Из статьи "Вяжем сами. 1968 год."
Журнальные рубрики с подобным названием отвечают массовому спросу — в страну на 20 лет пришел бум домашнего вязания
«Многое совпало. Ослабла строгость советского дресс-кода: платье и костюм не считаются больше единственной «приличной одеждой». На работу, в гости, на прогулку теперь можно пойти, надев что-то вязаное — нарядно, современно и удобно. Промышленный трикотаж скучен — только лыжные комплекты, жаркие для помещений, да детские шапочки с помпоном. Курсы кройки и шитья — предыдущее женское увлечение — кого могли обучили; портновское дело сложнее вязания и затратнее: швейная машинка — не спицы.
За год-два вязание образует целый мир со своим языком, гибким в описании петель изнаночных и лицевых. Темы печатных публикаций: вязка чулочная, «резинка» и «жгутик», зубчатый край с подшивкой. Журналы усваивают единый тон наставлений для своих — всегда во множественном числе: «вверху оставляем восьмерки, потом гладко и низ собираем резинкой». Непосвященные расширяют словарь готовых изделий. Прежде все женские — кофты (и даже «кохты»), все мужские — свитера. А теперь легко выговорить: жакет, джемпер, пуловер («полувер»), кардиган. Обновки подолгу обсуждают и меряют; мастерицы обмениваются моделями.
Считается, что, благотворно воздействуя на нервные клетки, вязание успокаивает, воспитывает внимание и терпение. Советы «последние 66 петель закройте сразу в одном ряду» явно имеют психотерапевтический эффект. До половины вещей создается для мужа, детей и прочей родни, и вязание признают ценной женской семейной добродетелью.
Пряжа в мотках пополняет число общенациональных дефицитов. Зато однажды купленная, она — перпетуум мобиле домашнего трикотажа: вещь надоевшую или вышедшую из моды распускают и пряжа снова идет в дело.
Вяжут везде — коротая время у телевизора, по дороге в электричке, в доме отдыха и на работе. Вязание в конторах и НИИ — благодатная тема юмористических рассказов про квартальный план из свитера, шарфа и шапки. " Намедни. Наша Эра. Леонид Парфенов.
Ответы к этой статье.
— Моя мама закончила школу в 65 году, тогда же поступила в вуз. Говорит, хорошо помнит, что уже на первом курсе в Питере они поехали на рынок, купили ниток, сами красили и она вязала себе пальто. В магазинах уже тогда была легендарная фабричная пятирублевая пряжа, а на рынках продавали самопрядную эстонскую. То есть умела вязать еще в школе отдельные журналы вряд ли были, но про вязание печатали во вкладках в Работнице, Крестьянке, Сельской молодежи и проч. вот, за что купил.
— А до означенного года люди как жили?:) без журналов вязали - это наверняка. Бабушки мои, например)))) Во что бы они детей одевали зимой? При полном отсутствии магазинов в деревнях... шили и вязали сами...
— Тоже помню, что бабушки мои вязали всегда еще до 1968года, у них и детей-то было ого-го, раньше же рожали и по 5 и по 11 человек, где столько вещей теплых брать на них. Просто журналов не было, бабушки-то жили в селах и не до журналов им было, денег лишних не было. Но с 1965года помню стали появляться журналы Крестьянка, Работница и там были вкладки по вязанию, вот по таким журналам я и училась потом вязать сама. Ну а Парфенов пишет, что просто повальное увлечение вязанием началось в 1968году, видимо из-за появления в журналах разных узоров. Да и в те годы люди не были богатыми, а хотелось тоже как-то одеться получше.
— Про пряжу не написала - вязали из овечьей пряжи и очень ценился кроличий пух, из него все детям вязали, это я помню хорошо. Магазинной пряжи до 1965 года не помню, в нашей семье ее не было. А вот потом стала появляться по 3-50 100% шерсть в пасмах по 200грамм, в основном серая и ее люди перекрашивали. Помню в свекольном настое бабушка красила, в луковой шелухе. Ну а потом и цветная появилась пряжа в мотках.
— У меня бабушка и мама всю дорогу вязали. Без описаний, из головы или по образцам. Схемы рисовали самостоятельно, от руки. В 70-е дома появились журналы, но их сестры «доставали» по большому блату: чуть ли не из-за границы им привозили знакомые. Пряжу покупали в основном на рынке, самопряд - очень колючий и не слишком ровный. И очень много еще из хлопка вязали (обычные катушечные нитки, слава богу, в магазинах были). Потом появилась шерсть по 3, 5 и пятирублевая. А, еще помогала наша местная трикотажная фабрика - с нее работники массово тырили нитки в бобинах по полтора кило. У меня до сих пор пара таких бобин хранится - черная качественная шерсть. Увязываю их понемногу.
— Да, хорошо, что напомнили про катушечные нитки, с 50х годов помню, что вязались разные подзорники, дорожки, обвязывались крючком наволочки, рушники, да много чего вязалось из самых простых катушечных ниток, даже кофточки вязались где крючком, а где и спицами. А узоры просто передавались друг по другу. Так что Парфенов в какой-то степени не прав.
— Девы, а может быть, имеется ввиду, что вязание стало модным трендом-именно модным, потому что до того, как мне рассказывала мама, ручное вязание естественно было (а куда деваться, нужно же что-то носить), но «модным» не считалось, если уж трикотаж, то промышленный, джерси. И выглядеть «до 68 года» самосвязанная вещь должна была как готовая. А в это время возникла мода именно на ручное вязание. Появились всякие иностранные журналы-немецкие, польские, югославские. В которых были и вещи крупной вязки, и крючок. Сумки вязаные. И наши дамы увидели, что и ручное вязание может хорошо смотреться, а не только кофта на бабушке в деревне. Я думаю, речь скорее об этом-об увлечении вязанием как хобби интеллигентных дам в городах.))
— Мне бабушка (вязальщица с 55 года) рассказывала, что еще в начале 60-х в крупных городах были налажены курсы - собирались дамы у кого-то на дому и давай разбирать как модель связана. Сшитые модели на вязаные переделывали, а привезенные из-за «оттуда» журналы тщательно к родным стандартам (шерсть и тд) приспосабливали и далее в той же работнице печатали. «Кружковцами» были чаще всего дамы с нестандартными пропорциями - купить-то было нечего, да и шить не все могли.
— У меня есть книжка «Домоводство» 1958 года издания, еще мамино приданое, где наряду с ценными сведениями по воспитанию детей, пчеловодству, кулинарии и советами как определить, старая коза или молодая, есть несколько глав с рукоделиями.
Есть вышивка (крестом, гладью, мережка, ришелье, еще что-то), кройка и вязание. Правда, только спицами. Но модели вполне в духе аналогичных зарубежных того времени. Их не много, но все основные потребности закрывают.