Найти в Дзене
Жизнь и Чувства

Исполнила мечту и погибла. Как канадка Шрия Шах-Клорфайн покоряла Эверест

Шрия Шах-Клорфайн
Шрия Шах-Клорфайн

В фильме «Эверест» 2015 года есть сцена, в которой один из героев задаётся вопросом: «Зачем мы идём на Эверест?»

— Теперь картина ясна: это больно, это опасно, это разрушает семьи и обходится вам всем в круглую сумму. Я должен задать вам вопрос: «Зачем?»
— Зачем? Ответ вон там — и группа указывает на вершину горы.
— Ну ладно, я серьезно, Ясуко, зачем ты лезешь на Эверест?
— Мне 47 лет, я покорила 6 из 7 вершин, так что естественно, я должна побывать на седьмой.
— Это не ответ. Даг, зачем?
Оказалось, что Дагу это нужно было для того, чтобы дети из районной школы, которые подарили ему маленький флаг, увидели, что обычный парень смог осуществить свою мечту. По мнению Дага, его поступок сможет их вдохновить. Даг покоряет Эверест потому что может. «Если ты можешь забраться так высоко, чтобы увидеть такую красоту, то почему бы это не сделать», — завершает свою мысль Даг.

кадр из к/ф «Эверест»
кадр из к/ф «Эверест»

Если вы смотрели этот фильм, то скорее всего помните, чем закончилась для группы та попытка восхождения на Эверест.

Но вот если бы в упомянутой группе находилась Шрия Шах-Клорфайн, и ей задали бы тот же вопрос, то, скорее всего она ответила, что с самого детства, с того момента как её отец летчик, вместе с ней облетел вершину Эвереста, она была одержима идеей покорить её.

Шрия Шах-Клорфайн

Шрия родилась в Катманду, столице Непала, где горы, словно великаны, охраняют покой долин. Уже в девять лет она впервые ощутила дыхание высоты, когда её отец взял её в полёт на вертолёте вокруг Эвереста. Тогда, глядя на белоснежные вершины, она, возможно, впервые почувствовала, что эти горы станут частью её судьбы.

Она выросла в Мумбаи, шумном мегаполисе Индии, но её сердце всегда тянулось к чему-то большему. Работа на круизных лайнерах, где она познакомилась с будущим мужем Брюсом Клорфайном, джазовым пианистом, стала лишь одной из страниц её насыщенной жизни. Вместе они переехали в Торонто, где Шрия нашла себя в мире моды, став закупщицей для сети магазинов Fairweather. Но даже среди комфорта и гламура её душа искала чего-то большего.

Шрия была не просто мечтательницей — она была деятелем. Она основала компанию «SOS Splash of Style Inc», пробовала свои силы в политике, баллотировавшись на выборах в Онтарио в 2011 году. Но её главной мечтой оставался Эверест. Гора, которая манила её с детства, стала её главной целью.

Весной 2012 года Шрия отправилась в Непал, чтобы покорить вершину мира. Она забронировала восхождение с новой компанией Utmost Adventure Trekking, которая предложила более низкую стоимость по сравнению с другими фирмами. Но за этой экономией скрывались риски. Шрия не была опытной альпинисткой, как и её гиды. Предстоящий подъем на Эверест должен был стать первым для этой компании гидов-новичков.

А теперь давайте вспомним диалог из фильма «Эверест». Шрия буквально повторила точь-в-точь все последствия, описанные одним из героев: Из-за своей страсти к покорению Эвереста её брак распался. Шрия не встретила поддержки со стороны мужа, который не разделял её идеи.

-3

Кроме того, это путешествие было для неё финансово сложным, поэтому она старалась выбирать эконом-варианты с гидами. Она собрала средства на экспедицию через пожертвования и даже заложила свой дом, чтобы осуществить мечту.

И тем не менее она сделала свой выбор.

«Сначала мечты кажутся невозможными, затем неправдоподобными, а потом неизбежными» (Кристофер Рив)

Мечта вернула девушку в её детство, в те времена, когда она, сидя в кабине вертолёта своего отца, могла любоваться вершиной Эвереста.

На самом деле, её попытка покорить Эверест была её первым серьёзным опытом в скалолазании. Компания гидов намеревалась научить её тому, что ей нужно было знать на земле. Несмотря на то, что во время месячной подготовки Шрия показала низкие результаты, она настаивала на том, что сможет добиться успеха на горе.

«Я разговаривал с ней, и каждый раз она говорила: «Я могу это сделать. Я могу это сделать. Я могу это сделать» — представитель компании Utmost Adventure Trekking.

Экспедиция для Шрии проходила достаточно сложно. Согласно отчётам, темп её продвижения был гораздо медленнее, чем у её коллег, что вызывало опасения относительно её способности справиться с тяжёлыми условиями восхождения.

Примечательно, что самый старший гид-шерп в группе отказался подниматься с ней выше базового лагеря.

18 мая в 19:30 Шах-Клорфайн отправилась на восхождение к вершине в сопровождении двух менее опытных гидов-шерпов. В процессе подъёма она встретила Ганеша Такури, владельца Utmost Adventure Trekking, который как раз спускался с вершины.

Такури обратил внимание на то, что у Шах-Клорфайн заканчивается кислород, и попытался убедить её вернуться назад. Однако она была непреклонна в своём стремлении достичь вершины. Тогда Такури дал ей свой последний баллон с кислородом и позволил продолжить путь.

К утру Шах-Клорфайн почувствовала себя очень слабой. Длительное пребывание на такой высоте, известной среди альпинистов как «зона смерти», сильно истощило её силы. Проводники-шерпы настоятельно рекомендовали ей повернуть назад, не доходя до вершины. Но она была полна решимости и продолжила восхождение. В этот момент хочется отвлечься от этой истории и воскликнуть: «Ну что за идиотизм? Что за стремление к самоубийству? Ради чего ставить на кон свою жизнь?»

Последствия такого безрассудного решения не сложно предсказать.

После 22 часов восхождения, в 14:20 19 мая 2012 года, Шах-Клорфайн достигла вершины Эвереста, воплотив свою мечту в реальность. Она стала четвёртой женщиной и первой южноазиаткой из Канады, кто покорил эту высоту.

-4

Но, как говорят опытные шерпы: главное — не покорить вершину, а спуститься с неё живым.

Когда Шрия начала спуск, стало очевидно, что её силы уже на исходе. Шах-Клорфайн использовала гораздо больше кислорода, чем ожидалось, по нескольким причинам: у неё был установлен высокий расход кислорода, она начала использовать его раньше, чем обычно, и провела больше времени на подъёме. В конце концов, у неё закончился кислород.

Её шерпы пытались помочь ей спуститься, поддерживая её физически и подбадривая, но их усилия оказались напрасными. Она больше не могла стоять самостоятельно.

“Спасите меня”, — умоляла она проводников.

Несмотря на их попытки, она упала в обморок и умерла в ту ночь, около 22:00, после 27 часов непрерывного восхождения. Они находились на «Балконе» на южной стороне Эвереста на высоте 27 560 футов (8 400 метров). Шрии было всего лишь 33 года.

Вот такая цена мечты.

-5
-6

Тело Шрии пролежало на горе около десяти дней, прежде чем к ней вернулись. Команда шерпов смогла вынести её тело из зоны смерти. Позже она была кремирована в Катманду.

-7

Эта трагическая гибель вызвала бурную дискуссию об этических принципах сопровождения на Эверест неподготовленных людей, об ответственности экспедиционных компаний за безопасность альпинистов и о необходимости более строгого регулирования для предотвращения перенаселения Эвереста.

Хотя, чего уж говорить, такие дискуссии вспыхивают каждый раз, когда кто-то там погибает, но бизнес всегда берет верх.

-8

А как вы считаете, стоит ли рисковать жизнью ради исполнения своей мечты? Поделитесь своим мнением в комментариях.