Бытует мнение, что раньше вещи делали на века — техника работала десятилетиями, сковородки переходили по наследству новым поколениям, а джинсы вообще не протирались. Нередко эти примеры звучат лишь как ностальгия по былым временам. Но попробуем разобраться, есть ли основания у этих наблюдений.
Все жалуются
Опросы потребителей по всему миру свидетельствуют о том, что люди видят снижение качества товаров разного рода.
Так, 52% британцев обратили внимание на падение качества продуктов при сохранении прежней цены, 44% — одежды, еще 37% отметили, что в худшую сторону поменялось качество туалетной бумаги и косметики.
В Польше зафиксировали скимпфляцию, при которой снижают разные характеристики продуктов ради экономии.
Читайте также: Шринкфляция и скимпфляция. Как рост цен играет в прятки с покупателями
Россияне стали чаще обращаться за гарантийным ремонтом новой бытовой техники. Исследователи Американского центра потребительских исследований компании J. D. Power проанализировали качество новых марок автомобилей и пришли к выводу, что количество проблем, связанных с их управлением, выросло вдвое по сравнению с 2010 г.
Что происходит?
История вносит коррективы
Со времен промышленной революции массовость производства стала привычной для людей, но те по-прежнему не имели высокого интереса к покупкам из некоторых отдельных категорий. Парадоксально, но финансовый кризис заставил пересмотреть устоявшиеся процессы, чтобы избежать повтора негативных событий.
В 1932 г., когда в США в самом разгаре была Великая депрессия, брокер по недвижимости Бернард Лондон предложил разработать процесс «запланированного устаревания». Он посчитал, что новая система позволит сформировать регулярные денежные потоки для функционирования правительства.
Его логика была проста: экономический и социальный хаос можно разрешить, заняв толпы безработных в производстве товаров, чей срок службы будет заранее определен. А, как известно, когда вещь приходит в негодность, нужно создавать ей замену — а значит, и занятость рабочим обеспечена. С тех пор промышленные товары стали производиться каждый сезон, по мере изменения модных тенденций.
В тот же период рекламщик Эрнест Элмо Калкинс придумал «потребительскую инженерию». С помощью новой торговой стратегии потребителей стали завлекать искусственно — через привлекательные образы и так называемые мягкие продажи.
Нещадная логика производства
Экономическое развитие подразумевает постоянный рост компаний, расширение производств и регулярное потребление. Производителям выгодно, чтобы их продукцию покупали регулярно и постоянно. Однако количество покупателей в мире в разные периоды времени плюс-минус одинаковое, поэтому у компаний нет цели создавать товары на десятилетия — таким образом они поддерживают постоянный спрос на свою продукцию. Это одно из свойств капитализма.
Так, у продукции любого рода, будь то техника, одежда или мебель есть свой срок годности и уровень качества, по истечению которых потребителям потребуется замена. Глобализация и логистическая эффективность XXI века позволили компаниям расширить торговлю и оперативно поставлять продукцию в разные географические точки.
Например, бренд одежды Zara — типичный пример быстрой моды. По данным исследовательской компании Coresight Research, ее производственный цикл от дизайна до розничной продажи занимает примерно 5 недель, а в год бренд представляет свыше 20-ти коллекций.
Свою лепту в «разгон» быстрого производства внесли также появление соцсетей и потребительская инженерия — принцип искусственного создания спроса рекламодателями и дизайнерами.
Категория одежды в целом является довольно ярким доказательством серьезных изменений в сфере потребления и качестве товаров. По данным Американского общества промышленных дизайнеров, в основном промышленный дизайн сконцентрирован на трех вещах: внешнем виде, функциональности товара, а также производственных возможностях. Значительные изменения с течением времени коснулись именно последнего пункта.
Все больше производители делают упор на легкость производства. Для этого используют более дешевые материалы, фокусируются на скорости, чтобы можно было производить чаще и в больших количествах. При этом, несмотря на появление машин, по-прежнему во многих процессах создания вещей участвуют люди. Компании требуют от них более быстрого производства, а скорость чаще противоречит качеству.
Собеседник издания Vox уточнил, что за последние 10 лет на фоне климатического кризиса, пандемии и устойчивой инфляции стоимость различных материалов и рабочей силы выросла. Это также причина, по которой вы не сможете найти вещь того же качества и цены, что были 10 лет назад.
Концепция потребления такова
В советские времена главной ценностью вещи была функциональность. Культуролог Ольга Гурова пишет, что жителей страны той эпохи можно назвать «обществом ремонта», потому что вещи было принято чинить, переделывать и донашивать. С 1990-х начался период, сочетающий в себе черты прошлой эпохи и той, что шла ей на смену, — это эра так называемого переходного потребления. В страну потекли иностранные товары, появились челночники, мода стала массовой. Население по-прежнему было бедным. В тот период появилось понятие «ширпотреба» — товаров широкого потребления.
И, наконец, сегодня для развитых стран свойственно быстрое потребление. Люди покупают сразу несколько вещей одинакового назначения, заменяют изношенные новыми, ставят в приоритет новизну и соответствие моде, а не качество. Шопинг для них служит символическим процессом, а не жесткой необходимостью.
Следующей ступенью может стать медленное потребление. Оно отличается вдумчивостью подхода к приобретению вещей: люди могут взаимно ими обмениваться, грамотно утилизировать или отдавать в секонд-хэнды, при возможности и вовсе создавать их самостоятельно. В этот процесс вкладывают новый смысл: повышенное чувство ответственности, этика потребления, креативность и просьюмеризм, то есть активное участие человека в производстве товаров и услуг.
Такое устойчивое потребление уже имеет место во многих уголках земного шара, однако по-прежнему не является в достаточной мере распространенным, чтобы можно было назвать его новой эрой потребления. Экономические модели разных стран по-прежнему заточены на постоянный заработок за счет смены моды, регулярного выпуска новых товаров и внимания со стороны потребителя. Возможно, если этот подход изменится, медленное потребление станет превалирующим.
Больше полезной информации для инвесторов вы найдете на BCS Express.