Найти в Дзене
Музей Оранэлы

Названия за окном электрички: Гатчина - Ивангород

Оглавление

Пока очень редко, но ходят электрички (а точнее дизель-поезда) по малодеятельной с точки зрения пассажиров железной дороге – Гатчина – Ивангород. А ведь строилась эта дорога как стратегическая, да и сегодня таковой остается как кратчайший путь к западной границе России. Ее появление было связано с необходимостью соединения Санкт-Петербурга с портами Балтики – Нарвой, Ревелем (Таллином) и Балтийским портом (ныне – Палдиски). В 1870 году была построена дорога от Ревеля до Тосно. Да! Дорога не имела входа в Петербург, для чего через некоторое время была выкуплена Петергофская железная дорога и не построена соединительная ветка между Гатчиной и Красным селом. Петегофский вокзал был переименован в Балтийский, каким он и остается по сей день.

Итак, отправимся в двухчасовую поездка от Гатчины до Ивангорода. Как обычно, читаем названия, вспоминаем историю.

Войсковицы

Наш поезд находится на станции Войсковицы, которая располагается на территории одноимённого посёлка. Сам же посёлок Войсковицы впервые упоминается в переписи 1500 года под именем Войковичи. В начале XVII века рядом с ним образовались две финские деревни, Илькино и Сяпиле, первое упоминание о которых относится к 1623 году. В середине XVIII века мыза Войсковицкая принадлежала инженеру Фёдору Вилимовичу Боуру, а затем перешла во владение к предводителю дворянства Царскосельского уезда Николаю Фёдоровичу Кандалинцеву, одному из представителей российского дворянского рода, отцу которого дворянство было пожаловано Екатериной II «за усердие в течение винных откупов для казны», то есть за разработку проекта, согласно которому для всех питейных заведений Российской империи вводился единый налог.

При мызе находилась мельница, кузница, кирпичный и винокуренный заводы. В оранжерее выращивались персики. В 1871 году владельцем здешних земель становится потомственный почётный гражданин, выходец из польских евреев, купец Авраам Исаевич Горвиц. Именно его стараниями на ветке Балтийской железной дороги был открыт железнодорожный полустанок Горвицы, который позднее получил название Войсковицы

Николай II в своём дневнике так написал об одной из здешних охот: «В 8 часов поехал со всеми прежними охотниками в Войсковицы. Прямо из вагона стали на свои места в 1-м кругу. Завтракали в поезде и затем продолжали охоту с другой стороны железной дороги. Всего убито: 600. Мною: 2 тетерева, 76 фазанов, русак и 2 беляка – итого 81».

Танк-памятник на месте боя З.Г. Колобанова (источник: https://www.yaplakal.com/forum28/st/25/topic826806.html)
Танк-памятник на месте боя З.Г. Колобанова (источник: https://www.yaplakal.com/forum28/st/25/topic826806.html)

20 августа 1941 года в окрестностях станции, у посёлка Новый Учхоз произошёл знаменитый Войсковицкий бой, во время которого экипаж танка старшего лейтенанта Зиновия Григорьевича Колобанова уничтожил 22 немецких танка. Бой продолжался в течение часа. За это время в башню танка Колобанова попало 114 немецких снарядов, но броня советского танка выдержала все удары. Все члены экипажа были представлены к званию Герой Советского Союза, но высшее командование отклонило награждение, так как не могло поверить в реальность этого факта. Ныне одна из улиц в посёлке Войсковицы носит имя Колобанова.

Елизаветино

Станция Елизаветино была названа в честь владелицы близлежащей усадьбы, княгини Елизаветы Эсперовны Трубецкой, урождённой Белосельской-Белозерской. Знаменитый дворец, расположенный на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки принадлежал её отцу, а сама она была одной из главных красавиц и светских дам не только Петербурга, но и Парижа. Лето княгиня Трубецкая проводила здесь, а зиму — либо в Петербурге, либо за границей.

Усадьба Елизаветино находится неподалёку от станции, в деревне Дылицы. Рядом с ней разбит Дылицкий парк. Первым владельцем имения был камердинер Екатерины II Василий Шкурин, который вошёл в историю тем, что поджёг свой дом, чтобы отвлечь внимание Петра III в то время, когда его жена, Екатерина рожала своего незаконного ребёнка от Григория Орлова. Ребёнок этот, которого назвали Алексеем Бобринским, впоследствии рос и воспитывался вместе с детьми Шкурина. Стараниями Шкурина рядом с усадьбой в середине XVIII века была построена Владимирская церковь.

Фото: https://dilici.ru/
Фото: https://dilici.ru/

Сегодня усадьба возрождается к новой жизни. В ней располагается элитный отель, в котором любой желающий может хотя бы ненадолго почувствовать себя великосветским князем или княгиней.

Кикерино

За Елизаветино заканчивается Гатчинский район и начинается Волосовский. Первая станция Волосовского района на нашем пути — Кикерино. До 15 июля 2004 года Кикерино имело статус посёлка городского типа. Теперь это просто сельское поселение.

В начале XX века в Кикерино находилась усадьба Петра Кузьмича Ваулина, русского художника-керамиста, который организовал в посёлке собственное майоликовое производство, имевшее товарный знак «Гельдвейн-Ваулин». Пётр Ваулин сотрудничал с художниками Серовым, Коровиным, Рерихом, Врубелем, которые часто приезжали в Кокорино. После революции он был назначен комиссаром Ломоносовского фарфорового завода в Петрограде, а его полукустарное майоликовое производство в Кикерино было реорганизовано в завод «Горн», на котором он сохранил пост технического директора.

Фото: Е. Борисова ()
Фото: Е. Борисова ()

Работы Ваулина можно увидеть в интерьерах Ярославского вокзала в Москве, на фасадах Третьяковской галереи и гостиницы «Метрополь». Им же оформлен великолепный портал Соборной мечети в Петербурге, а также Морской собор в Кронштадте. После освобождения Волосовского района от фашистов, Ваулин был несправедливо обвинён в сотрудничестве с немцами и расстрелян. В 1989 году реабилитирован.

Роговицы

В середине XIX века деревня Роговицы принадлежала помещице Анне Павловне Дренякиной, о которой история не сохранила никаких сведений. Состояла деревня всего из 19 дворов. Население деревни было смешанным — финско-русским. Сегодня здесь постоянно проживает 93 человека. Из достопримечательностей — курганный могильник XI века, который находится в двух километрах от деревни.

Волосово

Посёлок Волосово, ставший 20 апреля 1999 года городом, расположен в 85 километрах от Петербурга. Сегодня он является районным центром. На гербе Волосово изображён старец, сидящий на золотом троне и держащий на коленях гусли. Это древнеславянский бог плодородия Волос. Согласно древней легенде, поселение получило название от его имени. Рядом со старцем изображены медведь и бык. Медведь является символом лесного края, а бык позиционирует Волосово, как центр сельского хозяйства.

Фото: Дар Ветер
Фото: Дар Ветер

Первое документальное упоминание о Волосово относится к 1499 году. До революции эти места принадлежали семейству Врангелей, но в 1873 году крестьяне выкупили свои земельные наделы и стали собственниками земли.

Рядом со зданием вокзала расположена оригинальная водонапорная башня, построенная в 1905 году. Низ у неё кирпичный, а верх — деревянный. На здании башни укреплена мемориальная табличка в память об экипаже бомбардировщика Пе-2, который 26 января 1944 года повторил на станции Волосово подвиг Гастелло.

Если вы выходите в Волосово, то рекомендуем вам посетить местный Историко-краеведческий музей, который располагается в деревянном здании на территории школы № 2, по адресу улица Афанасьева, дом 3. В музее действует четыре зала: этнография района, история района, район в годы Великой Отечественной войны и известные жители района.

Вруда

Название старинной деревни Вруда происходит от древнерусского слова «врутец» — «родник» — и впервые упоминается в 1500 году. В XVII веке эта местность была населена савакотами, представителями одной из финских народностей, которых сюда переселила шведская администрация. Позднее из савакотов и эвремейсов, ещё одной финской этнической группы, произошли ингерманландцы.

В XIX веке Вруда принадлежала графу Владимиру Фёдоровичу Адлербергу, генерал-адьютанту и министру Императорского двора, ближайшему сподвижнику Николая I. Первый канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк так отзывался об Адлерберге: «Это самая светлая голова из тех, с кем мне приходилось встречаться в России». При нём в селе была построена каменная церковь Успения Богородицы, которая действует и поныне.

Фото: https://vk.com/hram_vruda
Фото: https://vk.com/hram_vruda

Неподалёку от станции, на дороге в Сяглицы, расположен заброшенный карьер Вруда, в котором до начала XX века добывали известняк. С тех пор здесь сохранилось шесть гигантских печей для обжига породы. И сам карьер, и печи вдохновляют многих петербургских художников и фотографов на создание впечатляющих произведений искусства.

Также во Вруде существует несколько мемориалов в честь бойцов Красной армии, погибших здесь в 1941 году.

Овинцово

Остановочный пункт Овинцово и ближайшую к нему деревню как только не называли в разное время: и Овенцово, и Овинцево, и Ованцово, и даже Овинчива. В середине XIX века мыза принадлежала некоему майору фон Шульману.

Фото: Дар Ветер
Фото: Дар Ветер

В начале XX века её владельцем стал коллежский секретарь Максимилиан Эдуардович Пельтцер. После революции в деревне проживало 147 человек, в основном русские и финны.

Молосковицы

Как мы уже говорили неоднократно, в XVII веке в этих местах, по которым проходит наш поезд, проживало очень много этнических финнов, переселённых сюда шведским правительством. Вот и в деревне Молосковицы в 1630 году образовалась лютеранская община, при которой была построена кирха из белого известняка, называемая в народе Белая кирха. В какое-то время это название перешло и на само село. Так, например, на карте Санкт-Петербургской губернии 1770 года село так и называется Белая Кирка. В 1938 году эта самая старая кирха Западной Ингерманландии была закрыта, и в ней разместился сельский клуб. В настоящее время здание кирхи находится в руинах.

Церковь в д. Каложицы (источник: Sobory.ru)
Церковь в д. Каложицы (источник: Sobory.ru)

Надо сказать, что деревня Молосковицы — не самая ближайшая к станции. До неё от платформы целых пять километров. Гораздо ближе расположены деревни Остроговицы, южнее, и Каложицы, севернее. В Остроговицах находилась усадьба героя войны 1812 года, генерал-майора Владимира Петровича Мезенцева. А в Каложицах можно осмотреть хорошо сохранившуюся Екатерининскую церковь, построенную в 1859 году тогдашним владельцем имения, князем Долгоруковым.

Ястребино

Остановочный пункт Ястребино хоть и называется по имени ближайшей деревни, но дойти от платформы до деревни, до которой больше двух километров, не так-то просто. А жаль. Потому что в Ястребино есть несколько интересных достопримечательностей. Например, церковь Николая Чудотворца, построенная в 1857 году.

Борис Владимирович Вильде
Борис Владимирович Вильде

Рядом с церковью — семейные захоронения владельцев усадьбы Веймарн-Оболенских, о которой пойдёт речь у следующей станции. Также в деревне Ястребино можно осмотреть Дом-музей Бориса Владимировича Вильде, русского учёного-этнографа, писателя и поэта, одного из организаторов антифашистского движения во Франции. Через деревню протекает уникальная родниковая незамерзающая река Хревица, в которой водится радужная форель.

Веймарн

Станция получила название в честь сенатора и действительного тайного советника Александра Фёдоровича Веймарна, безвозмездно отдавшего участок принадлежавшей ему земли под строительство железной дороги Санкт-Петербург — Ревель. Александр Веймарн принадлежал в знаменитому остзейскому, иными словами, прибалтийскому, дворянскому роду, предки которого были возведены в дворянство ещё в XVII веке шведским королём Карлом XI.

Удивительно, но станция и ближайшая к ней деревня Веймарн, точно так же, как и увиденное нами ранее Елизаветино, сохранили свои названия и при советской власти.

Фото: Никич
Фото: Никич

Неподалёку от станции Веймарн, в деревне Большая Пустомержа сохранилась усадьба Веймарнов-Оболенских. Земельный участок на берегу реки Пустомержа в 1747 году был пожалован императрицей Елизаветой Петровной сыновьям обер-гофмейстера Матвея Дмитриевича Олсуфьева, одного из знаменитых сподвижников Петра I, который сопровождал самодержца во всех его зарубежных вояжах. В честь первого владельца этих мест усадьба получила название мыза Алсуфьевка.

В 1801 году усадьбу с парком купило семейство Веймарнов, а позднее оно перешло во владение княгини Оболенской (урождённой Веймарн). Имение принадлежало Оболенским вплоть до 1917 года. Есть сведения, что здесь гостил поэт Игорь Северянин.

Тикопись

Смешное название остановочного пункта Тикопись переводится с эстонского, как «гнездо улитки», либо с финского, как «гнездо дятла». Кому как нравится. Две улитки, кстати, изображены на гербе Тикописи, так что первый вариант предпочтительнее, хотя трудно себе представить, чтобы улитки вили гнёзда. Но филологам виднее, конечно.

Дом Мартти Раутанена в деревне Тикопись. 2014 (Фото: Valeriy10f)
Дом Мартти Раутанена в деревне Тикопись. 2014 (Фото: Valeriy10f)

Деревня изначально принадлежала генерал-адьютанту, графу Павлу Андреевичу Шувалову, одному из представителей старинного дворянского рода, который возвысился после дворцового переворота 1741 года. В ходе этого «самого бескровного переворота в русской истории» были свергнуты малолетний император Иоанн Антонович и его родители, а на престол возведена дочь Петра I — Елизавета Петровна. Сам же Павел Шувалов отличился в суворовских походах и наполеоновских войнах. В полутора верстах к северо-востоку от деревни Тикопись находилась мыза Графская Гора, которая принадлежала младшему сыну Павла Шувалова, Петру.

В 1912 году в деревне Тикопись родилась Вера Саар, впоследствии ставшая известной эстонской писательницей. В 1973 году на киностудии «Таллинфильм» по её роману «Укуару» режиссёром Лейдой Лайус был снят фильм «Родник в лесу». Одну из главных ролей в нём сыграл знаменитый эстонский актёр Лембит Ульфсак, запомнившийся советским зрителям по роли Тиля Уленшпигеля в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Легенда о Тиле».

Кингисепп

До 1922 года город Кингисепп назывался шведским именем Ямбург. Он был основан у переправы через реку Лугу в 1384 году новгородским боярином Иваном Фёдоровичем как пограничная крепость Ям. Интересно, что слово «ям» никак не связано с дорожными ямами. Этим монгольским термином называлась система ханской почты. На Руси же словом «ям» называли дорожные почтовые станции.

-11

Крепость Ям выдержала несколько осад, но к концу XV века потеряла военное значение в связи с постройкой соседнего Иван-города. Гарнизон крепости Ям был значительно уменьшен, что позволило шведам захватить её, и в 1612 году, согласно Столбовскому миру, она перешла под их управление. Спустя век, в результате Северной войны крепость была отбита русскими войсками, а в 1781-м, по указу Екатерины II все укрепления были разрушены до основания, а на её месте устроили городской парк, названный по аналогии с петербургским собратом Летним садом. А камни разрушенной крепости были использованы архитектором Антонио Ринальди для строительства главного православного храма нынешнего Кингисеппа, Екатерининского собора. На территории бывшей крепости Ям уже более ста лет ведутся археологические раскопки, а найденные при раскопках артефакты передаются в Кингисеппский краеведческий музей.

Во время гражданской войны город стал местом ожесточённых боёв между Красной армией и белогвардейцами. По её окончании Ямбург был переименован в Кингисепп, в честь эстонского коммуниста Виктора Кингисеппа, расстрелянного эстонскими властями 4 мая 1922 года.

С 14 августа 1941 года по 1 февраля 1944 года город находился в немецкой оккупации. В здании городской ратуши, которое сохранилось до наших дней, фашисты устроили канцелярский отдел концентрационного лагеря. Об этом напоминает мемориальная плита на её фасаде.

В настоящее время население Кингисеппа составляет 49 тысяч человек. Главными градообразующими предприятиями являются Алексеевский известковый завод и промышленная группа «Фосфорит», которая производит минеральные удобрения.

Сала и Комаровка

Между Кингисеппом и Ивангородом находятся две незначительных платформы — Сала и Комаровка.

Справа по ходу движения нашего поезда проходит трасса «Нарва». Наиболее близко она приближается к железнодорожному полотну как раз в районе станции Сала. Её историческое название Ямбургский тракт, а неофициальное — Таллинское шоссе.

На «Географическом чертеже Ижорской земли» 1705 года выпуска на месте нынешней деревни Комаровка изображена деревня Сикалла. А на карте Санкт-Петербургской губернии 1834 года она уже названа Комаровкой. Также есть сведения, что в это время она принадлежала гвардии ротмистру, барону Штакельбергу, чей род был известен ещё в XII веке.

-12

Через станцию Комаровка, которая сегодня является недействующей, протекает река Кама, однофамилица великой уральской реки. А с 1920 по 1940 год в деревне Комаровка находился железнодорожный пограничный переход между буржуазной Эстонией и Советским Союзом. От Комаровки до Ивангорода остаётся проехать всего пять километров.

Ивангород

Впереди у нас — конечная остановка нашего маршрута — Ивангород. Сегодня он является пограничным пунктом на границе России и Эстонии, а в советское время служил символом дружбы между двумя народами: русскими и эстонцами.

Фото: Simm
Фото: Simm

Даже мост через пограничную реку Нарва назывался раньше мостом Дружбы. Первоначальный гранитный мост постройки 1829 года был взорван в августе 1941 года при отступлении Красной армии под натиском немецко-фашистских захватчиков. Современный мост открыли в 1960 году. Его длина составила 162 метра. Сегодня ровно на середине моста пролегает граница между двумя странами: Российской Федерацией и Эстонской республикой.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL