова. Известный режиссёр, а теперь и политик, признался в своих недавно изданных Дневниках, что именно Дмитрий Степанович помог ему отправиться служить в армию на Чукотку, а не в театр Советской армии. Косвенно, правда. Но Никита тогда сглупил. Однако это другая история.
Дмитрий Степанович Полянский пытался вернуться в большую политику. Известно, что в марте 1982, находясь в Москве, он дважды звонил Брежневу, просил об аудиенции. Но вряд ли она состоялась. Дмитрия Степановича перевели послом в Норвегию, чуть ранее выведя из состава членов ЦК.
Говорят, под конец жизни, люди проходившие мимо калитки дома где жил Полянский, видели старика с палочкой, который спрашивал редких прохожих:
- а вы меня помните?
Некоторые вспоминали. Ведь Полянский был из тех, чьи портреты несли по Красной площади 1 мая и 7 ноября. Да и сам, стоя на Мавзолее, махал рукой трудящимся, а телекамеры показывали его совсем рядом с Л. И. Брежневым.
Узнававшим, он начинал рассказывать этапы своей жизни... Впечатление было тяжелым. Трудно было согласитья в тот момент со словами известной песни "есть в возрасте любом хорошее". Увы, увы.
Вы спросите кому досталась эта квартира? Академику. Позднее, именем этого ученого назвали одну маленькую площадь на окраине Москвы. До того маленькую, что я только недавно узнал, что у нее есть имя. Хотя десятилетиями пересекал ее... Такие дела. Такая история. Такое вот москвоведение.
Жду ваших комментариев, читатели.
Статьи по теме: